» » » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Флинта, Наука, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-89349-910-7, 5-02-034049-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать бесплатно онлайн.



С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение.

Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






По мере того, как открываются новые социальные ценности ФКС, создаются благоприятные условия для занятий физическими упражнениями и спортом, разрабатываются совершенные педагогические и медико-биологические технологии коррекции физического развития человека, на передний план выступает субъективное отношение разных групп населения к ФКС. От этого отношения в первую очередь зависит, включатся ли эти группы населения в активные занятия физкультурой и спортом, будут ли заботиться о своем здоровье и других параметрах физического состояния, посещать спортивные соревнования и т. д.

В связи с этим возникает острая потребность в достоверной информации о системе связанных с ФКС интересов, потребностей, ценностных ориентации и т. д. разных групп населения. Эта информация также крайне необходима для решения широкого круга задач управления социальными процессами, связанными со сферой ФКС: определения эффективных форм организации занятий физкультурой и спортом, выбора оптимальных моделей организации и проведения спортивных соревнований, путей повышения эффективности пропаганды ФКС средствами массовой информации и т. д.

Для принятия эффективных управленческих решений в сфере ФКС важно учитывать и реальное отношение населения к ФКС. /40/ Это требует проведения конкретно-социологических исследований с целью получения социологической информации о месте физкультурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени разных групп населения, об их отношении к культурно-воспитательным ценностям различных форм двигательной деятельности, видов спорта и т. д.

Комплекс указанных выше факторов определяет важное теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС.

3.2. Теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС

Теоретико-познавательное значение. Социологическое исследование ФКС позволяет получить важные и значимые знания:

а) о законах функционирования и развития ФКС в обществе;

б) о влиянии различных социальных процессов и институтов на эти явления;

в) об обратном воздействии последних на различные стороны общественной жизни;

г) о потребностях и интересах разных групп населения в данной сфере; о их реальном отношении к физкультурно-спортивной деятельности;

д) об оценке ими разнообразных форм этой деятельности, а также работы средств массовой информации по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни, спорта и др.

Можно выделить следующие основные аспекты теоретико-познавательного значения этих знаний.

1. Они позволяют дать систематическое описание социальной реальности в сфере ФКС. Имеющуюся вначале несистематизированную и имеющую пробелы информацию об этой реальности, т. е. обыденные знания о ней, она преобразует «в систематическую и полную информацию». Если указанную реальность пытаются оценивать, не обращаясь к научным знаниям, полученным в социологии ФКС, то нередко допускаются ошибки. Так, даже опытные учителя, как правило, исходят из того, что существует отрицательная зависимость между школьными успехами и спортивными достижениями. Эмпирические исследования в социологии спорта опровергают это представление. Таким образом, /41/ социологическое исследование спортивной реальности позволяет индивиду, практически действующему в данной реальности, «получить необходимые знания и иметь правильное представление о социальных зависимостях».

2. Социология ФКС помогает осознать относительность наших знаний о социальном феномене ФКС и тем самым «развивает способность видеть альтернативу существующим возможностям». В частности, раскрывая зависимость спорта от общества и культуры, она показывает, что в других социокультурных условиях могут возникать совершенно иные формы игры и спорта, нежели те, которые мы знаем в нашем обществе.

3. Спортивно-социологическое исследование – как и вообще любая наука – содействует регулированию социальных конфликтов. При наличии противоположных взглядов и интересов (а в современном обществе они практически всегда возникают) социология ФКС способна занять объективную позицию, быть беспристрастным арбитром и предложить научно-обоснованное разрешение возникших разногласий и конфликтов.

4. Социология ФКС изучает такие явления, которые в повседневной жизни обычно представляются очень простыми и самоочевидными, хотя на самом деле являются крайне сложными. Она подвергает критике и показывает ошибочность многих обыденных представлений об этих явлениях.

Практическая значимость. Социология ФКС (как и другие общественные науки) имеет важное мировоззренческое и общекультурное значение. Вместе с тем результаты социологических исследований различных явлений сферы ФКС позволяют правильно определить общее направление ее дальнейшего совершенствования и принимать действенные конкретные управленческие решения в этой области. Она выполняет важные гуманистические функции на основе введения гуманистического сознания в спортивное движение и определения путей гуманизации современного спорта.

Социология ФКС уже показала свою значимость в решении и других важных практических задач сферы ФКС:

– определения путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения (детей, подростков, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и т. д.) и социокультурного эффекта этой активности; /42/

– разработки планов социально-экономического развития городов, районов, предприятий;

– прогнозирования и планирования дальнейшего развития ФКС;

– уточнения основных направлений и средств интеграции спорта с искусством, создания и совершенствования системы олимпийского образования детей и молодежи;

– повышения роли средств массовой информации в решении указанных задач;

– совершенствования подготовки специалистов в области ФКС и т. д.

Особенно важное значение результаты социологических исследований ФКС имеют для спортивной педагогики.

С осознанием значения социологии ФКС связан тот факт, что она занимает все более важное место в системе подготовки специалистов в области ФКС. Об этом свидетельствует введение социологии ФКС в учебные планы институтов физической культуры и других учебных заведений, разработка программ соответствующих учебных курсов и спецкурсов.

В нашей стране уже в конце 20-х – начале 30-х годов в Центральном институте физической культуре в Москве и в Ленинградском институте физической культуры начал читаться курс «Социологические основы физической культуры», а в Белорусском институте физической культуры в 1971 г. – «Социология физической культуры и спорта». Проблемы социологии ФКС включаются в более широкие (например, «Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта», «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» и др.) и в более узкие учебные курсы (например, «Международное спортивное и олимпийское движение», «Теория, программы и технологии гуманизации современного спорта»). Для организации этой учебной работы создаются специальные кафедры. Еще в 1927 г. в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта кафедра социологических основ физической культуры, которую возглавлял профессор Е.Ю. Зеликсон. В 1982 г. в ГЦОЛИФК по инициативе автора данного учебника была создана кафедра истории и социологии спорта.

/43/ Главная цель социологии ФКС как учебной дисциплины – сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении, развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями. Она призвана также дать такую социологическую информацию об отношении различных социально-демографических групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни. Задача курса состоит и в том, чтобы сформировать навыки проведения конкретно-социологических исследований, ориентированных на ФКС, умения использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.

Большинство ученых полагает, что в перспективе социология спорта (равно как и другие общественные науки) не только сохранит, но и усилит свою познавательную и прогностическую роль.

Важно учитывать, однако, что практическая значимость социологических исследований ФКС не реализуется автоматически, а во многом зависит от целенаправленного и постоянного сотрудничества исследователей, заказчика, а также руководства, тренеров и функционеров в области ФКС.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.