» » » Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу


Авторские права

Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу"

Описание и краткое содержание "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу" читать бесплатно онлайн.



Триста с лишним лет назад на берегах Невы возник город, которому была суждена великая судьба. История «блистательного Санкт-Петербурга» неразрывно связана с этой рекой. Она стала «главной улицей» города, к которой были обращены фасады дворцов и особняков, а ее величественные гранитные набережные, причалы и спуски стали украшением молодой столицы, приводя в восхищение иностранных гостей.

По Неве доставляли «Гром-камень» для постамента Медному всаднику, на ее льду пролилась кровь декабристов, с Невы крейсер «Киров» вел огонь по врагу во время ленинградской блокады. Река вдохновила множество художников и поэтов на замечательные произведения искусства, а инженеров и мостостроителей подвигла вступить в единоборство с коварной стихией невских наводнений.

Вместе с известным петербургским историком Татьяной Соловьевой приглашаем читателей на историческую прогулку по берегам Невы от петровских времен до наших дней. Мы познакомимся как со знаменитыми, так и малоизвестными дворцами и памятниками, узнаем о славных зодчих и замечательных личностях, живших и творивших на ее берегах. Всем, кто влюблен в Петербург, тем, кого не оставляет равнодушным романтика разведенных мостов и белых ночей, посвящается эта книга.






Императрица могла подтрунивать над непогодой, но совсем не до шуток было людям, попавшим в водоворот реки в ночное время. Это наводнение унесло огромное количество человеческих жизней и животных. Несмотря на то, что впоследствии вода поднималась еще выше, таких потерь уже не было.

После этого бедствия Екатерина II приказала учредить правила, по которым жителей города оповещали о грядущем поднятии воды. Правила гласили: «Когда в Коломнах и в Галерной гавани вода начинает выходить на берег, то дан будет сигнал: тремя выстрелами из пушек, и будет поднято на шпице (имеется в виду шпиль Адмиралтейства – Т.С.) всех четырех сторон по красному флагу, а ночью три фонаря; также пойдет барабанщик бить в барабан; в случае же сильной опасности для всех жителей из Адмиралтейства крепости будет сделан сигнал пятью выстрелами из пушек и выставлены будут на адмиралтейском шпице со всех сторон белые флаги, а ночью по два фонаря». Одновременно Екатерина приказала составить план города с обозначением мест затопления.

Возможно, благодаря принятым мерам оповещения населения позднейшие наводнения 1788 и 1802 года и не принесли такого количества жертв среди горожан.


Наводнение 1824 года. Самые значительные повреждения зафиксировали на Васильевском острове. Все его линии оказались заваленными бревнами, принесенными с прибрежных пакгаузов, и крестами и оградами со стертого с лица земли Смоленского кладбища


Рядом с Гаванью были разрушены почти все дома, в том числе каменные: суда, стоящие в акватории порта, срывало с якорей, и они таранили все строения, находящиеся на пути.

Как уже говорилось, наводнение 7 ноября 1824 года было самым высоким за всю историю города. Вода поднялась выше ординара (ординаром называется средний уровень моря, определенный по длительным, около 100 лет, измерениям его высоты на пристани возле Горного института) на 13 футов и 7 дюймов. Сохранились многочисленные воспоминания этого стихийного бедствия. Известный журналист Булгарин писал: «Разъяренные волны свирепствовали на Дворцовой площади, которая с Невою составляла одно огромное озеро, изливавшееся Невским проспектом, как широкою рекою, до самого Аничковского моста. Мойка, подобно всем каналам, скрылась от взоров и соединилась с водами, по которым неслись леса, бревна, дрова, мебель. Вскоре мертвое молчание водворилось на улицах…». Другой очевидец этого бедствия, Башуцкий, писал: «Зрелище уничтожения и гибели было ужасно. Зимний дворец, как скала, стоял среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбившихся о крепкие его стены, и орошавших его брызгами почти до верхнего этажа. На Неве вода кипела, как в котле, и с неимоверною силой обратила вспять течение реки; набережные дома казались парусами кораблей, нырявших среди волн; мосты были сорваны и разнесены на части, <…> огромные массы гранитной набережной были сдвинуты с места и вовсе опрокинуты».

Ужас горожан, поначалу как зрелище воспринявших это стихийное бедствие, превратившееся в трагедию, гениально передал великий Пушкин в поэме «Медный всадник»:

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей не в мочь…
По утру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
И пуще, пуще свирепела.
Приподымалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
И, наконец, остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало и вокруг
Все опустело – волны вдруг
Вломились в улицы, в подвалы,
С Невой слились ее каналы.
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! Приступ! Лезут волны,
Как звери, в окна. С ними челны
С разбега стекла бьют кормой;
Мосты, снесенные грозой,
Обломки хижин, бревна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бедных, рухлядь их,
Колеса дрожек городских,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по городу!..

