» » » Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2


Авторские права

Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2
Рейтинг:
Название:
Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9270-0312-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2"

Описание и краткое содержание "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены работы российских психологов, работающих с современной семьей. Обсуждаются вопросы профессионального сопровождения семьи, построения типологии, роли культурных и национальных факторов в семейном взаимодействии. В статьях затронуты, как традиционные темы супружеских, детско-родительских, сиблинговых и других семейных отношений, так и относительно новые, такие как приемное родительство, степень включенности наемных работников в семью и др.

Книга будет интересна широкому кругу профессионалов, интересующихся проблемами современной российской семьи.






Как отмечают исследователи, восприятие ребенком отца и его роли в семье имеет важное значение не только для полоролевой идентификации личности, но и для ее психического, социального и психологического развития в целом (Ю. В. Борисенко, О. Г. Калина, И. С. Клёцина, Р. В. Овчарова, О. В. Удова, А. Б. Холмогорова и др.). По мнению О. Г. Калины и А. Б. Холмогоровой образ отца начинает формироваться с рождения и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой (Калина, Холмогорова, 2011). Опираясь на работы западных психологов, авторы описали механизм формирования образа отца в сознании его ребенка. По их мнению, сначала для ребенка существует только мать, которая, заботясь о нем, удовлетворяет все его потребности. По мере его развития, диаду «мать – ребенок» дополняет «третий», т. е. тот, кто поможет ребенку открыть отношения, существующие за пределами первоначального эмоционального слияния, симбиоза с матерью. Этот «третий», с позиции О. Г. Калины и А. Б. Холмогоровой, должен обладать тремя важными качествами: быть особенно важным для матери и ребенка; быть более удаленным, чем мать; быть способным к эмпатичному восприятию ребенка (Калина, Холмогорова, 2011). В качестве этого «третьего» лица в исследовании рассматривается отец.

Опираясь на результаты наших пилотажных исследований (Дробышева, Романовская, 2013, 2014), мы предположили, что в семье, в которой присутствует наемный работник (няня), выполняющий функции матери по уходу за ребенком. Другими словами значимым «третьим» может стать няня, которая выстраивает с ребенком (от рождения до 3 лет) близкую психологическую дистанцию. Конечно, не все няни стремятся к психологической близости с воспитанником. Как показало наше исследование, это зависит от мотивации и предпочитаемого стиля профессионального взаимодействия няни. Однако нельзя отвергать возможность влияния няни на взаимодействие матери и ребенка, которое является источником формирования образа отца.

Все вышеизложенное послужило основанием для проведения эмпирического исследования[5], целью которого стало выявление различий образа отца в представлениях детей дошкольного возраста с разными условиями ранней социализации в семье (с наемным работником по уходу за ребенком (няней) и без него). Мы предположили, что образ отца в сознании детей, воспитывающихся в раннем возрасте няней, отличается от аналогичного образа отца в представлениях их сверстников, не имевших няни, по выраженности положительных/отрицательных качеств личности, приписываемых образу, а также по реализации отцом родительских функций. Также мы предположили, что в группе детей, воспитывающихся в раннем детстве с няней, образ отца будет отличаться по оценкам его родительских и социальных функций в зависимости от половой принадлежности респондентов.

Выборка исследования состояла из детей от 5 до 6,5 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Москвы. Объем выборки: 40 чел., разделенных поровну по полу и условиям ранней социализации в семье (контрольная и экспериментальная группы). В экспериментальную группу были включены дети, имевшие в раннем возрасте няню (от рождения до 3 лет), которая работала в семье полный рабочий день и не менее 3–4 дней в неделю. В контрольную группу вошли дети, посещающие те же самые детские сады (в исследовании участвовали дети из четырех детских садов), но не имевшие в раннем возрасте няни.

В качестве методов эмпирического исследования применяли: проективный метод «Рисунок семьи»; рассказы детей «Мой папа», «Моя мама»; опросник «Семья глазами ребенка» (Т. В. Дробышева, И. Н. Микиева); методику Р. Жиля «Межличностные отношения ребенка»; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методику «Лесенка» (В. Г. Щур), методику рефлексивной самооценку детей. Основой для интерпретации рисунков детей из двух групп послужили выделенные категории контент-анализа исследуемых образов. Данный прием количественно-качественного анализа применяли и к анализу детских рассказов. Матрица анализа рассказов включала несколько категорий и подкатегорий: А – личностные качества отца (А1 – положительные; А2 – отрицательные); Б – внешний облик отца (Б1 – позитивно оцениваемые детьми характеристики внешнего облика отца, Б2 – негативно оцениваемые, Б3 – нейтрально оцениваемые); В – деятельность отца (В1 – в семье, В2 – в обществе); Г – выполнение отцом своих родительских функций (Г1 – связанных с удовлетворением биологических потребностей ребенка, Г2 – психологических потребностей ребенка); Д – межличностные отношения отца и матери (Д1 – позитивно оцениваемые отношения, Д2 – негативно оцениваемые отношения родителей); Е – информированность ребенка о хобби и интересах отца. В качестве единиц анализа (ед. а.) выбрали слова и словосочетания, раскрывающие заявленные в работе категории и подкатегории анализа.

