» » » » Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны


Авторские права

Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны

Здесь можно купить и скачать "Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент Яуза, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны
Рейтинг:
Название:
Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-00155-029-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"

Описание и краткое содержание "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.



Закрытие архивных документов для свободного научного анализа и мифологизация исторической памяти создали в СССР ситуацию, когда обобщение и изучение негативного опыта итогов советского промышленного развития оказалось невозможным. Это в свою очередь привело к появлению иллюзии успеха «сталинской» индустриализации и завышению ее значимости для итогов войны. В данной работе автор на основе широкого круга источников анализирует работу отечественной танковой промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны. В исследовании подробно раскрываются результаты развития танковой промышленности к середине военного периода, когда регулярный срыв производственных программ заставил танкостроителей искать пути выхода из сложившегося положения. Отказ руководства страны сокращать завышенные планы выпуска бронетехники в условиях усиления дефицита производственных ресурсов вынудил танкостроителей идти по пути модернизации производства, опираясь преимущественно на собственные возможности.





ХПЗ им. Коминтерна и СТЗ получили государственное задание, предписывающее увеличить выпуск средних танков Т-34. План на август для ХПЗ составил 250 танков Т-34, такого же уровня СТЗ должен был достигнуть в сентябре 1941 года[191]. Соответственно, увеличивалась программа выпуска двигателя В-2. В начале июля СТЗ обязывался в срочном порядке закончить подготовку дизельного производства к сентябрю и до конца года изготовить 500 дизельных двигателей. Для обеспечения нового правительственного задания в начале июля 1941 г. на площадку СТЗ перемещалось авиадизельное производство Харьковского тракторного завода, которое ранее готовило изготовление авиационного дизельного двигателя М-40[192].

Производственная база Т-34 продолжала расширяться в первых числах июля за счет подключения к выпуску среднего танка предприятий Горьковской области: судостроительный завод «Красное Сормово» начал подготовку сборочного участка Т-34, а Кулебакский металлургический завод – изготовления бронекорпусов. Главной особенностью развертывания выпуска Т-34 в Среднем Поволжье стало применение для его оснащения (временно, до полного развертывания новой программы дизелестроения) авиационного двигателя М-17, который уже давно был хорошо известен танкостроителям и ставился на многие советские танки 1930-х годов. Их должен был изготовлять Горьковский автомобильный завод[193].

Накануне войны на московском заводе № 37 НКСМ и кооперирующих с ним предприятиях параллельно с наращиванием выпуска легкого плавающего танка Т-40 шла подготовка производства другой модели легкого танка – Т-50. Война внесла свои коррективы и в этот процесс. Уже в середине июля 1941 г. ГКО распорядился прекратить подготовку производства Т-50 на московских предприятиях и перейти с 1 августа на выпуск модернизированного варианта плавающего танка – Т-60. Он «разучился» плавать, но получил несколько более мощное вооружение и бронирование. До конца года завод № 37 должен был выпустить 1600 новых танков[194].

Но, как это неоднократно случалось в годы сталинского руководства, уже в ближайшее время этого объема производства танков показалось недостаточно. Желая во что бы то ни стало получить как можно больше боевых машин, ГКО 20 июля отдал распоряжение о необходимости выпустить до конца года 10 тыс. танков Т-60. В рамках этого решения план для завода № 37 увеличивался более чем в 2 раза: до конца года он должен был выпустить уже 3500 тыс. танков.

Начиналась срочная организация сборочного производства Т-60 на ХТЗ и ГАЗе. С августа по декабрь они должны были изготовить 3500 и 3000 танков соответственно. Такая масштабная программа должна была быть обеспечена производством танковых корпусов, которое традиционно осуществляли предприятия с достаточно мощным для этого металлургическим комплексом. Помимо Подольского завода НКНП, который еще с 1930-х годов изготовлял корпуса легких танков для завода № 37 НКСМ, к выпуску корпусов подключались Коломенский завод НКТМ, Выксунский завод ДРО Наркомата станкостроения, таганрогский завод «Красный Котельщик», Ворошиловградский и Новокраматорский заводы НКТМ, Муромский вагоноремонтный и Кулебакский заводы НКПС[195].

Здесь необходимо отметить, что Коломенский завод уже в начале октября 1941 г. получил распоряжение, помимо дальнейшего развития корпусного производства, организовать выпуск танков Т-60[196]. Это стало естественным продолжением логики советского руководства: увеличение выпуска танков за счет расширения существующей производственной базы.

Наиболее радикальные изменения в части дальнейшего развития танкостроения СССР произошли в Уральском регионе. В первые дни войны правительственная комиссия, возглавляемая членом ЦК ВКП(б), народным комиссаром среднего машиностроения В.А. Малышевым, вылетела на Урал. В ее задачу входило уточнение возможностей местных предприятий по приему и размещению мощностей танковых и кооперируемых с ними заводов. В результате комиссия совместно с директорами заводов и ответственными работниками местных партийных организаций разработала программу мероприятий по переводу группы промышленных предприятий края на производство танков[197].

