Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Описание и краткое содержание "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать бесплатно онлайн.
В этой книге освещены жизнь, творчество и воззрения 160 великих мыслителей, которые внесли наибольший вклад в развитие философской мысли, изменили взгляды людей на мир и на место человека в нем, а также даны основные этапы развития философии. Книга предназначена всем, кто интересуется философией, и может стать дополнительным справочным пособием для углубленного изучения философии в учебном процессе.
Д. много путешествовал, побывал в Египте, персии, индии и имел глубокие разносторонние знания. Он писал работы по разным отраслям науки – по физике, риторике, ма— тематике, философии. Благодаря Д. абдерская атомистическая школа заняла видное место в античной философии.
Д. исходил из положения: «Ничто не возникает из ничего и ничто не переходит в ничто» и пришел к мысли о существовании мельчайших неделимых частиц (по гречески «атомов»), благодаря соединению и разъединению которых образуется все бесконечное разнообразие существующих вещей. Наряду с бытием (атомами) Д. признавал существование и небытия – пустоту. Абсолютное пространство – «великая пустота» – безгранично. В ней перемещаются атомы, сталкиваются, соединяются и образуют разные окружающие нас объекты. Д. Отрицал случайность и считал, что все происходит по необходимости. Это понимание необходимости вызвало возражение со стороны Эпикура. Д. обосновывал существование бесчисленных миров. Возникновение миров Д. объяснял вихрями, образующимися от столкновения атомов, беспорядочно движущихся в «великой пустоте»; из первоначального хаоса разнообразных атомов создается «космос» – гармоничная система мира.
Живые существа, по Д., – это временные, особые сочетания различной формы атомов. Бессмертие души Д. отрицал, т. К. душа человека состоит тоже из атомов и имеет лишь временное существование. Те же атомы есть у животных и растений, благодаря чему они обладают сознанием.
Для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств Д. выдвинул теорию истечений. Теорией истечений Д. объяснял также симпатии и антипатии людей. Теория истечений была намечена Эмпедоклом и развита Д. Согласно теории, от всех сложных тел непрерывно отделяются тончайшие слои атомов, несущихся с огромной скоростью во всех направлениях. Эти исходящие от предметов копии входят в человеческий организм и вызывают деятельность его органов чувств и мышления, порождая зрительные, слуховые и другие ощущения.
Ощущения, по Д., дают темное, смутное познание; мышление составляет более совершенный способ познания.
Д. принадлежит первый в Др. Греции трактат по логике « Каноны» (в 3—х кн.). Логика Д. была направлена против метафизики элейцев и пифагорийцев и получила дальнейшее развитие в Эпикурейской школе.
Нравственный идеал Д. – упорядоченность характера, невозмутимое спокойствие и внутренняя гармония души. Диоген Лаэртский насчитывает 70 подлинных сочинений Д. Они дошли до нас лишь в отрывках. В работе « Малый диакосмос» Д. изложил учение о естественном возникновении и развитии мира на Земле и появлении на ней человека, а также историю развития человеческого общества.
Дионисий о Д.: « По крайней мере сам Демокрит, как утверждают, говорил, что он «предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол»13.
Платон (427 – 347 гг. до н. Э.)
Крупнейший древнегреческий философ, писатель, мистик; основатель объективного идеализма, философского направления, которое оказало влияние на последующие поколения философов.
Настоящее имя Аристокл (Платон – прозвище, от греч. «широкий»). Сын родового афинского гражданина. Ученик Сократа. Вскоре после смерти своего учителя уехал из Афин в Мегару, затем посетил Египет и Южную Италию, где общался с представителями пифагорейской школы. На Сицилии П. был продан в рабство тираном Дионисием, с родственником которого Дионом он подружился. Выкупил П. Аннекирид. Вернувшись в Афины (ок.387 г. до н. Э.), П. основал школу, названную Академией. До нашего времени дошли многочисленные философские произведения в форме диалогов и собрания писем.
В первый период деятельности П. написал ряд диалогов, развивших учение Сократа. В зрелый период написал «Государство». В позднейших сочинениях («Тимей», «Законы» и др.) ощущается влияние пифагорейцев.
