» » » » Наталья Маликова - Дизайн и методы социологического исследования


Авторские права

Наталья Маликова - Дизайн и методы социологического исследования

Здесь можно купить и скачать "Наталья Маликова - Дизайн и методы социологического исследования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Маликова - Дизайн и методы социологического исследования
Рейтинг:
Название:
Дизайн и методы социологического исследования
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дизайн и методы социологического исследования"

Описание и краткое содержание "Дизайн и методы социологического исследования" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассмотрены функции прикладного социологического исследования как инструмента информационного обеспечения в принятии управленческих решений и решении социальных проблем. Дан анализ социологического исследования как коммуникативного процесса. Показаны классические методы сбора социологической информации, а также новые методики: дискурс-анализ и онлайн-исследование.






Но роли и типы еще достаточно формальные категории. Они должны быть наполнены конкретным содержанием. Клиент имеет множество проблем (позиция 5): он может стремиться разобраться в каком-либо уже свершившемся действии, он может хотеть найти правильное решение существующей проблемы или заложить основы своей будущей деятельности.

Исследователь, в свою очередь, располагает самыми разными ресурсами (позиция 6): он владеет базовым категориальным и концептуальным аппаратом, в его распоряжении находятся материалы, полученные в процессе других социологических исследований, он технологически оснащен для того, чтобы производить новые данные.

Такое взаимодействие является своеобразным видом обмена: клиент достигает своей выгоды, но довольно часто знание, полученное в процессе прикладного исследования, становится основой для дальнейшей научной теоретической разработки проблемы.

Схема имеет еще одну важную черту: двойная симметрия. Левая и правая стороны отделяют профессионала-социолога и клиента. Верх и низ разделяют соответственно субстанциальные, когнитивные аспекты исследовательского процесса от его более формальных социальных элементов.


Рис. 4. Проблемное поле взаимодействия исследователя и клиента.


По мнению П. Лазарсфельда, клиент чаще всего уже имеет определенное экспертное знание о проблеме и предположения о практическом решении, но он не уверен в его правильности и потому обращается за помощью к социологу. Социолог должен транслировать интересы клиента в исследовательские задачи и, опираясь на имеющиеся данные или материалы, полученные в процессе нового исследования, устранить пробел между знанием и действием клиента. Вот почему трансляция полученного знания в рекомендации рассматривается П. Лазарсфельдом как когнитивный (познавательный) аспект этого взаимодействия и отражена позицией 1 на схеме.

Познавательная проблема находится не в социальном вакууме. Проведение всего цикла прикладного исследования не является исключительно когнитивным процессом. На каждой его стадии оно сопровождается необходимостью решения проблем социального взаимодействия между клиентом и исследователем. Однако фокус на когнитивном измерении является ключевой проблемой даже тогда, когда рассмотрению подлежат сугубо социальные, организационные аспекты исследовательского процесса. Например, огромное значение имеет, кто формулирует практическую исследовательскую проблему, кто задумывает и планирует исследовательскую процедуру, кто разрабатывает рекомендации. Концепции возможных решений организации исследовательского процесса действительно могут быть весьма разнообразны. Связь между познавательным содержанием исследования и социальными аспектами взаимодействия социального исследователя и клиента или его представителя: конфликты, взаимопонимание, компромисс, а также вопросы эффективного разделения труда внутри исследовательского коллектива, – все эти аспекты социального действия отражены П. Лазарсфельдом в позиции 2 схемы43.

Следует отметить, однако, что, акцентируя внимание на взаимодействии исследователя (коммуникатора) и клиента (реципиента произведенной им информации), П. Лазарсфельд не включил в данную схему другой уровень коммуникации, осуществляемый в процессе социального исследования: взаимодействие исследователя и респондента (носителя индивидуального сознания, агрегированное выражение которых предстает как общественное мнение). Тогда как именно адекватность когнитивных и коммуникативных намерений исследователя и респондента определяет качество полученной информации.

Своеобразие сознания трех основных субъектов, взаимодействующих в процессе эмпирического исследования, проанализировано у Г. С. Батыгина, Д. М. Рогозина, О. В. Рыбаковой. Следовательно, эмпирическое исследование целесообразно рассматривать как своеобразную транспортировку знания: обыденное фрагментарное знание («Общественности») – теоретическое систематизированное знание (исследователя) – профессиональное экспертное фрагментарное знание (клиента, потребителя информации). Искусство, профессионализм исследователя проявляются именно в обеспечении корректности этих процедур.

