» » » Владислав Столяров - Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности


Авторские права

Владислав Столяров - Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности"

Описание и краткое содержание "Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности" читать бесплатно онлайн.



Данная работа – пособие для изучающих учебный курс «Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности». В первую очередь оно предназначено для специалистов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи.

Однако оно может быть использовано всеми специалистами, работающими в области физической культуры, физического воспитания, спорта, олимпийского образования, культуры, воспитания детей и молодежи, а также учеными, занимающимися философскими, социологическими, культурологическими, социально-педагогическими проблемами оздоровления и развития личности, чтобы познакомиться с инновационной гуманистической системой решения этих проблем.

Издано при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы 2006 г.






Характер влияния этой сферы жизнедеятельности людей на личность и социальные отношения существенным образом зависит от того, чем они занимаются, какой характер носит их деятельность в свободное время.

К сожалению, в настоящее время, как известно, в структуре досуга населения широко распространены пассивные виды отдыха, негативно влияющие на физическую подготовленность человека. Встречаются и такие виды рекреации, которые отрицательно влияют на нравственность, эстетическую культуру, культуру подлинно человеческого общения и т. д. В свободное время, как правило, имеет место и ярко выраженное предпочтение людей к таким видам деятельности, которые в большей степени требуют от них либо только физической и спортивной подготовленности, либо художественного (технического и т. д.) мастерства, т. е. определенной специализации. Все это, естественно, противодействует реализации в сфере досуга идеала целостного развития личности.

Спартианская социально-педагогическая система имеет своей задачей изменить эту ситуацию: придать гуманистическую направленность сфере досуга, свободного времени, рекреации, т. е. наполнить ее такими видами деятельности, таким образом ее организовать, чтобы она обеспечивала не только интересный, увлекательный отдых, развлечение, общение детей и молодежи, но также содействовала их гармоничному и всестороннему развитию.

2.2.2. Повышение физкультурно-спортивной активности населения и ее гуманистической ценности

Как известно, огромные возможности для решения широкого круга гуманистически ориентированных задач оздоровления, физического и духовного совершенствования, развития личности, организации досуга детей и молодежи заключены в физкультурно-спортивной деятельности.

Поэтому в современных условиях все более важной становится задача приобщения людей разного пола и возраста, в первую очередь детей и молодежи, к активным занятиям физкультурой и спортом, особенно в свободное время, когда человек сам выбирает те или иные формы деятельности.

Однако исследования, проведенные в разных странах, показывают, что значительная часть населения, в том числе детей и молодежи, остается не приобщенной к этим занятиям. Актуальной эта проблема является для нашей страны. По данным официальной статистики и социологических исследований, лишь около 10–12 % населения занимается физкультурой и спортом в свободное время.

В ходе социологических опросов подавляющее большинство респондентов в качестве основных причин своей физкультурно-спортивной пассивности указывает отсутствие свободного времени и условий для занятий. На основе этого и многие исследователи делают вывод о том, что именно эти причины являются основными барьерами на пути включения населения в активные занятия физкультурой и спортом в свое свободное время.

Разумеется, для этих занятий в свободное время нужно его иметь. Столь же очевидно, что для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной активности нужны определенные условия (трудно представить, например, как можно заниматься плаванием, не имея бассейна или какого-то водоема). Но вместе с тем не следует преувеличивать роль указанных факторов. И дело даже не в том, что свободное время имеют практически все люди и что для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной деятельности (например, чтобы делать зарядку) не нужны какие-то особые условия. Важно учесть другое.

При выборе в свободное время тех или иных занятий (по расчетам социологов, у жителей крупных городов на выбор есть как минимум сто занятий) каждый человек в первую очередь исходит из своих интересов, потребностей, из сложившейся у него системы ценностных ориентаций. Важнейшую роль в выборе человеком тех или иных видов занятий в свободное время играет сформированность у него сильной мотивации на эти занятия. Даже при крайнем дефиците времени и отсутствии надлежащих условий человек будет заниматься теми видами деятельности, которые считает наиболее интересными и важными для себя, от которых он ожидает наиболее значимых результатов, положительных эмоций и т. д. И наоборот, даже при наличии времени и условий он не будет заниматься теми видами деятельности, которые не представляют для него ценность, вызывают у него негативные эмоции и т. д.

Значит, главная причина низкой физкультурно-спортивной активности – отсутствие достаточно сильной мотивации на занятия физкультурой и спортом. А это, в свою очередь, обусловлено тем, что в силу ряда причин эти занятия оказываются для человека менее значимыми, привлекательными по сравнению с другими [подробней см.: Столяров, 1990а, 1991б, 2004 г].

Найти пути повышения значимости, привлекательности физкультурно-спортивной деятельности для различных групп населения – одна из важных задач спартианской гуманистической системы.

