» » » » Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова


Авторские права

Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Здесь можно купить и скачать "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Русский фонд содействия образованию и наукеbb8722ec-1531-11e7-9b47-0cc47a5203ba, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова
Рейтинг:
Название:
Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-91244-172-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"

Описание и краткое содержание "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать бесплатно онлайн.



Всех любишь? Всех прощаешь?» С такими вопросами обращался к своим духовным детям московский протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908). Любовь к ближнему, по его мнению, была именно тем, чего так не хватало людям накануне надвигавшихся на страну трагических событий. Имя пастыря было хорошо известно в начале ХХ века. Известный праведник того времени, протоиерей Иоанн Кронштадтский, советовал страждущим обращаться к отцу Валентину, чьи духовные советы помогли выбрать правильный путь сотням людей.

Но протоиерей Валентин был известен не только праведной жизнью и ревностным служением, но и своими проповедями. Образованнейший человек своего времени, он знал более десяти иностранных языков, следил за всеми богословскими вопросами. Свои знания пастырь не таил под спудом, а использовал для привлечения людей ко Христу. Слова и беседы протоиерея Валентина касались разных духовных и нравственных тем и не потеряли своей актуальности до сих пор.

Настоящая книга включает в себя собрание проповедей этого замечательного священнослужителя. Проповеди впервые собраны воедино и снабжены научным комментарием.






2. Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27). По учению православных истолкователей апостольской мысли, это значит, что люди, принявшие звание христиан, с тем вместе обязались носить в сердце своем Божий страх. Это чувство – качество высокой души. Оно на простом языке называется сосредоточенным вниманием к себе, благоговением ко всему святому, чистому и честному. Страх Божий научает человека спасительной осторожности, с которой он может избегать всюду окружающих его опасностей. Истинный последователь Иисуса Христа, по выражению псалмопевца, даже радуется с трепетом (Пс. 2. 11). Человек, исполненный страха Божия, чужд пошлости. Его чистая душа свидетельствует, что на нем всегда чиста одежда благодати, полученная им в купели св. Крещения.

3. Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27). Как приметить в себе и в других это облачение Христово? По ревности и усердию быть исправными в исполнении своей должности и лежащих на нас обязанностей. Честный, трезвый отец семейства, любящая мать, сочувствующий добру всякий человек, опасающийся лжи и иных грехов, – вот крещеный и облеченный во Христа. Нужно ли добавлять, что облеченный во Христа вообще несет с покорностью воле Божией положенный на него обществом крест (например, нужду, нелюбовь, неблагодарность к нему родственных лиц), а свои грехопадения омывает сердечными слезами сокрушения и покорности в одинокой или вообще незримой миру молитве.

Взгляните же, братья и сестры, на себя… Чиста ли ваша крещальная одежда? А если она запятнана, то св. Мать наша Церковь указывает средство, омывающее ее. Она повторяет слова проповеди Иоанна Крестителя[109] к народу: Сотворите же достойные плоды покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Лк. 3. 8, 9).

Церковь повторяет и учение Спасителя, взывая к каждому из нас: Покайся, приблизилось царство Небесное! (Мф. 4. 17). Таков смысл настоящей недели для христиан – Недели Просвещения. Аминь.

II[110]

Покайтесь! (Мф. 3. 2)

Покайтесь! – первое слово новозаветной проповеди.

Первый урок людям всех стран и народов, произнесенный Господом нашим Иисусом Христом.

Первое благовестие наступившего нового года о спасении нас, ввиду приближающегося Великого поста, святая мать наша Церковь извлекает из евангельской истории рассказ о том, что Спаситель, благоволивши принять для нас Крещение от Своего Предтечи, потом для нас подвергший Себя сорокодневному посту и искушениям в пустыне, явился с проповедью спасения, призывая всех в Божие Царство. «Покайтесь! – говорил Он, – и спасайтесь! Покайтесь, и будете чадами царствия Божия! Покайтесь, ибо приблизилось царствие Божие!» (ср. Мк. 1. 15).

Сам Господь призывает нас в Свое Царство, с Ним вместе сошедшее с небес на землю. Послушаются ли люди этого отечески любящего голоса, отзовутся ли на него усердием своим, преданностью своей, мыслию, волей, чувствами своими, или же он заглохнет безвозвратно, подобно тому, как умирают в воздухе чудные звуки музыки, звук сильного, красивого голоса или даже звуки грома и бурь!


Покайтесь, ибо приблизилось царствие Божие (ср. Мк. 1. 15). Эти слова были произнесены Спасителем в полной надежде, что будут услышаны бедными грешниками. Евангельская история в свои страницы заключила уже множество примеров благостной отзывчивости человеческих сердец.

Примеры трогательны, назидательны, умилительны в такой степени, что св. Церковь их как зеркало ставит перед нашим лицом. С настоящего дня она не отставит от нас этого зеркала на многие недели. В наступающие недели да будут эти примеры предметом нашего внимания, потому что в них найдем все главнейшие виды грешников и их обращение – следовательно, истинные образцы покаяния.

