» » » Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков


Авторские права

Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков

Здесь можно купить и скачать "Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков
Рейтинг:
Название:
Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-906879-05-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков"

Описание и краткое содержание "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой монографии представлены теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков, раскрыты сущность, генезис, идеи, подходы, аспекты понятия «полиэтническая культура», представлена модель формирования полиэтнической культуры младших подростков в процессе усвоения традиций народов Поволжья; теоретическое обоснование педагогических условий формирования полиэтнической культуры школьников.

Монография предназначена для учителей, преподавателей и студентов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации, аспирантов педагогических специальностей.






В связи с многонациональностью России одним из путей преодоления духовно-нравственного кризиса общества является поликультурное образование, значимость которого осознается сейчас во всем мире. Российское общество претерпевает коренные изменения во всех сферах жизни на протяжении последних двух десятилетий, что обусловливает потребность в обращении к этнокультурным корням и их востребованность в воспитании подрастающего поколения.

Современное общество, неоднородное по своему социальному, этническому, языковому составу, способно выжить и эффективно существовать лишь при условии мирного сожития представителей различных этносов, культур и языковых групп. Обозначенное положение реализуется посредством самоиндентификации человека с определенным этносом, изучения и принятия другой культуры. Необходимым для будущего России является осознание общечеловеческого базиса различных культур, что будет способствовать сплочению народов и формированию гражданского общества.

В последнее время политика нашего государства стала целенаправленно развивать и внедрять инициативы по возрождению культурного своеобразия каждого народа, населяющего нашу страну и формированию гражданской идентичности. В ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин отметил важность развития и сохранения своей национальной и духовной идентичности, при этом опираться на богатство российской культуры. Также считает обязанностью государственной политики четко знать и отвечать на запросы современного общества, особенно молодежи, укреплять традиции народов России [104].

Утверждение федеральной целевой программы еще раз доказывает важность сохранения национальных традиций. Целью программы является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач: содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России [66].

В связи с актуальностью проблемы проведено исследование, целью которого явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования полиэтнической культуры младших подростков в процессе усвоения традиций народов Поволжья.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

1. Уточнить сущность и содержание понятия «полиэтническая культура младшего подростка».

2. Теоретически обосновать и внедрить в практику модель формирования полиэтнической культуры младших подростков в процессе усвоения традиций народов Поволжья в урочной и внеурочной деятельности, ядром которой является комплекс определенных педагогических условий.

3. Экспериментально проверить на практике эффективность комплекса педагогических условий формирования полиэтнической культуры младших подростков в процессе усвоения традиций народов Поволжья на основе разработанного критериально-диагностического аппарата.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские идеи о сущности культуры и её влиянии на развитие личности; теоретические подходы и положения представителей школ этнопедагогики, культурологии, психологии о всестороннем развитии личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народов; совокупность научных знаний о деятельностной сущности личности, о влиянии поликультурного образования на развитие личности; современные педагогические представления о взаимосвязях в учебно-воспитательном процессе, такие как:

на общефилософском уровне: философии культуры (М. Бахтин, Н. Бердяев, Н. Данилевский, М. Каган, П. Сорокин), культуры (К.З. Акопян, В.С. Библер); мультикультуризма (Л. Гумилёв, Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.); идентичности этносов (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, С.В. Лурье и др.);

на общенаучном уровне: этнопедагогики и поликультурного образования (Я.Ю. Белогуров, Г.Н. Волков, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, В.А. Ершов, Л.М. Захарова, В.Г. Крысько, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова); взаимосвязи образования и культуры (Н.В. Бордовская, В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк);

на конкретно-научном уровне: теории о возрастных психологических и физиологических особенностях младших подростков (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.И. Кирпичёв, Е.А. Леванова, А.А. Реан и др.); регионализации образования (М.И. Богомолова, М.В. Емельянова, Л.М. Захарова, Э.И. Сокольникова, А.Ю. Тихонова, Л.И. Шабалина и др.).

Для более глубокого осмысления темы исследования рассмотрим сущность основных понятий, используемых в работе: это «культура», «поликультурное образование», «этнос», «полиэтническое образование», «полиэтническая образовательная среда» и другие, связанные с данными понятиями, которые в своей совокупности отражают специфику основного понятия нашего исследования «полиэтническая культура личности».

Культуру базовым предметом считают специалисты в области поликультурного образования. Они определяют ее как стиль жизни, набор народных традиций, бытовых привычек, религиозных, нравственных и эстетических ценностей, этнических, родовых ориентаций, языковых и речевых особенностей людей [33, с. 43].

В научной литературе и повседневной жизни можно встретить различную трактовку этого понятия. В энциклопедии «Народы России» (1994, с. 456) культура рассматривается как система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека, которая охватывает все стороны его жизни: биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникативная, социальные отношения). В данном случае мы имеем дело с расширенным определением понятия «культура», авторы которого стремятся придать культуре всеобъемлющий характер [45, с. 11].

А.И. Кравченко определяет культуру (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, который выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, произведения искусства), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей) [67, с. 270–271].

Известный американский специалист в области многокультурного образования С. Нието [150] отражает взгляд многих современных ученых. Культура понимается им как постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрение, которые создаются и разделяются группой людей, связанных вместе комплексом факторов, включающих общую историю, географическое положение, язык, социальный класс и/или религию [45, с. 12].

По мнению М.С. Кагана, отечественные ученые считают, что культура имеет три уровня функционирования: общий (характеризует способ существования человечества), особенный (культура воплощает совокупность достижений макро- или микрогруппы) и единичный (культура отдельной личности). Автор справедливо подчеркивает, что культура в своем реальном существовании предстает перед нами как культура нации, культура сословия, культура детства и д.т. [56, с. 15].

Исходя из сказанного, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова утверждают, что молодой человек является центром пересечения и носителем нескольких культур: этнической, общероссийской и мировой, городской или сельской, половозрастной, социальной и т. д. Формирование культуры отдельной личности происходит посредством приобретаемого разнообразного социокультурного опыта и зависит от психологических особенностей человека [36, с. 10].

Как видно из приведенных определений, понятие «культура» имеет достаточно разнообразные толкования. На сегодняшний день, по мнению многих исследователей (Н.Н. Выгодчикова, В.А. Ершов, Т.В. Поштарева, С.А. Харитонова и др.), проблемы поликультурной среды прямо или косвенно затрагивают практически все общественные дисциплины. Среди них ученые выделяют философию, историю, этнографию, социологию, культурологию, психологию, педагогику. Знакомство с исследованиями поликультурных сообществ позволяет сделать вывод: авторы при анализе явлений культуры, диалога культур, поликультурной среды, взаимодействия и взаимовлияния культур и т. д., не игнорируют результаты исследования проблем культуры большинством смежных наук [49, с. 39].

В.А. Ершов считает, что поиск новых подходов, которые бы не только признали право каждой культуры на существование, но и наладили бы равный диалог между культурами, ведущий к взаимообогащению и развитию культурных сообществ – одна из задач философии в начале XXI века. Таким образом, понятие «диалог культур» занимает все больший интерес философов культуры, все чаще говорится о невозможности понять природу любой культуры без ее сопоставления с иными, о возможности взаимопонимания людей разных культур. Понимание ценностей иной культуры возможно только в том случае, если индивид способен осознать свои национальные культурные ценности, т. е. обладает способностью к культурной самоидентификации [49, с. 39–46].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков"

Книги похожие на "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елизавета Гринева

Елизавета Гринева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков"

Отзывы читателей о книге "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.