Еще одна ее важная задача связана с тем, что, как показывает научный анализ, огромный гуманистический социокультурный потенциал физкультур-но-спортивной деятельности реализуется в настоящее время недостаточно полно и эффективно. Занятия физкультурой имеют важное значение для укрепления и сохранения здоровья детей и молодежи. Разработаны многочисленные средства спортивной тренировки, эффективно содействующие физическому совершенствованию человека. В ряде случаев спорт выступал в качестве «посла мира», помогал перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить дружественные отношения между различными странами и народами. Весьма значительное – и все увеличивающееся влияние – спорт (особенно такие его виды, как фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл и др.) оказывает на эстетическую культуру людей. В истории современного спорта имеются яркие примеры демонстрации спортсменами и тренерами духа Фэйр Плэй (Честной игры).

Однако продолжает оставаться незначительной роль физкультурно-спортивной деятельности в формировании и развитии нравственного поведения, творческих способностей, коммуникативной, экологической культуры, культуры мира детей и молодежи.

Особенно наглядно это видно на примере спорта. Всесторонний анализ выявляет существенные проблемы и трудности, связанные с выполнением им социокультурных и педагогических функций.

Эти проблемы и трудности касаются даже оздоровительного эффекта спортивной активности.

В настоящее время представляется обоснованным тезис Э. Дойзера [Дойзер, 1980] о том, что современный спорт высших достижений имеет мало общего со здоровьем спортсмена.

Это подтверждает спортивно-медицинская практика. Как отмечает Г.Л. Апанасенко, «за последние 1,5–2 десятилетия заметно возросло количество случаев внезапных смертей и серьезных отклонений в состоянии здоровья спортсменов. При этом количество этих отклонений четко связано с периодами предолимпийского цикла или графиком других соревнований мирового уровня: чем ближе старт, те больше и выраженнее отклонения в состоянии здоровья спортсменов» [Апанасенко, 2006, С. 19]. По данным медицинских обследований спортсменов сборных команд России в разные годы, хорошее здоровье имели только 15–28 %, остальные признаны практически здоровыми или больными [Гладков, 2004, С. 7]. Неуклонно возрастающие физические и психические нагрузки в современном спорте вызывают тенденцию и к росту нервно-психических отклонений у спортсменов. Так, по данным Фанагорской Т.П., перед Олимпиадой 1952 года те или иные отклонения от психической нормы были выявлены у 8,4 % участников сборных команд; перед Олимпиадой 1960 года у 14,8 %, перед Олимпиадой 1968 года таковых было уже около 30 %. Результаты обследования сборных команд страны, проведенные в 1991 году, дали цифру 47 %! [см. Гладков, 2004, С. 11].

Современная спортивная деятельность, имея ярко выраженную соревновательную направленность конкурентного типа, протекает в условиях максимального напряжения физических и духовных сил как во время соревнований, так и во время подготовки к ним. Поэтому она практически всегда протекает в зоне риска, пусть даже отставленного во времени. Одно из последствий этого риска – проблема спортивного травматизма.

Особое беспокойство у ученых и общественных деятелей вызывают некоторые виды спорта. Одним из них самых травмоопасных видов спорта считается спортивная гимнастика, которая, по статистике ЦИТО, намного опережает все остальные виды спорта. Так, на Олимпиадах в Сеуле и Атланте в команде нашей страны не было ни одного гимнаста или гимнастки, которые не перенесли хотя бы одной операции. Яркой иллюстрацией в этом плане является С. Харьков – единственный в истории гимнастики спортсмен, который в 17 лет стал олимпийским чемпионом. Первый раз он попал в Центр со стрессовым переломом большой берцовой кости голени (эта травма в гимнастике распространена как нигде – кость просто расслаивается от непомерных нагрузок). Тем не менее он выступил в Сеуле и выиграл две медали. Сразу же после Олимпийских игр ему имплантировали в голень металлическую пластину длиной 20 см, с которой он тренировался и выступал целый год. Затем случилась новая беда: разрыв и омертвение бицепса, а затем у С. Харькова отрывается большая грудная мышца. Следующая травма – тяжелейший вывих стопы, которую вправили и закрепили с помощью специальных спиц. Вскоре он разорвал ахилл – тяжелейшая травма для любого спортсмена. Другой пример – чемпионка мира Е. Мухина. Во время Спартакиады народов СССР у нее после неудачного приземления произошел отрыв остистых отростков шейных позвонков. При такой травме человек не может поворачивать голову. Эта травма была далеко не первой по счету: переломы ребер, ног, неоднократные сотрясения мозга, больные из-за чрезмерных нагрузок голеностопы, колени, воспаления суставов. В 1980 г., выполняя сложнейший элемент, она разбилась. Произошел перелом шейного отдела позвоночника. Многочисленные операции не помогли, и вот уже 21 год она практически полностью парализована. Как отмечает И.А. Григорянц, «приведенные выше примеры травматизма касаются только некоторых гимнастов – членов сборной команды, а сколько их у других, не членов сборной? В 13–14 лет – мастер спорта, в 15 – ЗМС, и очень часто вместе с медалью чемпионы получают страшную болезнь. И то, и другое навсегда! Победы раньше 14 лет – инвалидность раньше пенсии» [Григорьянц, 2002, С. 35–36].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности"

Книги похожие на "Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности"

Отзывы читателей о книге "Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.