» » » » Александр Орлов - Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства


Авторские права

Александр Орлов - Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства

Здесь можно купить и скачать "Александр Орлов - Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДашков и К016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Орлов - Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства
Рейтинг:
Название:
Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-394-02486-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства"

Описание и краткое содержание "Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматривается место и роль железнодорожного транспорта в системе общественного воспроизводства, его влияние на структуру макроэкономики, темпы ее роста, на повышение емкости внутреннего рынка через транспортный спрос. Показывается обратная зависимость транспорта от состояния экономики, ее эффективности и конкурентоспособности, притока инвестиций, их влияние на развитие железных дорог и внедрение новейших перевозочных технологий. Для научных работников, экономистов макроэкономики транспорта, а также студентов транспортных вузов.






Таблица 2 5

Доля отдельных отраслей промышленности СССР и России в ее общем объеме


Основными тенденциями в советской экономики были следующие: снижение доли топливной промышленности, строительных материалов, продукции пищевой и легкой промышленности, при более быстром возрастании машиностроения металлообработки, химической и нефтехимической промышленности. В постсоветской экономике, в период с 2000 по 2008г.г., ускорились темпы роста химической, нефтехимической, топливной промышленности и электроэнергетики. Однако резко упали темпы роста машиностроения и металлообработки, при резком снижении легкой и пищевой промышленности.

Изменение отраслевой структуры в процессе модернизации, будет находить выражение и в изменении структуры грузооборота на транспорте. Возрастет доля грузов в виде готовых высоко технологичных товаров и снизится топливно-сырьевых. В современной российской экономике на эту тенденцию большое влияние оказывает существенно возросший импорт высокотехнологичных товаров производственного и потребительского назначения.

2.2. Структура экономики, ее пропорциональность и сбалансированность

а) Транспорт в современной структуре экономики

Транспорт – крупнейший потребитель различных ресурсов. Он является трудоемкой, фондоемкой, капиталоемкой а, вместе с этим, топливо – энергоемкой отраслью экономики. Немало он потребляет и строительных материалов, прежде всего металлов, какчерных так и цветных, цемента, гравия, песка и ряда других видов ресурсов. Своими заказами на топливно-энергетические ресурсы, различные металлы, он стимулирует развитие добывающих отраслей экономики. С появлением и развитием железнодорожного и водного транспорта, стал стремительно возрастать спрос на металлы уголь, нефть и другие ресурсы. Так, добыча каменного угля в России возросла с 367 млн. пудов в 1890 г. до 995 млн. в 1900 г., производство железной руды и стали с 48 млн. до 134 млн. пудов, выплавка чугуна – с 55 млн. до 177 млн. пудов. В настоящее время транспорт стал одним из крупнейших потребителей нефтепродуктов и энергоресурсов. Своим спросом он инициировал и развитие машиностроения. В составе машиностроительных отраслей возникло новое его звено – транспортное машиностроение. В последней четверти XIX века Россия стала сама строить паровозы и вагоны. Масштабы и темпы их строительства быстро возрастали. Транспортное машиностроение сегодня в структуре всей машиностроительной отрасли составляет порядка 45 %. Его удельный вес, будет продолжать возрастать и впредь. Эта отрасль стала важнейшим показателем структуры экономики. Транспорт воздействует на структуру экономики через показатели фондоемкости и капиталоемкости. Его доля в основных фондах нынешней экономики составляет 14 %. Капиталовложения же идоля занятых – порядка 10 %. Однако его влияние на структуру экономики этим не ограничивается. Своим развитием он дает мощный толчок для рост, а не только машиностроения, но и электроники, приборостроения и других отраслей. Это позволяет утверждать, что его вклад в формирование прогрессивной структуры экономики трудно переоценить. Именно транспорт способствует формированию современной высокотехнологичной структуры производства. Эту миссию он выполняет с момента его появления и по сей день. С его ростом связан темп мирового технического прогресса, доля занятых в экономике, потребительский спрос на транспортные средства и бытовую технику и др.

Итак, транспорт, с одной стороны, воздействует на формирование прогрессивной структуры экономики, а с другой, уровень его технологического развития, в определенной мере, зависит и от существующей структуры экономики. Это находит выражение в степени совершенства современных транспортных средств, скорости обновления их моделей, в которых отражаются последние достижения науки и техники. Это видно на примере автомобилестроения, самолетостроения, в частности, быстрого морального старения их новых моделей. На транспорте существует еще одна характеристика динамики технического прогресса – структура грузооборота на каждом из его видов. Покажем эти изменения с 1950 по 1965 гг. Так, в 1950 году на долю каменного угля в общем грузообороте приходилось 29 %, а в 1965 г. – только 20 %. Доля же нефтяных грузов поднялась с 9% до 14 % соответственно. Эти цифры характеризуют изменение структуры топливного баланса страны.

