Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"
Описание и краткое содержание "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.
Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле был определен как база для размещения заводов № 120, 380 и 381 Наркомата авиационной промышленности. В своих обращениях к И.В. Сталину и В.М. Молотову нарком среднего машиностроения В.А. Малышев в начале июля доказывал, что площадку УВЗ необходимо использовать для артиллерийского и танкового производства ленинградского Кировского завода. Нарком считал, что размещение авиационных заводов не позволит полностью загрузить мощности нижнетагильского предприятия[287].
11 июля 1941 г. частично эти предложения были поддержаны решением ГКО. ЧТЗ определялся как база для размещения ленинградского завода № 174 НКСМ, который должен был переводиться в Челябинск целиком. Был составлен план эвакуации в две очереди, и определено общее количество вагонов для перевозки. Тогда же был составлен план эвакуации Кировского завода на площадку нижнетагильского УВЗ, но какой-либо даты ее начала не существовало. Решение о начале эвакуационных мероприятий на Кировском заводе (в том числе о переброске танкового и пушечного производства) должно было поступить «по особому указанию»[288].
Но вскоре В.А. Малышев поменял свое отношение к переводу завода № 174. В конце июля – начале августа нарком стал доказывать И.В. Сталину и его окружению, что завод № 174 НКСМ необходимо переводить на другую площадку – на паровозоремонтный завод в Чкалове (Оренбурге). С ним был в корне не согласен заместитель наркома путей сообщений Б.Н. Арутюнов. Он мотивировал свою позицию тем, что ориентация чкаловского завода на танковое производство неизбежно приведет к общему сокращению промышленных площадок для ремонта локомотивов[289].
В итоге 19 августа В.А. Малышевым на основании решения Совета по эвакуации был подписан приказ о «немедленной» эвакуации завода № 174 НКСМ в Челябинск[290]. С конца августа 1941 г. началась переброска первой очереди производства легких танков этого предприятия. Одновременно на ЧТЗ выехала часть бронекорпусного производства Ижорского завода, занятая в изготовлении корпусов Т-50[291]. Несколько раньше на УВЗ ушла первая очередь мощностей Кировского завода (30 августа в Нижний Тагил уже прибыло 440 вагонов с людьми и оборудованием)[292].
Это было принципиально важное решение советского руководства. Исходя из его логики, осенью 1941 г. на Урале должен был сформироваться новый, беспрецедентный по масштабам комплекс по производству тяжелого танка КВ. В него должны были войти в том числе все крупнейшие металлургические и машиностроительные предприятия Свердловской и Челябинской областей: УВЗ и НТМЗ (Нижний Тагил), Уралмаш и Уралтурбозавод (Свердловск), ММК (Магнитогорск), ЧТЗ и завод № 78 НКБ (Челябинск)[293].
Но уже в начале осени эти планы советского руководства были подвергнуты серьезному изменению. Активное наступление противника на Украине создало угрозу потери всего промышленного потенциала на юге страны. Резко встал вопрос об эвакуации танковых и кооперирующих с ними заводов восточно-украинского региона, и главное – это определение базы для перемещения основного предприятия страны по производству среднего танка Т-34 – Харьковского паровозостроительного завода № 183 им. Коминтерна. Для его размещения требовалось 85 тыс. кв. м площадей. Но на востоке уже не осталось свободной промышленной площадки, способной вместить такое мощное производство[294]. Поэтому выход был только один – пересматривать ранее принятые решения.
Фактически единственным предприятием на востоке страны, которое могло бы вместить намеченные для эвакуации мощности ХПЗ, был Уралвагонзавод. В авральном порядке все составы с эвакуируемой первой очередью Кировского завода были переправлены на другие предприятия, прежде всего на площадку ЧТЗ. Но тут возникла проблема размещения завода № 174, для которого просто не осталось места в Челябинске.
В этот момент эвакуируемые мощности первой очереди завода № 174 находились в пути и проезжали Средний Урал. 6 сентября первые три маршрута уже прошли Свердловск, остальные располагались в районе Молотова (Перми)[295]. ЧТЗ больше не мог размещать у себя производство легких танков, и завод № 174, как того и хотел В.А. Малышев, был перенаправлен в Чкалов. Мощности бронекорпусного производства Т-50 Ижорского завода были направлены на Саратовский вагоноремонтный завод. Перемещаемые грузы стали поступать в Чкалов и Саратов в первой половине сентября. Закончить монтаж оборудования необходимо было к 15 октября, и с ноября начать совместный выпуск первых броневых корпусов и танков Т-50 на новом месте (10 танков)[296]. Так на востоке страны стала формироваться новая база по производству легких танков сопровождения пехоты.
В середине сентября 1941 г. началась эвакуация украинских танковых и кооперирующих с ними предприятий.
