» » » » Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России


Авторские права

Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России

Здесь можно купить и скачать "Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДашков и К016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России
Рейтинг:
Название:
Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-394-02467-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России"

Описание и краткое содержание "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрываются теоретические аспекты рынка рабочей силы, характеризуются основные тенденции его развития в России, показывается активная и пассивная роль государства в регулировании рынка рабочей силы. Особое внимание уделено вопросам совершенствования государственного регулирования рынка рабочей силы на современном этапе. Для научных работников и студентов экономических вузов.






В Советском Союзе существовала государственная монополия, одним из важнейших проявлений которой было планомерное развитие всей экономики. Это означало централизованное финансирование строительства новых предприятий и улучшения жилищного вопроса по всей стране, бесплатную (для учащихся) подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в государственных учебных заведениях и планомерное, централизованное распределение их по всем новостройкам. И как результат, шло массовое движение работников в новые регионы, на новые предприятия. В этом плане мобильность была высокой, но в ней преобладали организованные, планомерные начала со стимулированием заработной платы и представлением других льгот. Имело место и стихийное движение, особенно из новостроек, в старые обжитые районы, когда условия труда переставали удовлетворять людей.

Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения. У большинства предприятий крайне низкая заработная плата. В регионах не создан ёмкий рынок жилья, имеют место значительные задержки выплат заработной платы.

Формирования общероссийского рынка рабочей силы сдерживалось дестабилизирующими факторами в результате распада СССР и проведения радикальных (шоковых) экономических реформ. Государство теперь выполняет новые функции: лишая работников денежных средств, которые были свойственны при первоначальном накоплении капитала при формировании капиталистических отношений.17

К дестабилизирующим факторам относятся:

• медленные темпы преодоления спада производства, вызванного общим кризисом (кризисом экономической и политической систем, структурными деформациями, разрывом хозяйственных связей, поспешным широкомасштабным разгосударствлением и приватизацией);

• быстрый рост безработицы (в том числе скрытой)

• отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания;

• неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странами СНГ;

• несовершенство законодательной базы;

• недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости;

Непродуманная либерализация цен уже в 1992 году обесценила сбережения граждан, не позволив превратить их в инвестиции, значительно увеличив ставку процента, лишила предприятия кредитов.

Ускоренная либерализация внешнеэкономических отношений привела к захвату внутреннего рынка иностранными товарами, падению отечественного производства, бегству российского капитала за границу.

Сжатие денежной массы лишило предприятий оборотных средств, привело к увеличению задолженности, не к рынку, а к бартеру, к банкротству предприятий.

Практически все реформы вели к сокращению производства, к усилению кризиса.

Творческий потенциал, знания, квалификация являются определяющими факторами развития любого современного общества. В капиталистической экономике, где инновационная деятельность является ведущей движущей силой, потребность в непрерывном обновлении знаний, способностей человека не только расширяется, но и усложняется. Это обуславливается постоянно усиливающейся ориентацией экономики на инновационное развитие, в котором роль человеческого фактора как особого ресурса возрастает. Пренебрежение этими факторами в долгосрочной перспективе грозит деградацией общества в социально-экономической сфере. Оценка человеческого фактора в мировой практике проводится на основе индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП – Human development index). 18 ИРЧП России находится на довольно низком уровне. По итоговому значению индекса ИРЧП Россия относится к странам со средним уровнем развития и занимает 67-е место из 177 стран. 19 Основная проблема России – крайне низкий показатель продолжительности жизни. Ведь продолжительность жизни сама по себе выступает индикатором «воли к жизни» и «творческого потенциала» населения. Остается на низком уровне и показатель ВВП на душу населения. По уровню же образования Россия вполне сопоставима с высокоразвитыми странами.

