» » » Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте


Авторские права

Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте

Здесь можно купить и скачать "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Описание и краткое содержание "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены научные статьи и разработки Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда по актуальным вопросам обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Он будет полезным как для психологов-практиков, так и для психологов-исследователей. Особенно ценной книга станет для студентов и аспирантов, выбравших для себя прикладную психологию.






Впрочем, во время выполнения текущих рабочих задач у машинистов, работающих в одиночку, потребность в наличии помощника возникает редко, тогда как машинисты, работающие в составе локомотивной бригады, гораздо чаще выражают желание работать сообща, что вполне согласуется с условиями их работы в настоящее время.

Среди положительных сторон работы без помощника машиниста наиболее значимыми являются увеличение заработной платы, отсутствие необходимости контролировать действия помощника. Если перспективы возрастания заработной платы отмечаются машинистами независимо от вида их работы, то второй пункт актуален только для машинистов, которые уже работают без помощника, в то время как машинисты, работающие в паре, считают, что положительных сторон у работы в одиночку больше не имеется.

Около 70% машинистов, работающих без помощника, не находит в этом отрицательных сторон, в то время, как машинисты, работающие в составе локомотивной бригады, указали на возможное ухудшение функционального состояния вследствие утомления и возрастание количества ошибок в поездке, которую им пришлось бы выполнять при отсутствии помощника.

Качествами, благоприятствующими работе машиниста без помощника, признаны уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, готовность брать на себя ответственность, быстрая и адекватная реакция на изменения окружающей обстановки, а также не лишним для машиниста окажется умение предвидеть последствия собственных действий.

Невостребованными для машиниста, работающего без помощника, оказались такие качества, как инициативность, лидерство, общительность, тактичное отношение к людям, стремление к карьерному росту.

При этом машинисты, оценивая наличие у себя вышеуказанных качеств, признают за собой более выраженный уровень тактичности и общительности, чем считают необходимым для машиниста, работающего в одиночку. И если в отношении машинистов, работающих в паре, это представляется естественным, то общительные машинисты, работающие в одиночку, с трудом переносят отсутствие возможности межличностного взаимодействия в процессе работы.

В целом можно утверждать, что отношение машинистов к работе без помощника зависит главным образом от личностных качеств самих машинистов, от их ориентации на индивидуальную работу, позволяющую реализовать собственный потенциал при отсутствии помех в лице малоопытного помощника, или же на командное взаимодействие, общение и взаимную поддержку в случае экстренных ситуаций.

Таким образом, выбор способа работы – в составе локомотивной бригады или без помощника – по возможности должен осуществляться с учётом личностных характеристик и индивидуальных предпочтений машиниста.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО «РЖД»

Вопросы психофизиологической и психологической совместимости при совместной работе машиниста и помощника машиниста в составе локомотивной бригады остаются не менее значимыми, чем проблема работы машиниста без помощника. Психологическая совместимость является частью раздела «Психофизиологическое сопровождение профессиональной деятельности работников локомотивных бригад».

Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе работы должен формироваться с учетом их психофизиологических и психологических качеств. Персональный состав локомотивных бригад формируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов), кроме того существует текущее комплектование локомотивных бригад при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады, командировка).

Способность работников к эффективной совместной деятельности, проявляется на двух уровнях:

– профессиональном психофизиологическом уровне (учет критериев профессиональной пригодности);

– социально-психологическом уровне (совпадение интересов, ценностных ориентаций, комплементарность социально-психологических характеристик).

Указанные уровни психологической совместимости взаимно независимы, дополняют друг друга и определяют психологическую совместимость в целом.

Данные по психологической совместимости хранятся у специалиста психофизиологического подразделения.

Профессиональная психофизиологическая совместимость – сочетание показателей психофизиологических профессионально-важных качеств (далее – ПВК) машиниста и помощника в составе локомотивной бригады, при которых недостаточно развитые ПВК одного работника компенсируются высокоразвитыми ПВК другого работника.

ПВК во многом обусловлены природными задатками, являются относительно постоянными и мало тренируемыми.

При комплектовании локомотивной бригады, отвечающей критериям профессиональной психофизиологической совместимости, необходимо руководствоваться следующими требованиями (на примере комплектования локомотивной бригады пассажирского движения):

– Если машинист годен без ограничений, то не имеет значения, какие уязвимые качества имеет его помощник в структуре психофизиологической профпригодности.

– Если у машиниста монотоноустойчивость является уязвимым качеством, ему нужен помощник c высоким уровнем монотоноустойчивости при любом уровне распределения внимания или эмоциональной устойчивости.

– Если у машиниста распределения внимания является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем распределения внимания при любом уровне монотоноустойчивости или эмоциональной устойчивости.

– Если у машиниста эмоциональная устойчивость является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем эмоциональной устойчивости при любом уровне монотоноустойчивости или распределения внимания.

– Если у машиниста уязвимым качеством является только устойчивость внимания, то ему нужен помощник с высоким уровнем устойчивости внимания при любом уровне монотоноустойчивости или эмоциональной устойчивости.

Аналогично происходит комплектование локомотивных бригад для других видов движения.

При указанных сочетаниях профессионально важных качеств локомотивная бригада в целом отвечает критерию профессиональной пригодности.

В случае совпадения хотя бы одного уязвимого качества у обоих членов локомотивной бригады она будет оцениваться как профессионально непригодная и несовместимая.


Социально-психологическая совместимость

Социально-психологическая совместимость – оптимальное согласование социальных ролей, потребностей и интересов, межличностных статусов, ценностных ориентаций работников и эмоциональной удовлетворенности друг другом.

Социально-психологическую совместимость проводят при приеме на работу, а также при переводе из другой колонны (депо), если по прежнему месту работы он не проходил подобное обследование.

Оценка социально-психологической совместимости работников проводится с использованием методов социометрического исследования – метод социометрия и психологического обследования (личностный опросник).

Метод социометрии предполагает получение информации от работника о тех коллегах, с которыми он предпочёл бы работать и тех, с кем не желал бы. С учётом выборов каждого работника строится социометрическая матрица, на основании которой формируются вариантные списки закрепления – каждому машинисту подбирается несколько помощников из числа предпочитаемых им работников.

Оценка социально-психологических качеств также включает в себя диагностику уровня лидерских качеств, коммуникабельности и готовности к установлению продуктивных деловых отношений. С этой целью применяются личностные опросники, в которых работники дают субъективную оценку уровня выраженности этих характеристик у себя.

Результаты обследования на социально-психологическую совместимость носят обязательный характер и учитываются при вынесении заключения о совместимости локомотивной бригады.

По результатам профессиональной психологической совместимости работников выносится одно из следующих заключений:

– совместимые – работники, у которых в диаде (паре) слабо выраженные (недостаточно развитые) ПВК одного работника компенсируются выраженными (высокоразвитыми аналогичными) ПВК другого работника. По результатам социометрии и оценки личностных качеств, значимых для успешной совместной работы, вынесены заключения – совместимы.

– несовместимые – это работники, у которых не компенсируются ПВК, различные интересы и ценностные ориентации, в совместных действиях которых прогнозируется недостаточная слаженность и взаимопонимание, а также высока возможность межличностного конфликта.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Книги похожие на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Сериков

Василий Сериков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Отзывы читателей о книге "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.