В исследовании, наряду с образом отца, выявляли особенности образа матери. Этот аспект работы был связан с поставленной задачей изучить взаимосвязь двух образов в сознании детей, различающихся по условиям ранней социализации в семье. Однако, в связи с ограничением объема публикации, ниже будут изложены только некоторые из полученных результатов.

Результаты исследования показали, что существуют различия в исследуемых образах отца в сознании детей, воспитывающихся в раннем возрасте в семье с няней и без нее (рисунок 1).

Как можно увидеть на графике (см. рисунок 1), наибольшее различие в образах отца в представлениях детей из двух групп связано: с восприятием детьми его положительных качеств (44 ед. а. в контрольной группе и 14 ед. а. – в экспериментальной), деятельности в семье (29 ед. а. и 1 ед. а.) и обществе (6 ед. а. и 18 ед. а.); с выполнением им родительских функций, направленных на удовлетворение психологических потребностей ребенка (теснота связей с отцом, содержание взаимодействия) (76 ед. а. и 28 ед. а.); с восприятием межличностных отношений отца и матери. Все респонденты, описывая своего отца, отмечали, что он: «добрый», «хороший», «справедливый», «милый», «ласковый», «заботливый», «умный», «храбрый», «смелый», «веселый» или «смешной». Причем в контрольной группе число упоминаний у девочек и у мальчиков было примерно одинаковое (21 ед. а. и 23 ед. а.). В экспериментальной же группе такими характеристиками наделяли образ отца преимущественно девочки (11 ед. а. – девочки, 3 ед. а. – мальчики). Отрицательные качества личности отца, упоминаемые детьми из двух групп, имели незначительные различия. Чаще всего дети указывали на то, что папа может быть «злобным», «сердитым», «жадным», «строгим» и «часто ругаться». Воспринимаемые детьми отрицательные характеристики образа отца (по числу единиц анализа) существенно уступали его положительным качествам личности. Интересно, что в обеих группах отрицательные качества отца отмечали девочки, а не мальчики. Данный факт указывает на полоролевую идентичность детей, сформированную к этому возрасту. По всей видимости, мальчики, отождествляя себя с отцами, игнорировали какие-либо негативные проявления его личности. Девочки же, наоборот, идентифицируя себя с другой группой, выделенной по признаку принадлежности к женскому полу, обращали внимание на разные по модальности личностные характеристики отца.


Рис. 1. Различия в характеристиках образа отца в представлениях детей из экспериментальной и контрольной групп (1 – положительные личностные качества отца; 2 – отрицательные личностные качества отца; 3 – позитивно оцениваемые детьми характеристики внешнего облика отца; 4 – негативно оцениваемые детьми характеристики внешнего облика отца; 5 – нейтрально оцениваемые детьми характеристики внешнего облика отца; 6 – характеристики деятельности отца в семье; 7 – характеристики деятельности отца в обществе; 8 – удовлетворение биологических потребностей ребенка; 9 – удовлетворение психологических потребностей ребенка; 10 – позитивно оцениваемые ребенком МЛО родителей; 11 – негативно оцениваемые ребенком МЛО родителей; 12 – информированность ребенка о хобби и интересах отца)


Функции отца, связанные с обеспечением им качества жизни своей семьи, поддержанием психологического климата в семье, воспринимались всеми респондентами как проявление деятельности отца в обществе (на работе) и в семье (дома). На графике наглядно представлена обратно пропорциональная выраженность оценок деятельности отца, осуществляемой им в семье и в обществе, в восприятии детей из двух групп. Так, дошкольники, воспитывающиеся в раннем возрасте в семье без няни, в своих рассказах много внимания уделяли «домашним делам» папы: «моет посуду», «пылесосит», «чинит что-то», «готовит кушать», «занимается с сестрой /братом», «собирает мебель», «вешает люстры» и т. п. (29 ед. а.). Интересно, что в этой группе высказывания о «мужской работе в семье», которую выполняет папа, в основном принадлежали мальчикам (27 ед. а.), а не девочкам (2 ед. а.), что также указывало на полоролевую идентичность респондентов. Представления детей из этой группы о деятельности отца в обществе включали следующие суждения: «ходит на работу», «работает поваром/банкиром/строителем и т. п.», «ездит в командировки», «зарабатывает деньги» (6 ед. а.). Все они поровну были распределены в группе мальчиков и девочек (по 3 ед. а.). Аналогичные представления детей из экспериментальной группы о деятельности отца в семье и обществе по содержанию мало отличались от представлений их сверстников из контрольной группы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2"

Книги похожие на "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2"

Отзывы читателей о книге "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.