» » » » Татьяна Коснтантинова - Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1


Авторские права

Татьяна Коснтантинова - Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Коснтантинова - Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Хобби и ремесла, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1"

Описание и краткое содержание "Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



В 1-й части данного издания рассмотрена роль народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ) в системе ценностей культуры, рассказывается о декоративности в пространственно-временных искусствах и ассоциативности образного языка. Рассматриваются вопросы искусства орнамента, значимости прялки в его развитии. Приводятся законы композиции и цветоведения. Предназначено как для студентов художественно-графических специальностей, так и для широкого круга читателей.






В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Основой крестьянского искусства было ремесло. Лаконизм выразительных средств, экономность и отточенность приемов исполнения характеризуют работу мастера. Чувство материала, знание его выразительных свойств, обработка руками с помощью простейших инструментов приводят к художествен-ному обобщению формы. Часто народный мастер создает свои произведения на основе природных форм (рисунок 6).


Рисунок 6. а — Скопкарь (пермогорская роспись по дереву); б — Утица (хохломская роспись по дереву).


Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из основных традиций народного искусства.


Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала. Искусство мастера заключалось в том, чтобы даже неудобные для обработки свойства материала превратить в художественные достоинства вещи. Так, например, разные свойства глины обусловили своеобразие приемов ее обработки и эстетическое решение образа. Слишком мягкая и пластичная белая глина помогла создать особый вытянутый силуэт филимоновской игрушки.

Понятие «мастерство» включает наличие творческих способностей и умений правильно организовать работу, соблюдая определенную последовательность создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Творческие способности мастера во многом определяются умением варьировать и импровизировать в рамках традиции школы. Важное значение имеют знание свойств обрабатываемых материалов, высокий уровень владения инструментами и техники обработки.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Например, изучение росписи, как правило, осуществляется следующим образом: сначала мастер сажает вокруг себя учеников и заставляет их строго повторять элементы орнамента.

После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства украшают и преображают жизнь.

2. Декоративность в пространственно-временных искусствах

2.1. Эстетическая сущность. Декоративность как прием художественно-образного мышления

Термин «декоративность» в настоящее время широко используется в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре и дизайне, в исследованиях современных проблем синтеза искусств, в теории эстетической организации окружающей среды.

Однако часто под термином «декоративность» подразумеваются различные понятия, в той или иной степени, отражающие его сущность. Одни исследователи отождествляют декоративность лишь с функцией украшения, признают декоративность в качестве дополнительного свойства произведения искусства, другие – вообще отвергают декоративность на том основании, что декоративная условность якобы затмевает содержание произведения искусства и усложняет его понимание, третьи – видят в активном использовании приемов декоративности перспективу дальнейшего развития изобразительного искусства, в частности декоративной живописи.

Понятие «декоративность» происходит от латинского слова «decor» – красота, прелесть, изящество, иногда его переводят как украшенность. Латинское слово «decorare» означает – украшать, убирать, наряжать. Убор, наряд, украшение обозначаются еще одним латинским словом – «ornamentum».

Таким образом, этимологически понятие «декоративность» обозначает украшение, которое неразрывно связано с качеством самого украшения, с красотой.

Декоративность – специфическая особенность декора-тивно-прикладного искусства, которая может быть истолкована как форма выражения красоты.

Декоративность как позитивное качество изделий декоративно-прикладного искусства, как эстетическая цен-ность закреплена в их значимой форме. Внутренняя органическая декоративность отличается от внешней декоративности, «декора» как украшения и дополнительного свойства, не имеющего самостоятельной эстетической значимости в силу необязательности присутствия в данной вещи.

Декоративность может выступать в качестве конструктивной основы продуктов декоративно-прикладного искусства. Декоративность является приемом художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах.

Таким образом, декоративность является не только специфической особенностью декоративно-прикладного искусства, неразрывно связанной с выразительностью, так как декоративно-прикладное искусство в эстетике классифицируется как «выразительный вид» искусства, но и приемом художественно-образного мышления во всех пространственно-временных искусствах, в том числе и в декоративной живописи.

2.2. Проявление декоративности в произведениях станкового

и декоративно-прикладного искусства

Если проследить в эволюционно-историческом плане развитие изобразительного языка и выразительных средств декоративной живописи с точки зрения использования принципов декоративности, то можно сказать, что декоративность, как особый прием художественно-образного мышления, присуща практически всем произведениям декоративной живописи. Однако в разные периоды развития изобразительного искусства в декоративной живописи применялась различные грани и свойства, присущие декоративности, обогащающие форму живописного произведения.

В первобытных наскальных росписях, древневосточных, раннеантичных и ранних средневековых миниатюрах плоскостно-декоративная трактовка изображения была обусловлена иными, чем в постренессансное время задачами. Изображение понималось как обозначение предмета и его признаков, а не как оптическое подобие.

При изображении людей и различных предметов из всей совокупности качеств, характеризующих окружающий предметный мир, извлекались в основном очертания предметов, их силуэт и цвет, трактуемый не натурно и подчиненный задачам колористической декоративности. В иконах, фресках, восточных миниатюрах встречаются розовые и голубые лошади, золотые деревья, красные и золотисто-коричневые лица.

Пользуясь преимущественно линией как самым условным и отчетливо «читаемым» изобразительным средством, пренебрегая единством точки зрения и единовременностью, отвлекаясь от среды, где происходит действие, или передавая ее изобразительным намеком, узором, плоским фоном, древние живописцы изображают в сущности не отрезок видимости, а видимые предметы в их обобщенной «контурной» характеристике».

Изображения на фресках и иконах созвучны с декоративным обликом стены или иконостаса. Искусство в то время еще не разделялось на станковые и другие формы, а живопись выполняла повествовательную функцию, так как письменность была достоянием немногих.

Основные принципы декоративности как особого приема художественно-образного мышления нашли свое яркое воплощение в русской иконописи XIV – XVI веков, которая до сих пор, поражает зрителей одухотворенностью, эмоциональной глубиной. Выразительность плоскостно-орнаментального, колористически гармоничного композиционного строя иконы была подчинена содержанию изображения.

Декоративность в эстетике трактуется как специфическая особенность декоративно-прикладного искусства, которая может быть истолкована как форма выражения красоты.

Декоративность как прием художественно-образного мышления является отличительной чертой и произведений декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство – особая область художественной деятельности людей, в продуктах которой предназначенность для практической цели органически сливается с эстетически целесообразным формальным решением (рисуок 7).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1"

Книги похожие на "Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Коснтантинова

Татьяна Коснтантинова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Коснтантинова - Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.