» » » » Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев


Авторские права

Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев

Здесь можно скачать бесплатно "Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Мосты культуры, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия собирает своих евреев
Автор:
Издательство:
Мосты культуры
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия собирает своих евреев"

Описание и краткое содержание "Россия собирает своих евреев" читать бесплатно онлайн.



Цель настоящего исследования – рассказать о том, как Россия приобрела значительное еврейское население в конце XVIII – начале XIX вв. и как управляла им. Обращаясь к истории русско-еврейских отношений, я ставлю три важные проблемы: что означал для русских «еврейский вопрос»? Как в России осознавали его существование? Как собирались его решать?

В настоящей книге присутствует также одна важная тема, сопутствующая основной. В рассматриваемый период русская юдофобия преобразилась из простого, примитивного религиозного предрассудка, гласившего, что евреи – богоубийцы и «враги Христа», в комплекс более изощренных современных мифов, основанных на мнении, будто евреи – религиозные фанатики и эксплуататоры русских крестьян. К концу XIX в. эти стержневые мифы дополнились легендами о мировом еврейском заговоре, направленном против самих основ христианской цивилизации и власти. России предстояло внести собственный вклад в развитие этих мифов в виде «Книги кагала» Я.Брафмана (Вильна, 1869; 3-е изд.: СПб., 1882-1888) и «Протоколов сионских мудрецов».

Подготовка русского издания этой книги дала мне редкую возможность переработать и дополнить ее текст. Благодаря этому я смог включить в работу значительный объем нового исследовательского материала, основанного на моих недавних архивных разысканиях. Кроме того, я использовал новые труды коллег, появившиеся с наступлением теперешнего подъема в изучении европейского еврейства нового времени.

Автор






[15] Зарождающаяся структура кагала была описана уже в декрете Сигизмунда I от 5 ноября 1519 г. В нем упоминается глава общины, именуемый раввином, или доктором, двое старшин и должностное лицо, именуемое «школьник» (Балабан М. Правовой строй… С. 172).

[16] TeimanasD.B. L'autonomie… P.38.

[17] Балабан М. Там же. С. 177. Это касалось краковской общины и на остальную территорию Польши может быть распространено только путем логического умозаключения.

[18] Там же. С. 174. Прекрасное новое исследование, посвященное эволюции социальной и экономической жизни евреев в Польше, представляет собой кн.: Fram E. Ideals Face Reality: Jewish Law and Life in Poland, 1550-1655. Cincinnati, 1997.

[19] Балабан М. Правовой строй… С. 182,324-326.

[20] Hundert G.D. The Jews in a Polish Private Town. Baltimore, 1992. P. XI.

[21] Ettinger Sh. The Council of the Four Lands //The Jews in Old Poland, 1 GOO-1795. L.andN.Y., 1993. P.98.

[22] Даже после того как Люблинская уния в 1569 г. объединила Польшу и Литву в единое государство, у литовских евреев, как и у литовских неевреев, сохранились прежние заботы и тревоги. Так, в 1623 г. литовское еврейство вышло из Совета Четырех Земель, чтобы создать свой собственный орган управления (Trunk I. The Council of the Province of White Russia // YIVO Annual of Jewish Social Science. 1956-1957. Vol.XI. P.188).

[23] Обзор многочисленных функций Ваада см.: Ettinger Sh. Council of the Four Lands…P. 102-107; Teimanas D.B. L'autonomie…P.35-55. Об аналогичных органах управления у евреев Центральной Европы см.: Katz J. Tradition and Crisis. N.Y., 1993. P.103-112.

[24] Ettinger Sh. Op. cit. P. 108. По крайней мере один еврейский наблюдатель и современник событий, Бер из Болехова, утверждает, что главной причиной запрета Совета Четырех Земель со стороны Сейма было стремление подорвать политическую силу евреев. (Rosman M.J. Jewish Perceptions of Insecurity and Powerlessness in 16th-18th Century Poland// Polin.L., 1986. No.I.P.20).

[25] Hundert G.D. An Advantage to Peculiarity? The Case of the Polish Commonwealth//Association for Jewish Studies Review. 1981. Vol. VI. P.33. Наглядная схема структуры органов еврейского самоуправления в Польше представлена в кн.: Davies N. God's Playground. Vol. 1. P.442-443. В своей статье, опирающейся на анализ устройства шотландской и армянской общин в Польше, Г.Д. Хундерт высказывает мысль о том, что историки могли бы не ограничиваться изучением только еврейской общины. Он также приводит сведения, говорящие о том, что традиционное представление о кагале как органе, полностью контролировавшем всех евреев, постоянно проживавших на подведомственной ему территории, является преувеличением (Hundert G.D. On The Jewish Community in Poland During the Seventeenth Century: Some Comparative Perspectives // REJ. 1983. Vol. 142. No. 2. P.349-372).