С философией П. познакомил Кратил, ученик Гераклита. После знакомства с Сократом П. бросил свою поэтическую деятельность и всю жизнь посвятил философии.
Учение П. охватывает широкий круг вопросов о мире и его происхождении, о душе, о познании, об обществе, о воспитании, об искусстве и т. Д.
Согласно учению П., мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи непрерывно изменяются, возникают и погибают. Подлинно сущему чувственные вещи обязаны своим бестелесным прообразам, постигаемым умом.
Область «идеи» представляет, по П., систему, подобную пирамиде: на вершине пребывает «идея» блага, до которой ум едва может коснуться. Благо объявляется не только главной причиной, но и целью бытия.
Согласно П., окружающий нас материальный мир мы познаем чувствами, в то время как идея является неподвижной и вечной, вещи материального мира возникают постоянно. Идеи как подлинные сущности находятся вне материального мира, который подчиняется миру идей. За идеями высшего порядка (блага, истинного, прекрасного, справедливого) идут идеи, выражающие физические явления – идеи огня, покоя, движения, звука и т. Д. Третий ряд идей отражает отдельные разряды существ, например животных и человека.
Истинное знание состоит в припоминании бессмертной душой идей, которые она знала еще до вселения в смертное тело.
В конечном итоге структура мира, согласно П., следующая: божественный ум, мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог и Он же создает души, которые после смерти тела переселяются в другие тела.
П. первым в истории философии поставил вопрос об отношении духа к материи. Он считал, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное, как душа, ум.
П. Понимал, что его «теория идей» не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб», «Софист» он выдвигал против нее свои же собственные возражения.
В этих диалогах П. Дает новый подход к своей концепции идеи. Идеи представляют собой противоречивое единство единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя. Это диалектика позднего П., которая признает противоположности тождественными.
Космос, по П., представляет собой шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Мир этот – живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха.
Наиболее крупные произведения П. «Государство», «Законы» посвящены общественно—политическим вопросам.
Наилучшей формой правления П. Считал аристократическую республику. В идеальном государстве П. должна царить справедливость. Каждый должен занимать свое особое положение. Низший класс – земледельцы, ремесленники, купцы; затем идут воины (стражи) и правители (философы). Для высших сословий П. Не допускал частной собственности, что возможно для низшего класса производителей.
П. развил также учение о государственном воспитании детей и граждан, согласно которому с 3 до 6 лет дети посещают организованные государством при храмах дошкольные площадки, где играют. Здесь детям внушается уважение к богам. Дальше дети учатся в государственной школе чтению, письму, музыке, счету, потом идет физическое воспитание. С 16—18 лет —геометрия, арифметика, астрономия и т. Д. С 30—35 лет получают философское образование и занимают руководящие должности в государстве. Девочек обучали военному делу, чтобы держать рабов в повиновении, когда воины воевали.
По словам современного философа Уайтхеда, «все, что можно сказать о западной философии – это несколько примечаний к Платону».
Диоген из Синопы (414 – 323 гг. до н. Э.)
Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основатель кинической школы Д. довел воззрения своего учителя до самых крайних взглядов. Подобно Антисфену, он признавал только единичное, не любил Платона и критиковал его учение об идеях как об общих сущностях. Д. отвергал все достижения цивилизации, считая, что нужно ограничиться лишь самым необходимым в своих потребностях. По мнению киников, высшей нравственной задачей является подавление страстей. Всем своим образом жизни Д. выражал пренебрежение к культуре, стремление вернуться к «естественному», животному образу жизни. Он отвергал религиозные культы, считая их излишними и осуждал людей за молитвы. Д. приписывают смелость и независимость перед властелинами и презрение к нормам общественного поведения.
Даже проданный в рабство пиратами, которые захватили его во время морского путеществия, Д. сумел доказать, что и будучи рабом, он остается хозяином своего положения.
Философию Д. ставил превыше всего. По преданию Д. жил в Коринфе под открытым небом и в бочке. Сам он называл себя космополитом, гражданином мира. Платон называл Д. «безумствующим Сократом». Известна легенда о том, что Д. ходил днем с фонарем в руках и на вопрос, что это значит, отвечал: « Ищу человека!».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Книги похожие на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Отзывы читателей о книге "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении", комментарии и мнения людей о произведении.