Коллектив авторов - Выдающиеся ученые о познании
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Выдающиеся ученые о познании"
Описание и краткое содержание "Выдающиеся ученые о познании" читать бесплатно онлайн.
Зачем человечеству познание? Что оно даёт? По каким законам распространяется знание среди людей? Почему люди так часто не принимают новое знание? Каким должен быть настоящий учёный и каким он не должен быть? В книге на эти темы размышляют гении прошлого и современные учёные, что даёт возможность сопоставить разные точки зрения. Хрестоматия снабжена многочисленными иллюстрациями, а также иллюстрированным Указателем имён, где приводятся краткие сведения обо всех упоминаемых деятелях.
…Вероятно, самым… глубоким разрывом в… культуре… является несовместимость, разделяющая… науку и… религию. <…> Наука требует от нас принятия чисто объективного, материалистического… взгляда на космос. …Религия требует веры в противоположное – в мир, …управляемый духовным разумом, любовью, целесообразностью. …Наука …учит, что мы и наш мир – всего лишь продукты счастливой случайности физики… Наука настаивает на отсутствии… свободы воли или выбора, какой-нибудь… истинности в морали*. …Наука утверждает, что всё сознательное содержание жизненного опыта – это… лишь избыточный продукт деятельности мозга, никак не влияющий на ход событий… <…> …Я считаю, что… полярные позиции примиряются в… объединяющем взгляде на человека… …Мне больше не нужен водораздел между религией и моей наукой.
* * *Наши убеждения определяют то, что мы ценим, что выбираем, как поступаем… Из этого следует, что наши текущие глобальные кризисы являются… результатом неадекватных… воззрений. Я думаю, что… судьба всей нашей биосферы оказалась в полной зависимости от… воззрений, которые выберут следующие несколько поколений…
…Наука спасёт мир не путём… совершенствования технологий (которые только… усугубят нашу неизбежную гибель), но путём выработки новых… ценностей, в соответствии с которыми следует жить… …Судьба биосферы будет зависеть от… наших воззрений на жизнь… <…> Наиболее важными воззрениями являются не те, что касаются обычных повседневных забот… а… воззрения более высокого порядка – те, ради которых люди живут и умирают, – воззрения, касающиеся цели и смысла жизни… человеческой психики и её роли в космической системе.
Сперри Р. У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения. // Сб. Мозг и разум. – М.: Наука, 1994. – 176 с. С. 32, 23, 20–44.Константин Эдуардович Циолковский (1873–1935) о видах знания: «ПО СВОЙСТВУ ЗНАНИЙ ИХ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ:»
Государственный музей Истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге
1. Непосредственные знания. Например, можно взвесить предмет, определить его объём и проч.
2. Теоретические знания, которые можно непосредственно проверить. Например, геометрия даёт способы измерять расстояние до предметов, не подходя к ним. Непосредственная проверка подтверждает метод.
3. Теоретические знания, которые проверить пока нельзя. Например, мы знаем состав небесных тел…
4. Знания …точные, но проверить их наши чувства не приспособлены. Таковы познания о массе атомов и расположении их в молекулах.
5. Приблизительные знания, которые проверить можно. …Статистические* данные, например, о средней продолжительности жизни…
6. Приблизительные знания, которые пока проверить невозможно. Имеют ли другие Солнца свои планеты? …Мы можем с огромной степенью вероятности сказать, что имеют. …Проверить это …решение ПОКА невозможно.
7. Знание несомненно, но проверить… его совсем невозможно. <…> …Каждый атом есть сложный мир, подобный Земле или другой планете. На нём должны быть и особые разумные существа, подобные людям… Проверить эти идеи ни теперь, ни в будущем совершенно невозможно. Вот более простой пример… Чувствуют ли радость и горе …животные, или они автоматы*? Конечно, чувствуют, но доказать это прямо нельзя.
8. Знания фактические, но противоречащие наукам. Отрицать… явления только потому, что они необъяснимы с точки зрения современной науки, неразумно. Такое… отрицание вредит развитию науки.
9. Предположения, или гипотезы. Они с развитием знаний или отвергаются… или утверждаются как научные истины.
10. Народные предания, суеверия, мифы…
Первые 8 категорий знаний могут считаться строго научными.
