» » » Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы


Авторские права

Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы

Здесь можно купить и скачать "Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Музыка и балет, издательство Литагент 5 редакция, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы
Рейтинг:
Название:
Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-04-095008-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"

Описание и краткое содержание "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать бесплатно онлайн.



Паганини, Крейслер, Вивальди – гениальные композиторы и виртуозы. Их жизненный путь – мечта и образец для многих юных дарований, которые с ранних лет вступают в гонку за привилегированные позиции, пытаясь построить карьеру профессиональных солистов-скрипачей. Страсть, стремление к идеалу и к исполнению, высокие амбиции и исключительная конкуренция – все это лишь немногие аспекты жизни талантливых детей, того мира музыкальной элиты, с которым знакомит нас Изабелла Вагнер. Ее книга – удивительное исследование длительного процесса воспитания высококлассного скрипача, основанное на изучении десятков реальных людей, чьи судьбы не оставляют равнодушным никого.





В этой главе я попробую кратко описать происхождение исполнительской профессии и расскажу истории людей, связавших свою жизнь с музыкой.

Музыковед Альберто Канту подчеркнул эфемерный характер славы исполнителя (Cantu, 1997. Р.180). Имена, навечно закрепившиеся в коллективной памяти поколений музыкантов, – это имена композиторов и великих мастеров скрипки. Для того чтобы отследить их личные истории, я использовала словарь Бориса Шварца в издании 1983 года (Dictionary of Performers and Musical Interpretation in the Twentieth Centuary), дополнив сведения информацией из словаря А. Пэриса (Dictionnaire des interprètes, 1995). Еще одна важная публикация о скрипачах-виртуозах – словарь Backer’s Biographical Dictionary of Twentieth-Century Classical Musicians знаменитого музыковеда, пианиста и композитора Николаса Слонимского (1997).

Борис Шварц, американский музыковед, сам был виртуозом и преподавателем. Возможно, поэтому в его работе чувствуется отсутствие дистанцированности от описываемых им биографий. Несмотря на то что книга очень информативна, портреты профессиональных скрипачей в ней иногда романтизированы. Шварц, получивший образование в России, провел всю свою жизнь в среде солистов, чем можно объяснить отсутствие критического взгляда, а также тенденцию к выравниванию в соответствии с идеологией профессии. Я поставила перед собой задачу дополнить Шварца, приводя биографии виртуозов, и отфильтровать созданные им профессиональные мифы.

Первые следы скрипки мы находим в изображениях и текстах Италии и Польши XVI века. Затем следуют Франция и Германия XVIII века. В XVIII веке музыканты обычно играли на нескольких инструментах, а на скрипке, как правило, исполняли собственные произведения. Двумя веками позже виртуозы уже выбирали себе один инструмент и были исполнителями – пьесы для них писали композиторы.

Изменение места скрипки в мире музыки можно разделить на четыре периода.

Первый период – появление на исторической сцене; здесь главную роль играют безвестные музыканты – предшественники Никколо Паганини. Второй период – это карьера Никколо Паганини (1782–1840), чье творчество стало поворотным моментом в истории музыки, и его подражателей. Третий период характеризуется появлением виртуозов нового типа. Великие исполнители ХХ века приходятся на четвертый период. Между вторым и третьим периодами нет четкого разграничения, равно как между третьим и четвертым.

Современный период в истории сольного исполнения условно начался в первые годы XXI века, и его главная черта заключается в том, что виртуозы высочайшего класса, как исполнители, так и преподаватели, работают по всему миру.

Универсальные музыканты и композиторы

Изначально скрипка использовалась для сопровождения человеческого голоса. Самая старая партитура для скрипки датируется 1582 годом. С развитием эпохи барокко скрипка еще не получила самостоятельную роль, но стала частью ансамбля.

Скрипачи раннего периода играли на нескольких инструментах: клавесин, альт и виолончель. Они, как я уже говорила, были не только исполнителями, но и композиторами. Кроме того, их часто нанимали учителями музыки в богатые семейства, а некоторые из них руководили оркестром или хором. Музыка исполнялась в основном в церквях и резиденциях аристократов. Универсальность была едва ли не главным требованием, предъявляемым к профессии. Например, деятельность Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750): сочинительство, игра на нескольких музыкальных инструментах, преподавание и даже пение – была совершенно типичной для музыкантов того времени. Возможно, первым знаменитым скрипачом и одновременно преподавателем был итальянец Арканджело Корелли (1653–1713). «При жизни, – пишет Борис Шварц, – его называли «мастером мастеров». На каждую годовщину смерти Корелли ученики и почитатели его таланта собирались в римском Пантеоне, где похоронен маэстро, для исполнения его concerti grossi. Торжественная церемонии повторялась до тех пор, пока были живы ученики этого выдающегося скрипача и педагога. Репутация Корелли простиралась на всю Европу от Рима до Парижа и Лондона» (Schwarz,1983. Р. 29).

Возможно, традиция почитания высококлассных преподавателей скрипки началась именно с Корелли. Этот феномен существует и по сей день, свидетельствуя о решающей роли учителя в социализации виртуоза, а если шире, то и всей деятельности мира солистов.