Параллельно продолжал развиваться процесс реорганизации управления военной промышленностью, когда военные предприятия начинают переводиться в состав профильных наркоматов. Из-под управления Наркомата тяжелого машиностроения в состав Наркомата средмаша начали выводиться предприятия, связанные с производством бронетанковой техники: 28 июня – Кировский завод, 7 июля – Уралтурбозавод, примерно в это же время – УЗТМ и другие[198]. Этот процесс в целом был завершен в сентябре 1941 года, когда был создан Наркомат танковой промышленности.

24—25 июня 1941 г. было выпущено постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об организации новой базы по производству брони и танков КВ»[199]. С этого момента в систему танковой промышленности включались новые предприятия Урала и Сибири, что означало формирование в стране нового комплекса предприятий танкостроения. Именно это постановление стало формальным основанием для направления наркома средмаша В. А. Малышева в уральскую командировку. Вместе с ним вылетели директор Кировского завода, представители Наркомата строительства Юдин и Наркомата чермета Коробов.

На Урале и в Сибири не существовало бронепрокатного производства. Вместе с развитием современной черной металлургии на Урале к 1941 г. еще оставались серьезные структурные проблемы. Важной особенностью развития этой отрасли в предвоенный период стал дефицит производимых легированных сталей и качественного проката. В регионе выпускались в основном конструкционные углеродистые стали. Следовательно, большая часть качественных металлов завозилась из других районов страны, а Урал выпускал главным образом сортовой прокат[200].

Поэтому в первой части постановления содержалось предписание немедленно организовать броневой прокат на Кузнецком и Новотагильском заводах. Кузнецкий металлургический комбинат (КМК) должен был сделать это, основываясь только на своих мощностях. На площадку Новотагильского металлургического завода (НТМЗ) в экстренном порядке необходимо было вывезти броневой стан и паровую машину к нему с Кировского завода[201]. Оборудование начало демонтироваться 25 июня 1941 г., и полностью оно прибыло в Нижний Тагил 18 августа 1941 г. Менее чем за месяц, 10 сентября, стан был введен в эксплуатацию. С небольшим опозданием он вступил в строй и начал давать броневой прокат (первоначально НТМЗ должен был пустить новые мощности к 1 сентября)[202].

К началу июля 1941 г. правительство приняло решение о дальнейшем расширении бронепрокатного производства в регионе. 2 июля вышло постановление СНК и ЦК ВКП(б) о «переводе» броневого стана Мариупольского завода им. Ильича на Магнитогорский металлургический завод (ММК). Демонтаж стана в Мариуполе был назначен на 15 июля. В течение июля – августа 1941 г. Магнитогорский завод должен был подготовить производственную площадку, принять стан и к 5 сентября запустить бронепрокатное производство[203]. Переброшенное из Мариуполя оборудование, вследствие задержки в дороге, начало монтироваться на ММК в конце лета 1941 г. и вступило в строй только в октябре того же года[204].

Пока мариупольский стан не прибыл и не вступил в строй, ММК начал катать броневую сталь на блюминге. Этот процесс был инициирован заместителем главного механика комбината Н.А. Рыженко. Был большой риск того, что блюминг не справится и будет сломан. Но результат оказался положительным. Блюминг выдержал нагрузку[205].

Интересно, что первоначально рассматривалась возможность переброски мариупольского стана на Уральский завод тяжелого машиностроения. 26 июня на совещании нескольких наркомов было принято решение переместить мариупольский стан на УЗТМ. Резко против этого выступили нарком средмаша В.А. Малышев, который как раз был в этот момент в Свердловске, и главный металлург Ижорского завода Д.Я. Бадягин. Мощности мартеновских печей УЗТМ были рассчитаны только на собственное кузнечно-прессовое оборудование. Следовательно, установка прокатного стана на Уралмаше требовала замыкания всего мартеновского производства только на прокат. Остальные цеха остались бы без металла[206]. Аргументы В.А. Малышева и Д.Я Бадягина подействовали, и стан был отправлен на один из крупнейших металлургических заводов страны – Магнитогорский комбинат.

Так стал формироваться восточный комплекс бронепрокатного производства, который в годы Великой Отечественной войны изготавливал катанные броневые листы для бронекорпусного производства танкостроения. После потери Сталинграда летом 1942 г. ведущими предприятиями – изготовителями брони стали (в порядке убывания производственных мощностей) ММК, КМК, НТМЗ.

Заводу № 78 НКБ было предписано в срочном порядке завершить подготовку корпусного участка и в течение июля начать выпуск комплектов КВ. Но сделать это оказалось невозможно. Завод все еще не обладал достаточными для подобного производства оборудованием и специалистами. Не имелись в необходимом количестве термические печи, а правильно-гибочное оборудование вообще отсутствовало, что делало абсолютно невозможным выпуск броневых узлов из гнутых броневых деталей (башня, нос, корма). По мнению наркома В.А. Малышева, ситуация усугублялась из-за отсутствия должного внимания со стороны профильного для завода наркомата[207]. Таким образом, не были устранены причины, мешавшие заводу закончить организацию корпусного участка еще в предвоенный период.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"

Книги похожие на "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита Мельников

Никита Мельников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"

Отзывы читателей о книге "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.