Александр Шамардин - Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I"
Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I" читать бесплатно онлайн.
В Энциклопедическом словаре содержатся управленческие, маркетинговые, экономические и предпринимательские термины и категории, имеющие как общеэкономическое содержание, так и носящие сугубо рыночный характер. При этом крен сделан в сторону понятий, терминов и категорий рыночной экономики, и это понятно, поскольку процесс вхождения в рынок весьма сложен и сопряжен с большими социальными издержками и потерями. Исходя из этого, мы пришли к выводу о необходимости подготовить настоящее издание, чтобы датьвозможность читателю ознакомиться с управленческими и экономическими терминами, которые находят все более широкое применение в многоукладной экономике Российской Федерации. Предлагаемый словарь является справочным изданием, в котором даны определения, характеризующие конкретные социальные и связанные с ними экономические явления и процессы. В отличие от опубликованных в последние годы справочников, словарей, в которых содержатся толькотермины рыночной экономики, данное издание имеет свои отличительные особенности и свое «лицо». Во-первых, большое внимание уделено раскрытию экономического содержания общеэкономических категорий.Во-вторых, изложение терминов и категорий сочетается с их практической значимостью. В-третьих, трактовка многих терминов и категорий по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству осуществлена не только с точки зрения российской действительности, но и зарубежной практики. При подготовке издания были использованы энциклопедические и экономические словари на русскоми иностранных языках, периодическая печать, собственные труды авторов. Авторы словаря не претендуют на исчерпывающее и окончательное определение содержания терминов, по которым продолжаются научные дискуссии, и выражают надежду, что читатель с пониманием отнесется к трудностям, которые пришлось преодолеть разработчикам в ходе подготовки данного издания.
АКЦЕПТОВАНИЕ БАНКОВСКОЕ – согласие банка на оплату платежных документов, сопровождаемое и подкрепляемое определенной формой гарантии их оплаты. Оформляется в виде соответствующей надписи на документах банка-акцептанта. Должник обычно переводит сумму долга при наступлении срока оплаты. В случае неплатежеспособности должника оплата осуществляется за счет банка-акцептанта. А. б. широко используется во внешнеторговых операциях, например, при расчетах по документарным аккредитивам. Акцептованный банком вексель может быть учтен в третьем банке и затем переучтен в центральном банке. Акцептованные надежными банками векселя учитываются в банках по более низкой стоимости.
АКЦЕПТОВАННОЕ ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ – поручение, имеющее ак-цепт банка, т. е. подтверждение о наличии на счете плательщика средств, необходимых для платежа.
АКЦЕПТОВАТЬ – принять счет к платежу, дать согласие на оплату счета поставщика. Покупатель не должен подтверждать банку свое согласие на покупку, только в случае отказа от акцепта он подает мотивированное заявление в банк в установленные сроки. В случае отсутствия такого заявления счет считается акцептованным.
АКЦЕПТУАЦИЯ (от лат. acceptare – принимать, одобрять; допускать) – 1) заключение договора в соответствии с предложением другой стороны; 2) обязательство оплатить предъявленный счет, вексель в согласованный срок; 3) согласие банка гарантировать выплату указанной в векселе или счете суммы.
АКЦЕССИЯ (от лат. accessio – присоединение) – 1) юридическая принадлежность одной вещи к другой, в силу которой она одна не переходит без другой к новому собственнику; 2) приращение собственности (чаще в недвижимом имуществе); 3) присоединение к договору или соглашению.
АКЦИДЕНТНЫЙ (от лат. accidentia – случайность) – случайный, побочный, несущественный. В договорах и сделках случайные, несущественные условия принято называть акцидентными.
АКЦИЗЫ (фр. accise от лат. accidere – обрезать) – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги. Акцизами облагаются следующие товары (продукция): этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть (включая газовый конденсат), автомобильный бензин, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением), а также отдельные виды минерального сырья. Сборщиками А. фактически выступают те, кто или производят подакцизные товары, или оказывают облагаемые услуги. Ставки А. на товары бывают трех видов: 1) единые – для товаров, сорта которых внутри группы мало отличаются по качеству и ценам (соль, спички, сахар); 2) дифференцированные – для товаров, классифицируемых по различным качественным признакам: цвету, крепости и т. п. (вина, ткани и т. д.); 3) средние – для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия). По способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные А. устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные А. взимаются с валового оборота. Учет расчетов с бюджетом по акцизам должен осуществляться на счете «Продажи» по отдельному субсчету «Акцизы».
