» » » Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков


Авторские права

Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков

Здесь можно купить и скачать "Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков
Рейтинг:
Название:
Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-906879-05-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков"

Описание и краткое содержание "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой монографии представлены теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков, раскрыты сущность, генезис, идеи, подходы, аспекты понятия «полиэтническая культура», представлена модель формирования полиэтнической культуры младших подростков в процессе усвоения традиций народов Поволжья; теоретическое обоснование педагогических условий формирования полиэтнической культуры школьников.

Монография предназначена для учителей, преподавателей и студентов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации, аспирантов педагогических специальностей.






Актуальность поликультурного образования высока во многих странах современного мира. Данное социально-педагогическое явление получило отражение в научном языке под разными терминами: мультикультурное образование (Я. Пэй, Р. Люсиер и др.), мультиэтническое образование (Дж. Бэнкс), поликультурное образование (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова), поликультурное воспитание (Н.В. Бордовская,

А.Н. Джуринский, А.А. Реан), многокультурное образование (Т.Д. Дмитриев), сложнокультурный подход (В.А. Тишков) и др. Каждое из этих понятий восходит к инвариантной идее, связанной с обеспечением взаимодействия культур в образовательном процессе, направленном на приобщение молодого поколения к культурным достижениям всего человечества.

Единого подхода к определению понятия «поликультурное образование» не существует, разные авторы рассматривают его с различных точек зрения и поэтому определяют как идею, концепцию, процесс или продукт образования:

– в Международной энциклопедии образования (1994) оно трактуется как важная часть современного общего образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодёжи в духе уважения к инокультурным системам [33, с.80];

– приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде [42, с. 63];

– сложноорганизованная система, в которой не просто представлено многообразие культур, а выдвигаются разнообразные культурные проявления на уровне нации, этноса, конфессий, рас, половых, социальных и других различий, при этом они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга на принципах гуманизма [33, с. 34];

– формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова) [80];

– которое опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и обеспечивает формирование образов культуры и самого себя как результата творческого межкульутрного взаимообогащения. В зависимости от того, кто признается основным субъектом культуры – большая социальная группа-этнос, другая большая или малая социальная группа или отдельная личность – можно выделить такие виды поликультурного образования, как поли-этнокультурное, поли-социокультурное, поли-личностно-культурное [133, с. 191];

– особый образ мышления, который основан на идеях свободы, справедливости, равенства; преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатствам мировой культуры через усвоение знаний о родной и общенациональной культурах, процесс формирования толерантного отношения к культурным различиям [9];

– полисоциальное образование, которое в своем содержании воспроизводит природу и характерные особенности субкультур, носители которых – большие и малые социальные группы – различаются между собой половой принадлежностью, политическими и религиозными взглядами, экономическими интересами и т. д. В этом ключе К.А. Грант [140] понимает поликультурное образование как образование, позволяющее лучше узнать политические, социальные и экономические отношения, которые личность черпает в различных культурах и с которыми сталкивается человечество. Дж. Фрезер рассматривал поликультурный процесс через создание культурного, расового, полового, этнического, религиозного и социально-экономического статуса участников такого процесса. По мнению Гибсона, поликультурное образование – это процесс, в котором личность развивается в ходе восприятия, оценки и работы в системе культурных ценностей, отличных от ее собственных. Д. Судзуки [142] спецификой поликультурного образовательного пространства считает наличие многопредметных образовательных программ, которые позволяют снабжать учащихся многочисленными знаниями об окружающем мире. Р. Люсиер считает, что мультикультурное образование содействует осознанию значимости разнообразия эстетических и социальных ценностей [14, с.324].

При всех терминологических различиях в целом под поликультурным образованием понимается «образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде». Поликультурное образование не исключает образования национального, а только преодолевает односторонность национальной школы, расширяет возможности человека, рассматривая в качестве его места не только родной дом, но и весь мир. В таком понимании поликультурное образование является по сути полиэтническим [15, с. 323].

Как видно из приведённых выше определений ни в отечественной, ни в зарубежной педагогике единого мнения не существует. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, поликультурное образование рассматривается как ядро воспитательного потенциала системы образования, которое отвечает современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства. Директором департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки России А.А. Левитской поликультурное образование определяется как образовательная система, которая в рамках единого федерального государственного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации [75].

Поликультурное образование предусматривает объективную связь образования и культуры, а также связь человека с культурой как системой ценностей, способствует становлению и развитию индивида, обеспечивает ориентирование каждой личности на культурное саморазвитие. Все это подчеркивает в настоящее время особую актуальность поликультурного образования как педагогической парадигмы и обосновывает повышенное внимание ученых к данной проблеме [33, с.141].

Функциональное назначение компонента «культура» в содержании поликультурного образования определяется тем, что она:

– имеет свою национально-специфическую особенность (обусловлена природными, социальными условиями);

– объединяет народы, социальные группы, государства;

– выступает главным отличительным признаком этнических особенностей, менталитета, бытовой специфики народа и его языка;

– обусловливает неодинаковое развитие этнокультур в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.

Эти положения дают право говорить о поликультурном образовании как о культурном феномене.

Материальный, художественный и духовный компоненты в общем понятии «культура» выделены культурологами (М.С. Каган, В.С. Ерасов и др.) как основные.

Духовный компонент наиболее значимым для сферы поликультурного образования считают участники Международной конференции «Образование и культура» (ЮНЕСКО 1995 г.) и трактуют культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми. При этом ученые (А.С. Арсентьев, М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.) едины в том, что процесс формирования базовой культуры личности проходит успешно лишь тогда, когда он построен в соответствии с концепцией «диалога культур», предполагающей взаимосвязь культур адекватно их сущности.

Ни один вариант культуры не может существовать автономно от других. Все они развиваются в общем, диалогическом пространстве, обеспечивающем взаимопереход, одновременность, разноосмысленность различных культур. Интересным представляется то, что поликультурное образование определяет признание человеческой, национальной культуры фактором развития образования и необходимость его осуществления именно в контексте диалога культур, который призван обеспечить формирование Человека Культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многокультурном мире [33, с. 139–140].

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в России и своем регионе; воспитание толерантного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур, воспитание личности в духе терпимости, гуманности, миролюбия, по мнению О.В. Гукаленко, призвано обеспечить поликультурное образование. В этих условиях деятельность школы, имеющей культурную и практическую направленность, должна быть нацелена на восстановление и развитие самосознания обучающихся, на воссоздание исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности поколений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков"

Книги похожие на "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елизавета Гринева

Елизавета Гринева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елизавета Гринева - Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков"

Отзывы читателей о книге "Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.