Современная структура грузооборота железных дорог России имеет ярко выраженную топливно-сырьевую направленность. Перевозка машиностроительной продукции представлена преимущественно импортом. Предстоящие структурные изменения вызовут существенные перестановки в соотношении перевозимых грузов. Это, в свою очередь, отразится на формировании новых более эффективных межотраслевых пропорций, равно как и территориальных. Объемы перевозок грузов будут зависеть и от доли интенсивных факторов в расширенном воспроизводстве. От снижения материалоемкости и фондоемкости ВВП будет зависеть изменение этих показателей в производстве транспортных средств, а это, в свою очередь, может стать дополнительным ускорителем совершенствования всей структуры экономики.

б) Пропорциональность и сбалансированность

Всякие структурные изменения в экономике требуют оптимизации складывающихся пропорций. Будущая структура требует изменения пропорций, устранения, имеющихся в них деформаций, повышения их эффективности. Эта проблема выходит на передний план, поскольку прежние пропорции претерпевают крупные изменения, вызывая клубок деформаций в экономике, снижая, тем самым, эффективность ее функционирования. Нарушение пропорций в экономике – следствие не только ее структурных изменений, но и кризисов, рецессий, которые имели место до этого. Степень их негативного влияния может проявляться в росте затрат ресурсов на единицу продукции и услуг, снижения у них потребительских характеристик.

Пропорции их структура – результат развития общественного разделения труда и специализации производства. Чем выше этот уровень, чем диверсифицированнее экономика, тем острее стоит вопрос о формировании новых, более эффективных пропорций. Последнее во многом зависит от степени сбалансированности экономики. В свою очередь нарушение пропорций – это и нарушение сбалансированности экономики, снижения ее конкурентоспособности, причем не только на национальном, но и мировом уровне. Существенное влияние на сбалансированность экономики оказывает скорость и своевременность доставки ресурсов к месту назначения. Нарушение этих требований ведёт к углублению диспропорций. Важной проблемой в обеспечении пропорциональности и сбалансированности является минимизация затрат ресурсов. Пределом минимизации затрат являются стандарты качества.

Пропорциональность и сбалансированность экономики не могут быть стабильными и неизменными. Эти характеристики претерпевают постоянные изменения под воздействием многих факторов. Среди них особое место занимают конкуренция и кризисы. Помимо этого на изменение пропорций влияют меняющиеся уровни производственных и личных потребностей, динамика цен и тарифов на ресурсы, величина притока и оттока капитала в различные отрасли экономики, изменение производственного и потребительского спроса и другие факторы. Под воздействием этих же факторов формируются и новые, более совершенные пропорции, тем самым и более высокий уровень сбалансированности всей экономики.

Пропорциональность и сбалансированность – парные понятия, дополняющие друг друга. Пропорциональность – есть общий экономический закон, вытекающий из необходимости распределения всего многообразия ресурсов между различными сферами человеческой деятельности. Наличие производства, изменение его структуры, вызывает и соответствующее распределение ресурсов, а тем самым, и формирование определенных пропорций. Различия существуют только в способах их распределения. На протяжении столетий это происходило только через систему рыночных регуляторов, т.е. саморегуляторов. В современных экономиках действуют механизмы как саморегуляторов, так и госрегуляторов. В-последних, все большую роль играет планирование. В советской системе проблема пропорциональности и сбалансированности решалась исключительно через него, с опорой на межотраслевой баланс, а также различные целевые программы, госзакупки, госзаказы и другие экономические рычаги.

Реформаторы России, отказавшиеся, на первоначальном этапе своих преобразований, от планирования, не смогли объективно оценить его роль в формировании более прогрессивной структуры экономики, ее пропорций. Это отрицательно сказалось как на степени сбалансированности экономики, так и на уровне ее эффективности и пропорциональности. То, чего не поняли прежние реформаторы России, сделали современные высокоразвитые экономики, взявшие на вооружение советскую систему планирования, модернизировав ее и приспособив к своим условиям. Опираясь на планирование, как на один из госрегуляторов, в сочетании с саморегуляторами, они уже в конце семидесятых годов сформировали эффективные пропорции на основе ресурсосберегающих технологий, позволивших им вдвое снизить затраты ресурсов на многие виды продукции сравнительно с советскими товарами и тем более с нынешними российскими. Это дало им ощутимые результаты не только на конкурентном пространстве, но и на пути относительно устойчивого экономического роста, путем стимулирования производственного и потребительского спроса. Говоря о планировании и его преимуществах, нельзя не сказать, что у его истоков в СССР стояли академики Г.Крыжижановский, С.Струмилин и другие. Весомый вклад в оптимизацию пропорций внесли советские экономисты: лауреат Нобелевской премии Л.Канторович, академики В.Новожилов, С.Шаталин, А.Анчишкин и др. Недооценка роли планирования отрицательно сказалась на нынешней российской экономической науке. Это выразилось в отсутствии монографий и научных статей по этой тематике. Данные проблемы были исключены из учебных пособий, равно как и из всех уровней диссертаций. Справедливости ради нельзя не отметить, что в выступлениях нынешних руководителей страны и ряда ученых экономистов стали появляться высказывания в защиту возрождения планирования, необходимости его использования для формирования перспективных государственных программ.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства"

Книги похожие на "Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Орлов

Александр Орлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Орлов - Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства"

Отзывы читателей о книге "Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.