АКЦИИ (фр. action; англ. share, stock) – вид ценных бумаг, свидетельствующий о внесении определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающий право ее владельцу на получение части прибыли-дивиденда, на участие в управлении производством и распределении остатков имущества при ликвидации акционерного общества. Денежная сумма, обозначенная на А., называется номинальной стоимостью А., а цена, по которой А. продается на рынке, именуется курсом А. А. содержит следующие реквизиты: фирменное наименование общества и его местонахождение, наименование ценной бумаги «акция», ее порядковый номер, дату выпуска, вид (простая или привилегиированная) и номинальную стоимость, имя держателя (для именной акции), размер уставного фонда общества на день выпуска А., количество выпущенных А., срок выплаты дивидендов и подпись председателя акционерного общества. По характеру распоряжения А. подразделяются на: 1) именные (с обозначением владельца); 2) предъявительские, их собственником считается держатель А. Отличия между ними касаются их размеров. Именные А. имеют крупный номинал, в то время как предъявительские А. выпускаются в достаточно мелких купюрах. Существуют различия и по размерам получаемых дивидендов. По этому признаку А. делятся на обыкновенные и привилегированные. Размер дивиденда по обыкновенным А. зависит от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Они бессрочны и постоянно обращаются на фондовой бирже. Привилегированные А. приносят твердый, фиксированный процент, причем безотносительно к результатам хозяйственной деятельности данного акционерного общества. Такой же принцип выплаты дохода распространяется на облигации. Привилегированные А. и облигации по истечении известного срока выкупаются акционерным обществом по их номиналу. А. отличаются по участию их владельцев в управлении акционерным обществом. Владелец А. обладает правом голоса на общем собрании акционеров. Владельцы облигаций подобного права не имеют, поскольку не являются совладельцами акционерного имущества, а выступают в качестве кредитора данного акционерного общества. В нашей стране А. были распространены в первые годы Советской власти, но в конце 20-х – начале 30-х гг. они перестали существовать в связи с ликвидацией акциионерных обществ. В настоящее время возрождается акционерное предпринимательство. Выпускаются следующие виды А.: А. трудового коллектива, распространяемые только среди работников своего предприятия; А. предприятий, которые могут продаваться другим предприятиям и организациям; А. акционерных обществ, которые распространяются посредством открытой подписки на них или путем распределения всех акций между учредителями. Исходя из указанных признаков, имеются различия в выборе непосредственных источников дивидендов. Так, по А. трудового коллектива дивиденды выплачиваются за счет средств, идущих на потребление. По А. предприятий выплаты дивидендов осуществляются за счет прибыли, поступающей в распоряжение их трудовых коллективов. По А. акционерных обществ – за счет прибыли, полученной в конце года, поступающей в распоряжение акционерного общества после вычетов на общие цели. А. – ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом, обладателям которых предоставляяются все имущественные и личные права, связанные с обладанием акцией: а) право на получение дивидендов в зависимости от размера прибыли корпорации; б) право на участие в управлении корпорацией путем голосования на собраниях; в) право на получение части имущества после ликвидации корпорации. Права реализуются в размере, пропорциональном величине акций.
АКЦИИ-БЛИЗНЕЦЫ (англ. twin shares) – акции двух юридически независимых компаний с одинаковым составом акционеров
АКЦИИ ЗОЛОТЫЕ – 1) акции с особым правом голоса, которое в определенных условиях в течение оговоренного при выпуске срока (обычно до 3 лет) предоставляет ее владельцу налагать вето на решения собрания акционеров о внесении изменений в устав акционерного общества, о его реорганизации или ликвидации, о его участии в других предприятиях или объединении предприятий, о передаче в залог или аренду, продаже или отчуждении иными способами имущества, остающегося в собственности государства. А. з. – инструмент, позволяющий сохранить государственный контроль над акционерным обществом. Часть таких акций государство оставляет себе при проведении приватизации по решению правительства или Госкомимущества ряда предприятий оборонной промышленности или крупных монополистов; 2) акции золотодобывающих компаний, сосредоточенных в основном в ЮАР и Австралии.
АКЦИИ ИМЕННЫЕ – акции, владелец которых указан на акции (сертификате), и имя владельца занесено в реестр акционерного общества. Уступка прав по А. и. совершается посредством выдачи сертификата (акции) новому владельцу либо посредством проставления передаточной надписи на документе, передачи документа и занесении обладателя в реестр общества.
АКЦИИ НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ – акции, правомочным владельцем которых является их предъявитель. Уступка прав по такой акции производится посредством фактической передачи документа. А. на п. могут выпускаться только при условии их полной оплаты.
АКЦИИ ОБЫКНОВЕННЫЕ – акции, представляющие основные права на собственность корпорации; держатели обыкновенных акций имеют право выбирать совет директоров и влиять на ключевые вопросы, участвовать в доходах корпорации (в виде дивидендов), участвовать в активах в случае ликвидации корпорации на остаточных правах (после того как будут уплачены все долги и привилегированные акционеры получат свою долю).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I"
Книги похожие на "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Шамардин - Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.