» » » Людмила Мардер - Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста


Авторские права

Людмила Мардер - Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Здесь можно купить и скачать "Людмила Мардер - Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Мардер - Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Рейтинг:
Название:
Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-98563-432-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Описание и краткое содержание "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" читать бесплатно онлайн.



В книге описаны основные принципы и методы групповой арт-терапевтической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также подробно представлена программа «Цветной мир», разработанная для детей, нуждающихся в помощи психолога. Участников программы не учат рисовать – смысл психологической арт-терапевтической работы в том, что дети получают возможность выразить себя, могут делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Книга адресована детским психологам и психотерапевтам, а также родителям, которые готовы творчески подходить к воспитанию своих детей.






Как правило, дети выполняют задания арт-терапевта индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.

В учебном пособии Т. С. Комаровой и А. И. Савенкова «Коллективное творчество детей» подробно раскрываются три основные формы организации совместной изобразительной деятельности.

• «Совместно-индивидуальная» форма – индивидуальные работы участников, создаваемые согласно единому сюжету или изобразительной технике, на завершающем этапе становятся частью обшей композиции. Например, на общем листе пальцами и ладонями дети рисуют насекомых, изображения которых сплетаются в единую картину Микромира или созданные с помощью техники монотипии цветы собираются на стене в общий букет (рисунок 27).

• «Совместно-последовательная» форма – работа по очереди, по принципу эстафеты. Вклад одного участника находится в тесной зависимости от результата действий предыдущего и последующего участников. Например, создание изображения «по кругу». Первый ребенок начинает, второй продолжает и так далее. Таких кругов может быть несколько, до получения результата, удовлетворяющего всех участников группы (см. рисунок 28).

• «Совместно-взаимодействующая» форма – самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. Например, рисунки на листе ватмана (рисунки 29, 30) или создание в ящике с песком острова, на котором всем жителям будет уютно и интересно жить.

Все эти формы работы используются и на групповых арт-сессиях, хотя по целям и задачам, внутреннему содержанию и результату деятельности, по роли взрослого, стилю общения, методам и приемам воздействия они отличаются от тех же форм работы, применяемых на уроках или занятиях по рисованию.

Имеет значение окончательный внешний вид коллективной работы – зримый образ. Коллективное изображение (плоскостное, трехмерное) всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в нем что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущение единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас.

Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным.

Глава 2

Групповая арт-терапевтическая работа

В организационном плане работа с группой более сложна, нежели индивидуальное взаимодействие. Объединяя детей, следует учитывать принципы функционирования психологических групп.

С чего начинать работу

Прежде чем включить ребенка в арт-терапевтичесую группу, желательно подготовить его к тому, что на занятиях предстоит рисовать. За все время работы мне встретились только два ребенка, которые рисовать отказывались наотрез. Это Андрюша (пример работы с ним приведен выше – см. с. 15–16) и Донат, его ровесник (описание этого случая приводится на с. 60–62). Оба примера вряд ли можно назвать типичными с точки зрения степени аффективных проявлений, но особенности семейной ситуации, вызвавшие протестное поведение детей – конфликты родителей, невнимание к внутренним переживаниям ребенка, погруженность в собственные проблемы, родительская растерянность в первом случае; противопоставление «уникальный ребенок – посредственное общество», раннее обучение, рационализация, полярность родительских требований во втором, – нередки в современных семейных отношениях. В обоих случаях отказ от рисования был связан с серьезными проблемами, вызвавшими симптомы, с которыми родители обратились к психологу Нежелание рисовать являлось показателем наличия внутреннего конфликта, и, пройдя курс индивидуальной арт-терапии, мальчики смогли получать удовольствие от манипуляций с красками, рисования.

Встречаясь с родителями и ребенком до начала занятий, желательно показать им помещения для арт-занятий, подвести к детским рисункам, развешанным и разложенным по пространству комнаты, обратить внимание на их отличия от тех, которые дети делают в детском саду и школе. Среди них есть рисунки маленькие, с половину альбомного листа, и совсем огромные, размером в два листа ватмана; есть работы, выполненные с помощью клея и сыпучих материалов, а есть и такие, которые «оживают», если их трогать (по сути – непрочно приклеенные или насыпанные), и поэтому ими можно любоваться, положив на пол.

Бывает, что у ребенка одновременно появляются двойственные чувства. С одной стороны, рассказы психолога о том, что на занятиях дети рисуют нитками, листьями, газетами и другими непонятными (пока!) материалами, а также необычные рисунки других детей привлекают его. С другой стороны, он уже знает, что рисовать у него получается плохо: его не хвалили в детском саду, а в школе он получает не самые лучшие оценки на уроках рисования. И вообще, рисовать ему сложно и, хоть он и старается, все равно получается не так, как у других детей. Поэтому особого интереса к собственному рисованию у него нет. Что ж, эта ситуация, к сожалению, типична.

В этом случае важно «заразить» ребенка желанием попробовать «также», сказав следующее: «Здесь ребят не учат рисовать. И вовсе не важно, умеешь ты рисовать или нет. Нужно только твое желание. Посмотри, какие здесь рисунки… Кто-то рисует лучше, кто-то хуже – это не имеет значения. Мы рисуем не так, как в школе (детском саду). Приходи, и ты попробуешь».

Может случиться, что в группу попадет ребенок, имеющий хорошие изобразительные навыки, посещающий или посещавший ранее художественную школу Ситуация может стать дополнительным барьером, антистимулом творческой активности остальных участников группы. Наблюдая за рисованием этого ребенка, другие могут даже отказываться приступать к выполнению заданий. Они говорят: «я не умею рисовать», «у меня не получится», «у меня получается какая-то мазня» и т. п. Прием предвосхищающей оценки поможет детям справиться с тревогой: «У тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе! У тебя уже получается!» К тому же при правильном подборе изотехник и заданий дети действительно не испытывают сложности в создании изображений. Ребенок получает эффектный творческий продукт, что позволяет ему поверить в свои силы.

Правила организации арт-занятии с дошкольниками и младшими школьниками

Для того чтобы арт-терапевтическая работа с дошкольниками и младшими школьниками имела успех, желательно соблюдать определенные правила. Они сформулированы с учетом возрастных особенностей детей и направлены на создание определенного психологического пространства (вы можете дополнить этот список своими пунктами, которые будут отражать ваш индивидуальный профессиональный стиль).


Правило 1. Количество вводимых правил должно быть сведено к минимуму.

Необходимые правила должны быть сформулированы так, чтобы они воспринимались как естественная регуляция активности. Их основное назначение – ограничения, позволяющие психологически и физически обезопасить нахождение в одном пространстве нескольких детей.

Приведем примеры правил.

Для игр в песочнице:

• «Не кидаться песком в другого человека – ни намеренно, ни случайно».

• «Играть песком только в пределах песочницы».

• «Не разрушать, не портить, не изменять постройки других детей без их согласия».

Для создания любого творческого продукта:

• «Все мы разные, каждый делает (рисует, придумывает, фантазирует, собирает) по-своему, поэтому у каждого получается что-то свое, непохожее на других».

• «Каждый продукт творчества заслуживает уважения, так как в нем проявляется личность автора».

Последние правила присутствуют на занятиях все время. Могут меняться их формулировки, подбираться другие, сходные по смыслу, слова, однако суть не меняется. Они будут постоянно сопровождать детское творчество, отчасти имея характер прямого внушения.


Правило 2. Взрослый регулирует активность детей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Книги похожие на "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Мардер

Людмила Мардер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Мардер - Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Отзывы читателей о книге "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.