[26] Israel J.I. European Jewry in the Age of Mercantilism, 1550-1750. Oxford, 1985. Автор книги выступает против этой традиционной интерпретации и отмечает, что многие общины сумели быстро оправиться (Ор. cit. Р. 152-153).

[27] Lederhendler E. The Decline of the Polish-Lithuanian Kahal // Polin. L., 1987. No.II. P. 153. Одной из важных тем исследования Г.Д.Хундерта о евреях Опатова является вопрос о том, как магнаты, вмешиваясь в дела общины, подрывали автономию кагалов, расположенных в их владениях. См. примеч. 20.

[28] См.: Weintraub W. Tolerance and Intolerance in Old Poland // Canadian Slavonic Papers. 1971. Vol.XIII. P.21-44.

[29] Weinryb B.D. The Jews of Poland. Philadelphia, 1973. P.46.

[30] По сей день не прекращается полемика вокруг дела Катажины Вайгель Заляшовской, казненной в 1539 г. по обвинению в отрицании католической доктрины Святой Троицы. Ее считали то «жидовствующей», то первой носительницей идей противников догмата Святой Троицы. (Balaban M. Dzieje Zydow w Krakowie i na Kazimierzu, 1304-1868. Krakow, 1912. T.I. A.77-78; Weintraub W. Tolerance and Intolerance… P.37. См. также: Tazbir J. Die Reformation in Polen und das Judentum // JGO. 1983. Vol.31. P.386-400).

[31] TeimanasD.B. L'autonomie… P. 137-138.

[32] Там же. Р. 138-139.

[33] Weinryb B.D. Jews of Poland… P. 152-54. См. также: Guidon Z„ Wijaczka J. The Accusation of Ritual Murder in Poland, 1500-1800 // Polin. L., 1987. No.X. Р.99-140. Авторы насчитывают шестнадцать случаев обвинении в ритуальных убийствах в XVI в., тридцать три в XVII в. и тридцать два в XVIII в. (Р. 139).

[34] Goldberg J. Poles and Jews in the 17th and 18th Centuries: Rejection or Acceptance//JGO. 1974. Vol. XXII. P. 250-251.

[35] Hundert G. D. An Advantage to Peculiarity… P.32-33.

[36] Goldberg J. Poles and Jews… P.249.

[37] Геккер Е. Евреи в польских городах во второй половине XVIu века // ЕС. 1913.T.V No. 3. C. 325-326.

[38] Там же.

[39] Балабан М. Правовой строй… // Там же. 1911. Т.III. No. 1. С.40-50 возникновении и росте еврейского гетто в Вильно см.: Cohen I. Vilna. Philadelphia, 1943. Р. 30-37.

[40] Wischnitzer M. A History of Jewish Crafts and Guilds. N.Y., 1965. P.213-214.

[41] Baron S.W. Social and Religious History of the Jews. N.Y., 1976. Vol. XVI. P.257.

[42] Геккер Е. Юдофобия в Польше XVIII века // ЕС. 1913. T.V. No.4. С.439-440. Но эти обвинения не касались одних только евреев, а выдвигались и против шотландцев, армян и других религиозных групп (Hundert G.D. Advantage… P.26). Существует мнение, что к XVIII в. антиеврейские настроения низших слоев населения в значительной мере порождались социальными противоречиями и являлись примером «ложной аналогии». Таким образом, к евреям подходили с тех же «классовых позиций», что и к шляхте. (Zuk A. A Mobile Class. The Subjective Element in the Social Perception of Jews: The Example of Eighteenth Century Poland // Polin. L„ 1987. No.II. P. 169-174).

[43] Литовский Ваад выработал концепцию «приобретенного права» (на иврите – hazaqah), чтобы не позволить евреям непрерывно конкурировать друг с другом. Согласно этой концепции, еврей, имевший аренду на протяжении трех лет и выполнивший все свои обязательства, до конца дней освобождался от посягательств соперников на его объект аренды (Baron S.W. – Social and Religious History of the Jews. Vol.XVI. P.273). Когда кагал настолько окреп, что смог внедрить эту систему, то она оказалась очень эффективным оружием в конкурентной борьбе.

[44] Wischnitzer M. Jewish Crafts… P.227. Обзор роли евреев в европейской экономике начала нового времени см.: Economic History of the Jews. Eds. Baron S.W., Kahan A. N.-Y., 1975. P.55-57; Israel J.I. European Jewry… P.123-144.