Возможно, традиция почитания высококлассных преподавателей скрипки началась именно с Корелли.

Со времен Арканджело Корелли сформировались некоторые традиции классов солистов, например присвоение сильному ученику эпитета «ученик Х». Музыкальные историки отмечают, что такого рода классификация помогает установить «происхождение» виртуоза и поддерживает своеобразное генеалогическое древо: «ученик Х, который был учеником Y».[9]

Используется также термин «школа», который обозначает преемственную связь «преподаватель – ученик» (Travers, 1995. Р. 20). Известно, что существует несколько вариантов игры на скрипке, или несколько школ. Школы, как правило, называются по их географическому происхождению. Иногда они бывают связаны друг с другом.

Среди прочих знаменитых музыкантов раннего периода, владевших многими инструментами, в том числе скрипкой – на высочайшем уровне, можно назвать Антонио Вивальди (1678–1741), Джузеппе Тартини (1692–1770) и Джованни Баттиста Виотти (1755–1824). Все они прославились и как композиторы. Их произведения занимают большую часть в репертуаре современных учащихся класса солистов.

Пьетро Локателли (1695–1764), ученик Тартини, считается «отцом скрипичной виртуозности» (Schwarz, 1983. Р. 92).

В этот период над созданием репертуара для скрипки также работали: Иоганн Себастьян Бах, Леопольд Моцарт (1719–1787) и его сын Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791).

Жизнь Моцарта-младшего демонстрирует нам два больших примера, которые и сейчас оказывают влияние на карьеру музыкантов: освобождение от исключительной власти покровителя (музыкант становится независимым) и популяризация феномена «юное дарование».[10] Быть прирожденным гением музыки – мечта многих, и я не буду говорить о том, что эта мечта без труда неосуществима. Но деятельность многих известных скрипачей начиналась именно с периода «юного дарования», так как задатки действительно существуют. Но сколь бы талантлив ни был ученик, он всегда следует за своим учителем, который, по сути, выковывает его талант. Постепенно вокруг наиболее знаменитых учителей стали образовываться классы солистов.

Основателем французской школы скрипки считается Жан-Мари Леклер (1697–1764), которого часто называют «французским Корелли». Значимой фигурой, оказавшей влияние на французскую школу, был итальянец Джованни Баттиста Виотти.

Карьера Никколо Паганини развивалась в контексте национальных школ (итальянской и французской), каждая из которых стремилась заполучить знаменитых учителей скрипки в период возрастающего интереса к классической музыки. Паганини коренным образом изменил технику игры на скрипке и модернизировал профессию музыканта-исполнителя, сделав ее олицетворением виртуозности.

Паганини и другие виртуозы

«Паганини был феноменальным виртуозом. Он изобрел новый стиль зрелищной игры на скрипке, который использовал в своих произведениях. Ему повезло начать свою карьеру в прекрасный исторический период. Он был первым виртуозом, извлекшим выгоду из прекрасных условий для исполнительской деятельности» (Muchenberg, 1991. Р. 33, part 2).

Технические новшества, введенные Паганини, оказали влияние на стиль написания музыки, добавив выразительности десяткам сочинений. И по сей день влияние Паганини остается заметным в художественном исполнении.[11]

Романтичная личность Никколо Паганини породила множество мифов, которые сам Паганини старательно распространял и поддерживал.[12] Он умел работать с концертными агентами того времени и был первым инструменталистом, который по примеру оперных певцов нанял импресарио. Такая поддержка со стороны заложила фундамент карьеры Паганини и сделала его образцом для других виртуозов-исполнителей. Начиная с Паганини, любой музыкант-виртуоз мог стать «звездой» в профессии, приложив к этому то, что сегодня называется «пиар». Публика любила Паганини и других романтиков, ставших кумирами.[13]

Будучи первым виртуозом-романтиком, Паганини прославился также как композитор (преимущественно он исполнял свои произведения). Среди его последователей можно назвать Генриха Вильгельма Эрнста (1814–1865), Шарля Огюста де Берио (1802–1870) и Анри Вьётана (1820–1881).

Влияние карьеры Паганини на обучение последующих поколений скрипачей было удивительным. Иметь прозвище «Паганини» было наивысшей почестью и знаком признания. Так, Оле Булл был «Паганини Севера», Кароль Липиньский – «польским Паганини». Другими «реинкарнациями» Паганини считались Ян Кубелик, Август Вильгельми, Вилли Бурместер и Яша Хейфец. Поляка Генрика Венявского и испанского исполнителя Пабло Сарасате называли «вторыми Паганини». Венявский (1835–1880) развил технику виртуозного исполнения и вошел в историю как основатель российской школы скрипки. Он был «юным дарованием» и, оправдав надежды многих, стал не только виртуозным исполнителем, но и сочинителем музыки. Его произведения сложны, как и произведения Паганини. Как композитор Венявский считается представителем польской национальной скрипичной школы подобно Шопену, который олицетворяет польскую школу фортепьяно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"

Книги похожие на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Изабелла Вагнер

Изабелла Вагнер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"

Отзывы читателей о книге "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.