Циолковский К.Э. Род или характеристика познания. / Циолковский К.Э. Гений среди людей. М., «Мысль», 2002. – 542 с. С. 271.Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) о необходимости просвещения: «ОБЩЕСТВО ТЕМ СИЛЬНЕЕ…»
«По природе я мечтатель, и это опасная черта; я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым…; но… мне ненавистны всякие оковы моей мысли…»
Из письма к Н.Е. Вернадской, 2.07.1887.Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики), с. 189.Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нём места для сознательной работы по сравнению с другим обществом. <…> Когда… в этих обществах… дана возможность… высказывать, обсуждать и слагать с,вое мнение, в других такая возможность доведена до minimum а – то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых обществ.
Из записок и дневников. Август 1892 г.Людей, могущих развивать сознание в стране, по многим причинам немного, и горе той стране, где такие люди зарывают тот огонь, который теплится в них…
Я считаю печальной чертой русской теперешней жизни странное и непонятное для меня отношение к науке как к роскоши.
Из писем к Н.Е. Вернадской. 29 августа 1893 г. ВернадовкаДальнейшее развитие человека зависит от нас самих, на земле происходит вечное изменение, эволюция организмов, но вовсе не необходимо происходит дальнейший прогресс*… <…> Мы видим в человеческих расах примеры вырождения* (например, индейцы Северной Америки), а в развитии науки и искусства также такие приостановки и даже обратный ход развития…; у меня нет уверенности, что само собою будет продолжаться… умственное развитие человека… оно будет продолжаться, если работать для этого…
Из писем к Н.Е. Вернадской. 6 августа 1886 г. Вернадовка…Меня поразило широкое развитие… музеев и библиотек в городах Запада, и я всё более и более сознаю, какая заключается в этом сила и как необходимо устроить то же самое в России. …Хорошая сторона таких учреждений… – для них нет определённого шаблона, определённых рамок, которые стесняют так сильно нашу деятельность…
Из писем к Н.Е. Вернадской. 24 августа 1888 г. Клермон-ФерронИ действительно, не в количестве изученных фактов, не в их значении является сила нашего мышления, а в том, чтобы эти факты составляли так называемое ЗНАНИЕ, т.е. являлись продуманными, ясна была нам взаимная между ними связь. А это возможно только… с помощью строго научного изучения.
Из писем к Н.Е. Вернадской. 18 августа 1888 г. Женева…Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают. <…>
Нет ничего хуже апатии, нет ничего вреднее и ужаснее безразличия, серой будничной жизни в такой момент. <…>
Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет – «хлеба и зрелищ». …Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов.
Из записок и дневников. 16 марта 1918 г.Эти дни невольно и не раз возвращался к мысли о неравенстве. <…> Равенство людей – фикция*… В каждом государстве и народе есть раса высшая, творящая творческую созидательную работу, и раса низшая – раса разрушителей и рабов. Несчастие, если в их руки попадает власть и судьба народа или государства. <…>
Кто производит творческую работу в промышленности? Чей труд должен главным образом оплачиваться? Мне кажется, как правило, это не рабочий и не капиталист. Это организатор и изобретатель. <…> Никогда нельзя заменить личности организатора и изобретателя коллегиями*…
Из записок и дневников. 18 апреля – 1 мая 1918 г.Крупные неудачи нашей власти – результат ослабления её культурности: средний уровень коммунистов – и морально, и интеллектуально – ниже среднего уровня беспартийных. Он сильно понизился в последние годы – в тюрьмах, ссылке и казнены лучшие люди партии, делавшие революцию, и лучшие люди страны. Это сказалось очень ярко… <…>
Цвет нации заслонён дельцами и лакеями-карьеристами.
Из записок и дневников. 2 ноября 1941 г. БоровоеЦит. по: Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики), с. 143, 183–184, 197, 211, 194, 159–161, 146–147.Раздел 2
КАК РАСТЁТ ЗНАНИЕ
Николай Константинович Рерих (1874–1947) о свободе науки: «ЗАБЫТОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТКРЫТО»
Н.К. Рерих в индийском селении Кулу рядом с древней скульптурой. 1930–1940-е годы
Каждый стремится быть честным, но редко факты сообщаются без личной окраски, это случается даже и с учёными, которые, казалось бы, дожны уметь обращаться с фактом как таковым. Мало кто умеет усматривать факт вне предрассудков и без суеверий. <…> Но мы должны, наконец, научиться оценивать явление непосредственно!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Выдающиеся ученые о познании"
Книги похожие на "Выдающиеся ученые о познании" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Выдающиеся ученые о познании"
Отзывы читателей о книге "Выдающиеся ученые о познании", комментарии и мнения людей о произведении.