После этого наводнения вода выше ординара в ХIХ веке поднималась несколько раз. Это происходило и в 1827, и в 1830, и в 1879 годах, и позднее.

В двадцатом столетии наиболее высокий подъем воды на Неве произошел 23 сентября 1924 года – ровно через 100 лет после наводнения 1824-го! Газеты писали: «Днем 23 сентября, при сильном ветре с моря, после трех часов началось быстрое прибытие воды, уровень которой к 8 часов вечера достиг 12 футов (366 см) выше ординара… Население было предупреждено об угрожающем наводнении и в большинстве мест успело своевременно очистить улицы и перейти в верхние этажи… Были частичные пожары. Снесено несколько мостов: Сампсоньевский (Свободы), Гренадерский и др.».

В конце ХХ века неподалеку от Английской набережной у Синего моста была установлена шкала наводнений, случившихся в ХХ веке. Самая высокая линия в 4,1 метра против ординара – это наводнение 1824 года, немного ниже – линия подъема воды на 3,69 метров в 1924 году. Далее следуют наводнения 1955, 1903 и 1967 годов. Нет на этой шкале третьего по высоте воды – 3,10 м выше ординара – наводнения 21 сентября 1977 года. Нет на шкале и наводнения 1921 года, запечатленного на гравюрах П. Шиллинговского, хотя они рассказывают об огромных разрушительных действиях этого бедствия, в частности на Дворцовой набережной.

Первая и основная шкала наводнений создана и существует в Петропавловской крепости еще со времени наводнения 1824 года.


Подсчитано, что за время существования Санкт-Петербурга воды Невы поднимались выше ординара на 150 метров более 230 раз (по некоторым данным более чем 320). Самые сильные наводнения, по наблюдениям специалистов, происходят один раз в столетие


С наводнениями пытались бороться с первых лет строительства Петербурга. Петр I, задумывая центр города на Васильевском острове, предполагал перерыть его большими каналами и поднять на нем уровень земли. В правление Елизаветы Петровны отец славного полководца, князь Илларион Матвеевич Кутузов представил императрице проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения». Проект понравился Елизавете Петровне, но воплощен в жизнь был только при Екатерине II. Этот канал получил название в честь императрицы – Екатерининский, ныне – Грибоедова.

С этой же целью при Александре I началась и завершилась постройка Обводного канала, который, как и Екатерининский, в какой-то степени сыграл свою роль в отведении большой воды от города во время наводнений. В ХIХ веке многие видные ученые представляли свои проекты по предотвращению наводнений, но ни один из них не был реализован.


Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений представляет собой две дамбы из песка и суглинка, соединяющие остров Котлин (на котором расположен Кронштадт) с берегами Невской губы. В дамбах построены два сооружения для обеспечения судоходства и шесть водопропускных для свободного стока воды. Сооружения оборудованы затворами, которые обычно открыты и свободно пропускают воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря. Уровень воды в изолированной части поднимается за счет стока реки, но происходит это медленно и не представляет угрозы городу


Стоит заметить, что, по многочисленным воспоминаниям, императоры всегда принимали участие в спасении погибавших во времена наводнений. Широко распространена версия о том, что Петр I умер от воспаления легких, полученного в результате спасения утопающих во время наводнения. О спасении утопающих посланниками Александра I писал и Владимир Соллогуб, наблюдавший это из окна своего дома.

Во второй половине ХХ столетия было принято решение о строительстве дамбы, защищающей Неву от встречных вод, наносимых ветрами. И уже вскоре началось воплощение задуманного проекта. Сложная конструкция дамбы, предложенная учеными, гарантированно должна была спасти город от наводнения. Несколько раз ее строительство прерывалось из-за нехватки средств. И вот, наконец, 25-летний долгострой завершился! Долгожданное событие произошло 12 августа 2011 года. Постройкой дамбы решился один из важнейших вопросов, приносящих городу бедствия.

ИЗ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАБЕРЕЖНЫХ

Первая (деревянная) набережная, соединившая Адмиралтейство с Летним садом, была устроена еще при жизни Петра I в 1715 году. После этого деревянные набережные стали устраивать по всем берегам Невы. До второй половины XVIII века деревянную береговую обшивку раскрашивали «под кирпич». Но дерево служило недолго, обшивку часто приходилось менять.


Камень выпрямил очертания береговой линии, придал набережным богатый и помпезный облик. Гранитные парапеты через определенные промежутки прорезались плавными спусками к воде. Все спуски решены по-разному. Авторы многих гранитных набережных и спусков, к сожалению, не установлены


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу"

Книги похожие на "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Соловьева

Татьяна Соловьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу"

Отзывы читателей о книге "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.