1. Кому не известно, что многих от спасения удаляет страсть корыстолюбия. На пути к царству Божьему это – первая преграда. На ком насела ржавчина этого жестокого порока, тому очень трудно от нее освободиться! У корыстолюбивых исчезает любовь к добру, влечение к Святыне. Скупец начинает с отречения от всего, что зовет душу к чистому, душевному и живому, а кончает безумным рабством наживе, мертвому металлу. Но вот голос Спасителя достиг, говорит Евангелие, даже непросветной темной души корыстолюбца. Это был Закхей, грешный перед Господом незаконным приобретением имущества. Услышав слово Господа, он немедленно отвергнул идола души своей. Он сказал: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19. 8). Таково должно быть покаяние всех корыстолюбцев, щедрою милостынею они должны удовлетворить, загладить грехи своекорыстия и приобрести право на царствие Божие, на милость Божию.

2. У большей части людей главный душевный недуг – гордость. На примере мытаря и фарисея познаем, как спасительно смирение, и как пагубны тщеславие, высокомерие, надменность. Представим же и мы внутреннего нашего фарисея перед очи Всевидящего Господа не с тем, чтобы исчислить свои мнимые достоинства и добродетели, а для того, чтобы сокрушить нашу горделивость смирением мытаря и его столь отрадной, тихой, спокойной молитвой: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! (Лк. 18. 13). На этот наш стон подвигнется Божие милосердие, подобно тому, как плач бессильного, страдающего младенца пробуждает любящую его мать. Забывая себя, она отказывается от сна, покоя и пищи, стремится успокоить дорогое ее сердцу дитя.

3. Плотоугодие и сладострастие – пороки, не дремлющие в нашем обществе. Они те страшные звери, ищущие добычи, чтобы поглотить живое и целое, о котором упоминает Евангелие. Плотоугодники – страстные люди. На них дух нравственной сдержанности, чистоты и умеренности, не производит влияния, как на утративших обоняние не производит влияния аромат. Страстные люди – бедные люди. Они не замечают своей нечистоплотности, животности, опасностей. Они – блудные дети. Но Евангелие представляет пример покаяния и для них в истории блудного сына, вернувшегося к отцу, чтобы повергнуться с раскаянием в его объятия. Ни перед кем из нас не заперта дверь в жилище Отца Небесного. Из всех, кто со страхом благочестия подходит к этим святым вратам, никто не будет отвергнут. Напротив, каждый из вас знает, что отходит утешенным, убежденным, что у Отца его Небесного обителей много (Ин. 14. 2) есть для каждого сына и дочери, место избранное, прекрасное, одежда новая, вечерняя, сладкая жизнь – день беззакатных лучей, теплых и живительных.

Покаемся же, братия! Горе нам, если по малодушию презрим голос Божий, призывающий к покаянию. Тогда мы, грешные, услышим над собой приговор вечной Правды: Я звала, и вы не послушались Меня, и отвергли все Мои советы и обличений Моих не приняли; когда придет на вас беда, тогда будут звать Меня, и Я не услышу (Прит. 1. 24-28).

О, Господи Милостивый! Да не будет такого горя и такого несчастия ни с одним из нас, здесь собравшихся! Аминь.

8 января 1895 г.

Слово в неделю о Мытаре и Фарисее

Лк. 18. 10–14

Глубокое чувство выразили этими словами уста мытаря пред престолом Господним. Св. Церковь в настоящий день представляет его нам в образец, по указанию Самого Спасителя. Молитва этого оправданного грешника немногословна, но действие ее было и есть велико и сильно.

«Боже, милостив буди ко мне грешному!» (Лк. 18. 13) – вот все, что говорил мытарь. Он отошел из храма оправданным более фарисея, говорившего много слов, выставляющего много хороших дел и привлекательных добродетелей, которые будто бы он совершил.

В чем сила угодной молитвы? Ни более, ни менее, как в смирении и сокрушении сердца. Сердце сокрушенное и дух смиренный, – единственная жертва, какую можем мы в чувствах покаяния принести Сердцеведцу, судье и Богу.

Смиряясь, мы сознаем себя созданием, существующим по воле Творца; смиряемся, сознавая себя преступными грешниками пред нелицеприятным судией. Итак, смирение христианина составляет понимание им жизни. В лучшем своем обнаружении – оно умиление; оно – ступень нравственного восхождения; оно – выражение восхищения и восторга души и всего нашего существа.

Когда от всего сердца человек произносит на молитве слова: «Боже! Будь милостив ко мне грешному!» (Лк. 18. 13) – пред ним является величие всемогущества Божия и сознание личного недостоинства. Кто все мы пред Тобой, Господи? Прах и пепел! Но эта горсть земли оживотворена духом жизни, украшена подобием Божественным. Отсюда естественная обязанность человека упрочить вечный союз с Божеством; в Божественном находить свое призвание, свое блаженство. Однако всмотримся в себя: наш ум, подобно бурному, ветру, вращается только вокруг земного. С каждым грехом он беднеет. Сердце чувствует мнимую красоту запрещенного плода и делается страдающим, несчастным. Образ жизни нашей – это изо дня в день суета сует земных забот и смущений. Если такая картина, а она – истинное отражение нас, представится сердцу, то как же из глубины души не сказать Господу: «Боже! Милостив буди мне грешному!» (Лк. 18. 13).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"

Книги похожие на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Викторова

Евгения Викторова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"

Отзывы читателей о книге "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.