Коллектив авторов - Выдающиеся ученые о познании
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Выдающиеся ученые о познании"
Описание и краткое содержание "Выдающиеся ученые о познании" читать бесплатно онлайн.
Зачем человечеству познание? Что оно даёт? По каким законам распространяется знание среди людей? Почему люди так часто не принимают новое знание? Каким должен быть настоящий учёный и каким он не должен быть? В книге на эти темы размышляют гении прошлого и современные учёные, что даёт возможность сопоставить разные точки зрения. Хрестоматия снабжена многочисленными иллюстрациями, а также иллюстрированным Указателем имён, где приводятся краткие сведения обо всех упоминаемых деятелях.
Николай Константинович Рерих (1874–1947) о ценности познания: «ОПОРА ЖИЗНИ»
«Человечество привыкло в случае каких-либо мировых событий прежде всего пренебрегать просвещением и творчеством. А ведь без этих двух основ вкрадывается одичание и огрубление…»
Из письма П.Ф. Беликову, 1 декабря 1938. / Непрерывное восхождение (Сб., посв. П.Ф. Беликову). В 2-х т. – М.: МЦР, 2001. Т.1. – 504 с. С. 127.Сознаемся, что человечество сильно одичало. Нужды нет, что оно ещё носит европейский костюм и по привычке произносит особенные слова. Но под костюмом – дикое побуждение, а смысл произносимых слов, часто великих, трогательных, объединяющих, уже затемнён. Пропадает руководящее знание. Люди незаметно привыкают к темноте.
Без ложного стыда – сознаемся в этом… <…>
Мало знания. Мало искусства. <…> Откуда же придёт познание сущности вещей? Откуда придут мудрые взаимные отношения? <…> Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства. <…>
Путём вражды, грубости, поношения всё равно никуда не прийти. Ничего не создать. Но сущность человека всё же стремится к справедливому познанию. <…>
Нью-Йорк, 1930Рерих. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. – с. 224 (Антология гуманной педагогики). «Адамант», «Молодежи», «Прекрасное», с. 189–194.Разве наша эпоха не одна из самых значительных? Разве самые удивительные открытия не вошли в нашу повседневную жизнь? И разве мы не знакомимся с некоторыми самыми тонкими энергиями? Не счастье ли это – не только знать об этих энергиях, но и быть в состоянии использовать их на самом деле в жизни? <…>
Границы духовной жизни расширяются. И физические границы становятся гибкими и вибрирующими. <…> Но жизнь из-за невежества полна непонимания. <…>
Разве не прекрасная задача для нашего поколения решить проблему непонимания…? Импульс улучшения, духовного подъёма, творчества является одним и тем же для всего человечества. Одной и той же рукой мы можем дать наше благословение и ею же совершить убийство. Я не верю в так называемые различные условия. Одно условие существует для всего человечества – общий язык сердца… <…> Безграничное искусство, непредубеждённая наука несут улыбку понимания. <…>
Почему мы вправе считать Красоту и Знание побудительными силами? На какой-то момент представьте себе историю человечества без сокровищ Красоты и Знания. <…> Какими грубыми стали бы страницы истории! <…>
Самоотверженное исследование фактов открывает нам высочайшую степень материи. Космический луч не является более сказкой, а вошёл в лабораторию учёного, и научный ум знает, как много форм энергии может войти в нашу жизнь… <…>
Сколько социальных проблем может быть решено без вражды, но при одном условии, что они решатся прекрасным образом. Да, мы можем вызвать энергии из космоса; мы можем осветить нашу жизнь мощными лучами, но эти лучи будут прекрасными – такими же прекрасными, каковой является концепция эволюции.
Нью-Йорк, 1929Рерих Н.К. Радость творчества. Гуру – Учитель. / Шамбала. – Минск – Москва – Киев: Лотацъ – Изумрудная Скрижаль. 2000. – 400 с. С. 344–348, 361, 374–375.Единственная опора жизни – искусство и знание. <…>
Вы говорите: «Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и искусства. Нужно устроить раньше важные дела». Отвечаю: «Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. <…>»
Всему миру приходит трудное испытание. После средневековых испытаний огнём, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры… <…>
Что может заменить культуру? Продовольствие, промышленность – тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизменно падает. Весь уровень народа понижается.
<…> Даже сталь разъедается и распадается, если её не обновлять… Так и мозг человеческий костенеет, если не дадите ему совершенствоваться неутомимо. <…> И вам, молодёжи, предстоит одна из наиболее сказочных работ – …заменить механическую цивилизацию – культурой духа…
<…> …Первое место займут искусство и наука. <…> Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. <…>
…Твержу, как заклинание: «Вы, молодёжь, имеете право всеми мерами требовать от правительства путей искусства и знания. <…>».
