» » » Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2


Авторские права

Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2
Рейтинг:
Название:
Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9270-0312-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2"

Описание и краткое содержание "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены работы российских психологов, работающих с современной семьей. Обсуждаются вопросы профессионального сопровождения семьи, построения типологии, роли культурных и национальных факторов в семейном взаимодействии. В статьях затронуты, как традиционные темы супружеских, детско-родительских, сиблинговых и других семейных отношений, так и относительно новые, такие как приемное родительство, степень включенности наемных работников в семью и др.

Книга будет интересна широкому кругу профессионалов, интересующихся проблемами современной российской семьи.






В дискриминантную функцию вошли следующие переменные (все с положительным знаком): адекватность восприятия эмоций сверстника, предпочитаемые формы помогающего поведения, чувствительность к сверстнику (параметры оценки эмпатии); модальность направленности (эгоизм/альтруизм), оценка действий партнера по взаимодействию (параметры оценки направленности); привлечение внимания взрослого (параметр оценки самостоятельности); степень вовлеченности во взаимодействие со сверстниками (параметр оценки активности). В результате анализа получено 92,2 % правильно классифицированных случаев. Из числа испытуемых экспериментальной группы 4 чел. были ошибочно отнесены к контрольной и 2 чел. из контрольной группы по значениям вышеперечисленных переменных также ошибочно были внесены в экспериментальную.

Таким образом, социально-психологические свойства личности детей дошкольного возраста, проявляемые ими во взаимодействии со сверстниками и формирующиеся в разных условиях ранней социализации, т. е. в семье с наемным работником (няней) и без него, отличаются по уровню и выраженности 7 из 17 заявленных в анализе показателей: эмпатии, направленности, самостоятельности и активности личности. В экспериментальной группе обнаружены трудности проявления респондентами эмпатии как на уровне адекватности восприятия эмоций другого, так и на уровне оказания помощи сверстнику, проявления чувствительности по отношению к нему. Эгоистическая направленность данных детей на себя, свои интересы в процессе взаимодействия со сверстниками связана с негативными (иногда демонстративными) оценками действий и личности партнера по взаимодействию. Данные дети компенсируют трудности взаимодействия со сверстниками усиленным привлечением внимания взрослого (воспитателя, помощника воспитателя в детском саду), ситуации взаимодействия с которым для них более привычны (перенос сложившихся отношений с няней). Следует отметить, что выраженность всех исследуемых свойств личности, проявляемых детьми в процессе взаимодействия со сверстником (и чужими взрослыми) позволяет нам предположить, что уровень социально-психологической зрелости (Журавлев, 2007), характеризуемой по нескольким «специфичным признакам» в группе детей, воспитывающихся в раннем возрасте с няней, ниже, чем в группе их сверстников, воспитывающихся в раннем возрасте в семье без няни. Данные нашего пилотажного исследования, упоминаемого в начале статьи, показали, что именно няни (независимо от типа профессионального взаимодействия), выступающие посредниками в отношениях своих воспитанников со сверстниками на этапе ранней социализации, не считают формирование эмпатии, альтруизма и т. п. своей профессиональной задачей. По их мнению, этим должны заниматься родители (Дробышева, Романовская, 2015).

На втором этапе исследования выявляли взаимосвязь (по критерию Спирмена) между социально-психологическими характеристиками мам (отношение к ребенку, установки на воспитание ребенка, мотивация достижения и согласованность/рассогласованность мотивационно-личностной сферы) и выраженностью социально-психологических свойств личности детей, воспитывающихся в раннем возрасте в семье с няней. В анализ были включены только те характеристики, которые отличают «нянечных детей» от сверстников, воспитывающихся в раннем возрасте в семье без няни.

