» » » » Марина Крапивина - Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки


Авторские права

Марина Крапивина - Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки

Здесь можно купить и скачать "Марина Крапивина - Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки"

Описание и краткое содержание "Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются теоретические и практические аспекты, обеспечивающие эффективность процесса обучения студентов университета иноязычному общению в сфере будущей профессиональной деятельности. Анализируются результаты дидактических исследований проблем, возникающих в процессе педагогического взаимодействия в лингвистической подготовке студентов. Характеризуются технологические аспекты процесса обучения, обосновываются педагогические условия реализации проблемы в учебном процессе.






Н.Бутман также раскрывает некоторые внутренние механизмы и особенности профессионального общения: «Когда человеческий мозг обрабатывает информацию и опыт, поступающие в него посредством пяти органов чувств, они трансформируются в язык. На определённом уровне существует шесть видов деятельности, которые мы совершаем. Пять из них связаны с нашими чувствами: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные. Что же представляет собой шестой? Мы общаемся: мы оформляем всё воспринимаемое нами в слова и обмениваемся ими» [там же, с. 94].

Преломляя понятие профессионального общения к процессу профессиональной подготовки студента вуза, следует учитывать, что «профессия (от лат. profiteor – объявляю своим делом), основной род социально полезной трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся обычно для человека источником существования» [36].

Основные моменты в определении профессии:

− она относится к трудовой деятельности, а, следовательно, требует целенаправленной активности человека, носящей предметный характер и стимулирует субъектные проявления человека;

− профессиональным является не всякий, а лишь социально полезный труд, требующий специальной подготовки;

− каждая из этих характеристик требует развития отношений – соотнесения собственных и общественных потребностей, мотивации саморазвития, оценки собственного вклада, и т.д., которые воплощаются в основном в деятельности общения [36].

Психолог Е.А. Климов выделяет следующие признаки профессиональной деятельности [108]:

− предвосхищение общественно-ценного результата;

− сознание обязательности заданного результата;

− владение внешними и внутренними средствами деятельности;

− ориентировка в межлюдских производственных отношениях.

Несомненно, что все вышеуказанные стороны профессиональной деятельности, как и многие другие, неразрывно связаны с деятельностью общения, буквально «пронизаны» всевозможными актами коммуникации.

Что касается интересующего нас профессионального общения, его содержанием является социально-значимая совместная профессиональная деятельность. Так, авторы классифицируют ПО как специальный вид общения в рамках профессиональной деятельности специалиста. Оно требует специальных знаний, специфических языковых средств, регламентируется профессиограммой специалиста, требует соблюдения норм и правил того социума, в котором реализуется данное общение [151]. Данные положения позволяют квалифицировать исследуемое нами профессиональное общение как форму совместной профессиональной деятельности субъектов.

Необходимо отметить, что часто происходит взаимозаменяемость понятий «профессиональное общение» и «деловое общение». Они, действительно достаточно близки, но не тождественны. Под деловым общением (ДО) обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия, в котором происходит обмен информацией и опытом, предполагающим решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели [33]. Это определение является достаточно широким, так как под него подпадают такие виды деятельности, как обучение (общность целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление, экзамен, консультация врача, приём у официального лица и т.п. Все выше перечисленные ситуации могут характеризоваться в структурном и содержательном планах рядом признаков делового стиля.

Основная задача и функция профессионального общения – продуктивное сотрудничество в сфере основной профессиональной деятельности человека. Партнёр в профессиональном общении выступает как представитель какой-либо социальной категории и как личность, значимая для субъекта при условии, что общающихся отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела, профессионализм. ПО реализуется в рамках некоторой предметной деятельности (научной, производственной и т.д.), а ДО представляет собой совокупность коммуникативных актов, посредством которых достигается решение определённых задач вне бытовых отношений, в официальных сферах жизнедеятельности [33; 174]. Иными словами, ДО и ПО можно рассматривать как целое и частное соответственно.

Из-за множества вариантов и сценариев процесс профессионального общения имеет импровизационный, а результаты – вероятностный характер. Знание базовых основ взаимодействия, ситуаций общения и умение строить общение, используя эти знания, позволяет значительно повысить вероятность ожидаемого результата.

Авторы отмечают такие характерные черты профессионального общения, обеспечивающие его успех [185]: деловая атмосфера общения; формальный стиль; индивидуальный подход; наличие обратной связи; высокая заинтересованность всех участников общения; вхождение в персональное пространство собеседника, и т.д.

Анализируя теоретические обоснования механизмов и особенностей профессионального общения, можно определить его место в профессиональной деятельности с помощью данной схемы (рисунок 1):


Рисунок 1 – Роль профессионального общения в профессиональной деятельности специалиста


Перейдём к рассмотрению структурных компонентов общения. Е.В. Руденский предлагает следующие структурные компоненты [197]:

− предмет общения – партнёр по общению как субъект;

− потребность в общении – стремление человека к оценке и познанию других людей, а через них – к самопознанию, к самооценке;

− коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение;

− действия общения – единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;

− задачи общения – та цель, на достижение которой направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

− продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающие итоги общения.

На основе этих компонентов далее рассмотрим характерные черты и составляющие профессионального общения.

Структурная единица общения рассматривается авторами по-разному. Так, А.К. Макарова считает, что структурной единицей деятельности общения является действие построения высказывания [155]. Но в такой единице учитывается только говорящий, и не включается действие слушающего. Можно полагать, что это противоречие снимается, если структурной единицей общения как формы двустороннего взаимодействия является коммуникативный акт как минимальная, не разложимая далее единица. При этом речь идёт не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой (хотя этот момент не исключается), а именно о взаимодействии [150]. Функциональной единицей общения является коммуникативная задача, которая функционирует внутри коммуникативного акта.

Профессиональное общение может рассматриваться в соответствии с той же структурой, уровнями и компонентами, что и общение вообще. Однако, по мнению авторов, вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает определённое влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между её участниками. Ибо любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их конкретными правами и обязанностями [148]. Поэтому мы делаем вывод о том, что профессиональное общение обладает рядом специфических особенностей, на которых следует остановиться подробнее.

Как было указано выше, профессиональное общение всегда целесообразно, так как собеседники преследуют определенные цели и сообразно им строят коммуникативный акт. А это значит, что использование языковых средств в профессиональной речи также четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы, оно всегда целесообразно.

Профессиональное общение отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана, и тогда мы говорим о речевом этикете, так и общеповеденческого (этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.

Характер, специфика языковых средств профессионального общения (в частности, профессиональная терминология) меняется в зависимости от рода профессиональной деятельности. Её специализация и дифференциация закономерно приводят к необходимости совершенствования или выработки новых форм, средств общения. Соответственно, мы можем говорить о специфичности языковых средств как об особенности профессионального общения.

Коммуниканты находятся в непосредственном речевом и физическом (визуальном) контакте, что обеспечивает мгновенную обратную связь, причем как собственно речевую, так и невербальную. Результаты любого речевого взаимодействия мгновенно проявляются в реакции собеседника, и дальнейшее взаимодействие происходит уже на этой основе, как бы отталкиваясь от нее. Поэтому можно сказать, что межличностное профессиональное общение обычно носит спонтанный характер, в том плане, что его структура и развитие формируются не до коммуникативного акта, а во время него, спонтанно. Степень подготовленности играет здесь меньшую роль, чем способность адекватно реагировать на все сигналы, посылаемые говорящим.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки"

Книги похожие на "Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Крапивина

Марина Крапивина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Крапивина - Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки"

Отзывы читателей о книге "Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.