К переброске в Нижний Тагил на Уралвагонзавод были подготовлены сборочное танковое производство завода № 183 и бронекорпусной участок Мариупольского завода им. Ильича. Таким образом, в Нижнем Тагиле изначально планировалось объединить бронекорпусное и сборочное производства в рамках одного предприятия.
Проектируемая мощность Уралвагонзавода в довоенный период – 42 тыс. вагонов в год, но фактически завод выпускал только 15–16 тысяч. Следовательно, завод обладал значительным запасом мощностей и производственных площадей, которые могли быть использованы для танкового производства. УВЗ располагал мощными металлургическим, литейным, кузнечным и штамповочным производствами, на создание которых в другом месте ушло бы 8—10 лет. Наличные мощности кузнечного цеха позволяли пропускать до 22 тыс. тонн поковок в год, но могли быть значительно увеличены за счет имевшихся запасов площадей. Заводская электростанция давала 49 МВт при проектируемой мощности в 100 МВт. На УВЗ планировалось построить 8 мартеновских печей, но к моменту начала эвакуации в строй было введено только 4 печи. Из проектируемых 8 электропечей действовали тоже только 4.
По подсчетам специалистов завода им. Коминтерна, проектные возможности Уралвагонзавода с лихвой покрывали возможное производство 9 тыс. танков в год. Правда, на УВЗ не было механообрабатывающих и термических цехов, сильного инструментального хозяйства, но их можно было построить в течение нескольких месяцев[297]. Таким образом, Уралвагонзавод вполне подходил для размещения такого мощного предприятия, как завод № 183. Но в то же время реального места для эвакуации завода им. Ильича найдено не было. Его пришлось «подселять» вместе с ХПЗ на Уралвагонзавод. Следовательно, завод № 183 в Нижнем Тагиле получал еще меньшие площади, чем планировалось.
Харьковский моторный завод № 75 эвакуировался на площадку ЧТЗ. Это единственный танковый завод, который был эвакуирован по заранее подготовленному плану. Постановление ГКО от 5 июля 1941 г., которое уточняло детали создания предприятий-дублеров по производству танковых двигателей на востоке страны, определяло место эвакуации всего завода № 75 на ЧТЗ[298]. Случай достаточно уникальный, поскольку все остальные предприятия танкопрома, как правило, перемещались и эвакуировались частями на разные промышленные площадки вне заранее подготовленных планов.
Приказом наркома танковой промышленности В.А. Малышева 13 сентября 1941 г. определялась очередность эвакуации завода № 75 НКТП. Первую очередь (50 % производства и кадров) планировалось отправить немедленно, для того чтобы с 10 октября 1941 г. начать монтаж оборудования. К 25 октября монтаж планировалось закончить, что должно было послужить началом эвакуации второй очереди. Для полной эвакуации завода выделялось 1650 вагонов[299].
Основные мощности Харьковского тракторного завода эвакуировались в Сталинград на СТЗ и завод № 264 НКТП (производство легких танков Т-60), но часть оборудования и кадров перемещалось на УВЗ и Чкаловский паровозоремонтный завод[300].
Для скорейшего развертывания танкового и дизельного производства директора заводов № 183 (Ю.Е. Максарев) и № 75 (Д.Е. Кочетков) получили следующие указания. Завод № 75 должен был направить в Челябинск комплект штампов для штамповки деталей В-2, 3 комплекта испытательных стендов и две группы рабочих и инженерно-технических работников литейного (30–40 человек) и сборочно-испытательного цехов (25–30 человек).
Завод № 183 должен был безотлагательно отправить на Уралвагонзавод группу рабочих и ИТР цеха № 700 (корпусное производство), стенд для сварки корпусов и другие «остронеобходимые» приспособления. По прибытии оборудования и кадров в Нижний Тагил следовало немедленно приступить к производству корпусов, используя сварщиков и оборудование УВЗ. Кроме того, в Нижний Тагил направлялась группа в 20–25 работников сталелитейного цеха, занятых на отливке бронедеталей, для организации подобного производства на УВЗ[301].
17 сентября 1941 г. 15 ответственных сотрудников танкового завода вылетели в Нижний Тагил на УВЗ во главе с главным инженером ХПЗ П.М. Кривичем[302]. А на следующий день, 18 сентября, из Харькова на ЧТЗ ушел первый эшелон с людьми и оборудованием моторного завода № 75 НКСМ. С завода им. Коминтерна первый эшелон с большой группой конструкторов и технологов, а также технической документацией и наиболее ценным оборудованием был отправлен 19 сентября 1941 г. Всего в течение месяца было отправлено 26 эшелонов[303].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"
Книги похожие на "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"
Отзывы читателей о книге "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.