[45] Эти полномочия по распределению налогов у обладающего правами автономии польского еврейства строились по иерархическому принципу. Общегосударственные ваады облагали налогами региональные советы в Польше и Литве, а те в свою очередь раскладывали требуемую сумму на местные кагалы. Если местный кагал состоял из нескольких общин, то каждая из них также облагалась налогом. Попытки крупных общин «аннексировать» своих малых соседей ради расширения базы для налоговых сборов сопровождались постоянными разногласиями.

[46] Baron S.W. Jewish Community… Vol. 1. P.23-24.

[47] О положении в Кракове см.: Teimanas D.B. L'autonomie… Р.45; о положении во Львове см.: Baron. Op. cit. Vol.1. P.48.

[48] Кагал собирал значительно большие суммы, чем требовалось на уплату государственных налогов, так как община нуждалась в средствах на разнообразные внутренние функции. Плохое управление и нецелевое использование фондов были постоянным бедствием и предметом для яростных споров. Одним из проявлений противостояния бедной и богатой части общины в Российской империи после 1827 г. стало несправедливое распределение тягот несения воинской повинности (Stanislawski M. Tsar Nicholas I and the Jews. Philadelphia, 1983. Р. 13-34).

[49] Lederheldler. Decline… Р. 151.

[50] Балабан М. Правовой строй… // ЕС. 1910. Т.П. No.3. С.327.

[51] В кн.: Dubnow S.M. History… Vol.1. P.335-336 содержится подробное описание процесса распада отдельных еврейских общин. Свидетельства отклика в западных общинах на события в Польше приведены в кн.: The Life of Gluckel of Hamein, Written by Herself. L., 1962. P.20, 34. Описание того, каким образом эти события мифологизировались, см.: Raba J. Between Remembrance and Denial. N.-Y.1995.

[52] Галант И. Задолженность еврейских общин в XVII веке //ЕС. 1913. TV. No.1. С.129-132.

[53] CohenI. Vilna…P. 171.

[54] Trunk I. Council of White Russia… P.203; Втор. 28:67.

[55] Cohen I. Vilna… P. 172-175. Положение, при котором общины брали крупные суммы в долг, чтобы выплатить прежние ссуды, было характерно не только для польских евреев. Во Франции наличие подобных общинных долгов стало серьезным препятствием для решения вопроса об эмансипации евреев в годы Великой французской революции. Национальная ассамблея запретила еврейские общины, как и все корпоративные организации в стране, например, гильдии. Одновременно на евреев была возложена индивидуальная ответственность за долги, лежавшие на общинах, членами которых они состояли. (Szajkowski Z. Autonomy and Communal Jewish Debts during the French Revolution. N.-Y., 1959). Правительство Австрийской империи столкнулось с подобными проблемами в 1781 г., когда у галицийских евреев начали накапливаться недоимки по налогам. Был установлен график и нормы выплаты, но уже спустя год оказалось, что за евреями остается 82131 гульден недоимок (Балабан М. Переход польских евреев под власть Австрии // ЕС. 1913. T.V. No.3. С.293). Русское правительство было склонно аннулировать множество запутанных долгов, накопившихся еще при поляках, но по крайней мере один реформатор, Г.Р.Державин, обратил серьезное внимание на эту проблему. Более основательное рассмотрение еврейской финансовой политики в Польше см.: Hundert G.D. Jews, Money, and Society in the Seventeenth-Century Polish Commonwelth: The Case of Krakow // JCS. 1981. Vol.XLIII. P.261-274.

[56] Ettinger Sh. Jewish Participation in the Settlement of Ukraine in the Sixteenth Century// Ukrainian-Jewish Relations in Historical Perspective. Edmonton, 1998. P.23-30.

[57] Levine H. Economic Origins of Antisemitism. New Haven, 1991. P.57-74.

[58] Wischnitzer M. Jewish Crafts… Р.223.

[59] Levine H. Economic Origins… P. 140-145.

[60] Ibid. P.66-70. Как отмечал Х.Левин, уже одно из первых постановлении Ваада Четырех Земель, изданное в 1581 г., действительно представляло собой предостережение против занятия арендаторством. После восстания Богдана Хмельницкого в 1648 г., когда особенно пострадали евреи-арендаторы, они не раз вспоминали об этих предостережениях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия собирает своих евреев"

Книги похожие на "Россия собирает своих евреев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дж. Клиер

Дж. Клиер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев"

Отзывы читателей о книге "Россия собирает своих евреев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.