При низком уровне заработной платы, сложившейся в отечественной экономике, теряется основной источник пополнения человеческого потенциала (инвестиции в образование). Производительность труда в России является одним из самых дискуссионных аспектов экономики страны в силу её относительности. К примеру, по показателю производительности труда Россия является несомненным лидером среди стран Содружества независимых государств (СНГ), но при этом она значительно отстаёт по данному показателю от ряда западных стран мира, а также некоторых восточноазиатских экономик.20

Институциональное устройство рынка рабочей силы еще не завершено. В современной российской экономике институциональная среда рынка рабочей силы требует серьезной доработки, прежде всего в области соблюдения всеми его участниками трудового законодательства. Это в свою очередь приводит к задержкам заработной платы, наличию нетрудовых доходов, «черным» и «серым» формам оплаты труда.

Что же касается механизма участия бизнеса в решении социальных проблем, важно отметить, что в России он только формируется. Этот процесс происходит в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества и неоднозначного понимания социальных функций бизнес – сообществом. Поэтому не предвидится в ближайшее время улучшение положения.

Необходимо уделить особое внимание рассмотрению заработной платы, которая должна обеспечивать наемному работнику не только удовлетворение физиологических потребностей (как это весьма широко распространено в настоящее время), но и потребностей его семьи, вызванных социальным и культурным уровнем развития общества.

В бывшем СССР работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д. Это привязывало работников к предприятию. Наличие подобных льгот в настоящее время формирует российский внутренний рынок рабочей силы, но он и формируется «вяло».

Сейчас в России низкий уровень мобильности рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что связано с высокой монополизацией российской экономики и отсутствием рынка дешевого жилья. Сегодня подготовка кадров, специалистов и квалифицированных рабочих, происходит в государственных и частных учебных заведениях. Доля учащихся, обучающихся на контрактной основе, всё время растет. По своей внутренней сущности образование общественное благо и роль государства в его осуществлении всегда должна быть высокой. Это создает предпосылки для формирования доминирующего внешнего рынка рабочей силы. Передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляет российский внешний рынок рабочей силы. Но сохраняется солидная база для подготовки кадров и у предприятий, которая после выхода из кризиса может заработать в полную силу. Это послужит основой для роста внутреннего рынка рабочей силы, который сейчас формируется в большей степени за счет деятельности коммерческих структур.

Традиционно в соперничестве хозяйствующих субъектов (компаний, предпринимателей) на рынках товаров, услуг, материальных и финансовых ресурсов преимущество обеспечивают более низкие издержки, оптимальное сочетание цены и качества, способность удовлетворять запросы потребителей по широкому кругу параметров (сроки, сервис, ассортимент и т.д.).

В нашей стране победа в конкурентной борьбе зачастую обуславливается внерыночными факторами: близостью к власти (особенно региональной), "административному ресурсу", вмешательством силовых ведомств и др. В результате эффективные предприятия нередко подвергаются захватам, недружественным поглощениям.

Существует более общее, нежели конкуренция, понятие – "противоречие интересов", причем расхождения между экономическими субъектами (продавцом – покупателем, работодателем – работником) по одним вопросам могут сопровождаться совпадением позиций по другим.

Основные субъекты конкурентной борьбы на рынке рабочей силы – наемные работники и работодатели; в качестве их представителей часто выступают профсоюзы и объединения работодателей. Как показывает опыт, цели руководителей профсоюзной организации далеко не всегда совпадают с настроениями основной массы ее членов. Государство, которое выступает и в качестве работодателя, играет особую роль, устанавливая правила игры и формируя институциональную среду, в которой действуют субъекты рынка рабочей силы.[34]

Наемные работники конкурируют между собой за рабочие места и должности, работодатели за работников, особенно высококвалифицированных и продуктивных, работодатели и наемные работники (профсоюзы) – за условия найма. Объектом соперничества иногда оказывается доступ к привлекательным сегментам рынка рабочей силы, информация о вакантных рабочих местах, требуемой рабочей силе и т.д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России"

Книги похожие на "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Руднев

Виктор Руднев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России"

Отзывы читателей о книге "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.