Нью-Йорк, 1930.Рерих. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. – с. 224 (Антология гуманной педагогики). «Адамант», «Молодежи», «Прекрасное», с. 195–196, 214.Николай Константинович Рерих (1874–1947) о значении мысли: «МЫСЛЬ ДЕЙСТВЕННА»
«…Если каждая энергия может быть открыта, измерена и взвешена, то таким же образом и наша мысль является материальной…»
Рерих Н.К. Радость творчества. / Шамбала. – Минск – Москва – Киев: Лотацъ – Изумрудная Скрижаль. 2000. – 400 с. С. 346.Странно подумать, что ещё и посейчас люди думают, что мысли их могут быть тайною. Именно нет ничего тайного, что не стало бы явным. <…>
Самое простое благоразумие… требует от людей соблюдения чистоты мыслей. <…> Мысль действенна более слова. Мысль творяща, и потому она является рассадником добротворчества или злоумышления. Человек, вложивший злую мысль, не менее ответственен, нежели производящий злое действие. <…>
Нужно всегда осознавать значение хотя бы очень маленьких, мимолётных, но смертельно жалящих мыслей. <…>
Конечно, беспроводная передача энергии помогает осознать позабытые силы человека. Энергия мысли до сих пор лишь частично признаётся, а для невежд остаётся в пределах какого-то колдовства. <…> Учат ли в школах о значении мысли? Или же эта великая наука остаётся в числе запрещённых познаний? <…>
Сказано – Красота спасёт мир. Этой формуле улыбались и сочувственно, и осудительно, но опровергнуть её никто не мог. <…> Человечество мечтает о свободе… В то же время человечество пытается… ограничить… это понятие. Великая свобода мысли явлена в истинном творчестве. Истинным же будет то, что прекрасно и убедительно. <…>
Рерих Н.К. Единение. Мысль. Счастье. Творчество. / Рерих. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. – 224 с. (Антология гуманной педагогики). С. 161, 172, 187, 173.ПЬЕР ТЕЙЯР де ШАРДЕН (1881–1955) о роли науки: «…ЖИВЁМ В ВЕК НАУКИ»
«Чем больше человек будет становиться человеком, тем меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому».
Тейяр де Шарден П.Феномен человека. – М.: Прогресс, 1987. – 240 с. С. 184.Мы хвастаемся тем, что живём в век науки.
Но с какой же скаредностью ума и средств и в каком беспорядке мы ведём исследования, хотя и прославляем науку и пользуемся её благами!
Как искусство, наука возникла под внешней видимостью излишества, фантазии. Любопытство мечтателей… Мало-помалу значение науки дало ей право гражданства. И, однако, она ещё развивается по воле случая, почти без заботы о ней… Как будто бы открытия должны периодически падать с неба в готовом виде, и как будто для человека нет лучшего занятия на Земле, как убивать друг друга или есть! На исследования во всём мире в течение года выделяется меньше денег, чем на строительство одного крейсера!
Мы по-прежнему видим в науке лишь новый способ более легко получить те же старые вещи – землю и хлеб.
Современная наука, которая некогда чрезмерно поддавалась обаянию анализа, ныне вновь привыкает рассматривать творческую функцию синтеза. Она начинает видеть, что в молекуле заключено гораздо больше, чем в атоме; в клетке больше, чем в молекулах; в социальном больше, чем в индивидуальном; в математической теории больше, чем в расчётах и теоремах… В соответствии с этим сознание, жизнь, мысль уже почти приобрели право на существование в науке.
<…> От Запада до Востока эволюция занята в более сложной области – она создаёт дух. Вне наций и рас происходит образование единого человечества. …Можно спросить: …по каким линиям мы будем развиваться…? Я различаю три главные линии – (1) организация научных исследований, (2) сосредоточение их на человеке, (3) соединение науки и религии.
(Какой может стать Земля…)Земля, где гигантские телескопы и циклотроны* поглотят больше золота и вызовут больше восхищения, чем все бомбы и все пушки. Земля, где не только для исследователей, но и для человека с улицы животрепещущей проблемой будет отвоевание ещё одного секрета у частиц, у звёзд или у организованной материи. Земля, где люди посвятят свою жизнь скорее увеличению знания, чем увеличению имущества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Выдающиеся ученые о познании"
Книги похожие на "Выдающиеся ученые о познании" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Выдающиеся ученые о познании"
Отзывы читателей о книге "Выдающиеся ученые о познании", комментарии и мнения людей о произведении.