» » » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Флинта, Наука, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-89349-910-7, 5-02-034049-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать бесплатно онлайн.



С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение.

Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






3.3. Социальные функции социологии ФКС

Социология ФКС как частная (прикладная) социологическая дисциплина ориентирована на выполнение тех социальных функций, которые призвана выполнять социология вообще. К числу ее основных функций, как правило, относят теоретико – познавательную и управленческую функции, с которыми связывают ряд производных функций – мировоззренческую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, практическую и т. п.

Эти важные социальные функции должна выполнять и выполняет также и социология ФКС, увязывая их, естественно, с проблемами сферы ФКС.

Следует подчеркнуть две важных вещи, которые имеют отношение к вопросу о социальных функциях и значении социологии ФКС. /44/

1. Среди исследователей имеются разногласия по данному вопросу. Но они не затрагивают сути дела и в основном носят терминологический характер.

2. В оценке роли и значения социологии ФКС и соответственно в характеристике присущих ей социальных функций допускается ряд погрешностей. К числу основных ошибок такого рода можно отнести следующие.

A. Социологической науке в единственном числе присваиваются те методологические и мировоззренческие функции, которые выполняют (по крайней мере не в меньшей степени) философия, логика и методология науки, культурология и другие общественные науки, в том числе непосредственно связанные с областью ФКС.

Б. Социологии ФКС приписываются те интегративные функции, которые выполняют складывающиеся в настоящее время комплексные, интегративные науки в области ФКС – «общая» теория ФКС, философско-социологическая теория ФКС, интегративная педагогическая антропология и др.

B. Характеризуя значение и социальные функции социологии ФКС, ее неправомерно отождествляют с теорией, предметом которой являются науки о ФКС, т. е. с метатеорией этих наук, ошибочно приписывают социологии ФКС функции, роль и значение данной теории.

Вопросы для повторения (самопроверки) к главе 3

1. Какие факторы определяют значимость социологии ФКС?

2. Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.

3. Практическое значение этой науки.

4. Каково педагогическое значение социологии ФКС?

5. Проблемы использования социологии ФКС в практике спорта.

6. Основные социальные функции социологии ФКС.

7. Что ожидать в перспективе: повышение или понижение социальной значимости социологии ФКС?

Глава 4. История социологии ФКС

4.1. Становление социологии ФКС

/45/ Появлению социологии ФКС предшествовал длительный период, когда проводилось социологическое исследование этих социальных явлений без его оформления в самостоятельную науку (научную дисциплину).

Генетические корни такого подхода к изучению ФКС уходят в глубокую древность. Имеется в виду не использование термина «социологические исследования ФКС», а характер исследовательской проблематики. Еще древнегреческие философы, социалисты-утописты и философы эпохи Возрождения касались в своих трудах вопросов о социальной природе и социальном значении физических упражнений, спорта, Олимпийских игр. Отдельные аспекты социальных проблем спорта затрагивали в своих работах такие классики социологии, как Г.Спенсер, Г. Зиммель, М. Вебер, М. Шелер, Ф. Знанецкий и др.

И все же в течение длительного времени игра и спорт рассматривались в социологии как поверхностные, тривиальные и несерьезные аспекты социальной жизни в отличие от экономики, политики, профессиональных занятий, которые считались важными, серьезными и существенными. Поэтому они не составляли предмет самостоятельной социологической науки, а изучались в рамках других социологических дисциплин – таких, например, как социология культуры, социология свободного времени, социология юношества, теория социального конфликта и др. Отдельные социальные проблемы спорта затрагивали в своих работах и представители других общественных наук, например, культурной и социальной антропологии. В первую очередь речь шла об изучении игры и так называемого «примитивного спорта», их религиозных функций в примитивных культурах и обществах, о вкладе игры в культуру и т. п.

По мере все более глубокого научного исследования физкультурно-спортивной деятельности помимо педагогических, психологических, физиологических и других проблем обнаруживался /46/ широкий круг проблем, для постановки и решения которых требовался социологический анализ. Поэтому к отдельным аспектам и проблемам этой деятельности стали обращаться представители таких общественных наук, как философия, педагогика, история. С появлением «спортивной науки» и ее отдельных научных дисциплин – теории физического воспитания, истории ФКС и др. – социальные проблемы ФКС все чаще стали затрагиваться в этих науках.

Выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления, с одной стороны, от других социологических дисциплин, а, с другой стороны, – от других "спортивных наук".

Первый шаг на пути формирования частной, специальной, прикладной социологической теории в рамках социологии – уточнение специфического объекта социологического исследования. Таковым должно быть важное и сложное для познания социальное явление, которое является относительно самостоятельным элементом социальной системы, имеет особые законы функционирования и развития, отличается от тех объектов, которые уже изучаются в рамках существующих социологических дисциплин, и потому может стать объектом специального социологического анализа. Для этого должен быть выработан понятийный аппарат, позволяющий четко выделить и отличить данное социальное явление от других. Следующий шаг – обоснование необходимости и целесообразности их социологического анализа, а также уточнение методологии этого анализа.

Поводом для постановки вопроса о формировании социологии ФКС как самостоятельной науки прежде всего стал тот факт, что объектом исследования ряда научных дисциплин, в том числе социологических, стали такие важные и сложные социальные явления, как физическое воспитание, занятия физическими упражнениями, спорт. Причем круг этих тесно связанных между собой явлений, изучаемых в данных науках, постоянно расширялся. В частности, в него стали включаться такие явления, как физическая рекреация, телесность человека, физическая культура и т. д. Однако только в 60-е годы создаются предпосылки для формирования социологии ФКС как относительно самостоятельной социологической дисциплины.

/47/ Существенную роль в становлении социологии ФКС сыграло усиление интереса к социологическим проблемам спорта, связанное с тем его бурным развитием (всех его форм и разновидностей), которое началось в конце XIX – начале XX века и было обусловлено социальным и научно-техническим прогрессом общества. Это развитие привело к проникновению спорта во все основные сферы человеческой деятельности (труд, образование, досуг) и к выделению его в относительно самостоятельную подсистему социума, в отдельный социальный институт.

Но выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления не только от других социологических дисциплин, но и от других «спортивных наук».

В течение длительного времени в научном анализе физического воспитания и спорта на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями о социальных функциях спорта.

Ситуация стала меняться по мере все более широкого развития спорта. Развитие спортивного движения, его универсальность, возрастающая роль в современном мире, тесная связь с многочисленными проблемами нашей эпохи создавали потребность перехода в области социальной проблематики спорта от чисто практических знаний и разрозненных иллюстраций к систематическому анализу, основанному на проверенных исследовательских методах и признанных социальных теориях. Новые образцы поведения и градации ценностей, возникшие под влиянием спорта высших достижений, все более разрастающиеся в рамках спортивного движения разнообразные групповые связи – формальные и неформальные, имеющие юридический статус и не имеющие его и т. п. – стали требовать все более широкой, полной, точной и дифференцированной информации. Появилась необходимость в информации не только /48/ о поведении отдельных групп, участвующих в спортивном движении, о поведении зрителей и болельщиков, но также о тех социальных силах, которые определяют темпы развития спорта, о социальных факторов, способствующих этому развитию или тормозящих его в отдельных социальных средах. Возникла также потребность в изучении влияния экономики, политики, культуры, средств массовой информации на спорт, с одной стороны, а, с другой – обратного воздействия спортивного движения на различные сферы социальной жизни, на образ жизни людей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.