Социологическое исследование – процесс коммуникации, своеобразный «семантический перекресток», на котором причудливо переплетаются и взаимодействуют несколько дискурсов: научный и инструментальный язык Исследователя, экспертный язык Заказчика, рутинный дискурс информанта44(рис. 5).

По каким правилам взаимодействуют дискурсы, как рождается метаязык исследования, приемлемый для всех участников?

В процессе социологического исследования (при формулировке проблемы, конструировании инструментария, разработке рекомендаций и др.) обозначенные проблемные зоны когнитивных и коммуникативных отношений разных групп субъектов трансформируются в конкретные проблемные ситуации методологического, методического, организационного характера. Содержание их, а также возможные способы решений будут рассмотрены нами в соответствующих главах.


Рис. 5. Семантический перекресток


Модель поведения заказчика (клиента, согласно терминологии, принятой в западной литературе) определяется комплексом факторов, каждый из которых имеет свой вес и векторность (направленность), способных как позитивно, так и негативно повлиять на исследовательский процесс.

Можно выделить следующие типы заказчика в зависимости от:

• Его социального и профессионального статуса:

– органы власти правительственные структуры (федеральные, областные, муниципальные как на уровне законодательной, так и на уровне исполнительной ветвей власти);

– политические партии, движения, общественные организации;

– отдельные политические и общественные лидеры;

– руководство предприятий и организаций;

– средства массовой информации.

• Уровня его компетентности:

– «сведующие», имеющие общее представление о сути социального исследования, его возможностях и ограничениях, структуре и технологиях;

– «несведующие», не имеющие опыта в такого рода деятельности.

• Характера постановки задач:

– четкость, определенность постановки задач исследования;

– расплывчатость, неопределенность понимания и постановки задач перед исследовательской группой.

• Содержания задач исследования, предлагаемых заказчиком:

– получение информации о состоянии социальных, политических и бизнес-процессов, институтов, диагностика общественного мнения;

– прогнозирование перспектив их развития;

– разработка собственной программы действий или оценка ее эффективности на разных этапах внедрения;

– получение информации о способах решения конкретной проблемы;

– желание оказать воздействие на определенные социальные, политические институты, общественное мнение.

Проблема эффективного коммуникативного и организационного взаимодействия исследователей и заказчиков действительно имеет важнейшее значение. Вместе с тем даже в США, несмотря на наличие богатых традиций взаимодействия ученых и практиков, многие из американских экспертов весьма скептически оценивают достижения, имеющиеся в этой области. Среди факторов, препятствующих эффективному взаимодействию исследователей и заказчиков, называют:

– Стремление лиц, принимающих решение, строить реальный управленческий процесс на сугубо рациональной основе. Они зачастую предпочитают руководствоваться не столько объективными данными и советами специалистов исследователей, сколько нормами законодательства, политической и рыночной конъюнктурой, расстановкой сил в высших эшелонах власти, идеологическими симпатиями и антипатиями.

– Нерасположенность заказчиков принимать во внимание социальные, идеологические, культурные, гуманитарные факторы при разработке тех или иных мер, более значимыми им представляются материальные, осязаемые аргументы (финансовые выгоды, экономические и политические последствия).

– В России проблема эффективного взаимодействия заказчика и исследователя усугубляется еще и недоверием к результатам социологических исследований. Такая позиция объясняется общей стереотипно низкой оценкой исследовательской культуры членов данного профессионального сообщества, наличием в нем большого числа дилетантов и реальных фактов полной или частичной фальсификации материалов эмпирических исследований.

– Следует учитывать также особую значимость для потребителя-заказчика в рамках социологического исследования проблем профессиональной этики исследователя-исполнителя. На рассмотрении этого аспекта их взаимодействия мы остановимся в конце данной главы, так как проблема исследовательской этики затрагивает интересы не только потребителя информации (клиента-заказчика), но и групп субъектов, выступающих информантами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дизайн и методы социологического исследования"

Книги похожие на "Дизайн и методы социологического исследования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Маликова

Наталья Маликова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Маликова - Дизайн и методы социологического исследования"

Отзывы читателей о книге "Дизайн и методы социологического исследования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.