Выявлено, что наибольшее влияние мамы оказывают на неадекватность восприятия эмоций сверстника их ребенком, на отсутствие чувствительности во взаимодействии со сверстником, но не на формы помогающего поведения (возможно, предпочтение провокационной или прагматической помощи – есть результат влияния няни). Иными словами, они играют важную роль в формировании эмпатии у ребенка. Кроме того, следует отметить и негативное влияние исследованных мам на формирование несамостоятельности ребенка, проявляемой им во взаимодействии со сверстниками, его зависимости от поддержки взрослого, играющего роль «посредника» в отношениях с другими детьми. Эгоизм и склонность к провокационной помощи другому, проявляемые «нянечными детьми» во взаимодействии со сверстниками, также зависят от предпочитаемого мамой стиля воспитания, ее представлений о ребенке, уровня мотивации достижений и т. п. Как показало наше исследование, активность/пассивность ребенка во взаимодействии со сверстниками в наименьшей степени зависит от исследованных характеристик мамы. Однако степень вовлеченности ребенка во взаимодействие со сверстниками (по сути различающая две группы респондентов по критерию «самостоятельность – зависимость»), определяющая его готовность к активному сотрудничеству с другими детьми, связана с характеристиками мамы. В частности, низкая эмоциональность включения «нянечного ребенка» в игровые действия со сверстниками зависит от негативных оценок нравственных качеств ребенка, отраженных в представлениях его мамы.

Среди изучаемых нами социально-психологических характеристик мам чаще всего образовывали связи со свойствами ребенка, указывающими на его низкий уровень социально-психологической зрелости, следующие характеристики: высокий уровень мотивации достижений; тип воспитания ребенка, связанный с «воспитательной неуверенностью», «фобией утраты ребенка», «расширением родительских чувств», «проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств», «неразвитостью родительских чувств», «внесением конфликта между супругами в сферу воспитания»; резкая смена стиля взаимодействия с ребенком; отсутствие запретов и санкций с доминирующим контролем за поведением ребенка. Амбивалентность и негативная модальность оценок нравственных, волевых, эмоциональных и социальных качеств ребенка в представлениях мам, по всей видимости, отражается в предпочитаемом ею стиле его воспитания. На этапе пилотажного исследования нами было обнаружено, что в семьях, где присутствует наемный работник по уходу за ребенком, свое представление о стиле воспитания мама переносит на няню. Можно только предположить, что неуверенность мамы в себе, своих способностях воспитывать ребенка при высокой мотивации достижений, а также, возможно, ее неудовлетворенность взаимоотношениями с мужем, которые она переносит на своего ребенка, и т. п. – все эти характеристики выступают предпосылкой готовности мамы к приему в семью наемного работника, выполняющего ее функции по уходу за ребенком.

Литература

Дробышева Т. В. Взаимодействие исследовательской и практической психологии в изучении конкретного социально-психологического феномена // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 538–555.

Дробышева Т. В., Романовская М. А. Системная детерминация эффектов ранней социализации: образ няни в представлениях мамы воспитанника // Развитие психологии в системе человекознания. Т. 2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 354–357.

Дробышева Т. В., Романовская М. А. Типы профессионального взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ // Социальная психология и общество. М., 2015. Т. 6. № 3. С. 81–97.

Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 198–222.

Раздел II

Социально-психологические характеристики современной семьи

Совладание с деструктивной привязанностью к партнеру в близких отношениях[7]

Т. П. Григорова (Кострома)

[email protected]

В статье представлено описание феномена деструктивной привязанности к партнеру в близких (супружеских) отношениях. Проанализирована идея о стрессовом влиянии на личность угрозы потери партнера и разрыва значимых отношений. Описаны специфические компоненты деструктивной привязанности, а также их связь с выбором копинга испытуемыми. Представлены результаты, подтверждающие снижение жизнеспособности и благополучия в близких отношениях как результат действия специфических проявлений деструктивной привязанности и использования субъектами непродуктивных индивидуальных копинг-стратегий для совладания с ними. Ключевые слова: совладающее поведение, отношения привязанности, компоненты привязанности, стресс, разрыв отношений, деструктивная привязанность.

В настоящее время по-прежнему остается актуальным изучение межличностных отношений и их влияния на благополучие и качество жизни личности. В свою очередь, многие как иностранные, так и отечественные исследователи, утверждают, что проблемные аспекты близких (в том числе супружеских) отношений, такие как насилие, ревность, измена, нарушения привязанности, одиночество, химические и поведенческие аддикции, непродуктивный диадический и индивидуальный копинг партнеров, приводят к существенному снижению уровня их удовлетворенности отношениями, делают отношения напряженными, стрессогенными (Екимчик, 2011; Григорова, 2015; Москаленко, 2010; Никольская, 2010; Шипова, 2014, Эйдемиллер, 2007; Berscheid, Regan, 2005; Mikulincer, 2007; Shaver, Randall, Bodenmann, 2009; Vangelisti, 2009; и др.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2"

Книги похожие на "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2"

Отзывы читателей о книге "Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.