» » » » Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны


Авторские права

Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны

Здесь можно купить и скачать "Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент Яуза, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны
Рейтинг:
Название:
Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-00155-029-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"

Описание и краткое содержание "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.



Закрытие архивных документов для свободного научного анализа и мифологизация исторической памяти создали в СССР ситуацию, когда обобщение и изучение негативного опыта итогов советского промышленного развития оказалось невозможным. Это в свою очередь привело к появлению иллюзии успеха «сталинской» индустриализации и завышению ее значимости для итогов войны. В данной работе автор на основе широкого круга источников анализирует работу отечественной танковой промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны. В исследовании подробно раскрываются результаты развития танковой промышленности к середине военного периода, когда регулярный срыв производственных программ заставил танкостроителей искать пути выхода из сложившегося положения. Отказ руководства страны сокращать завышенные планы выпуска бронетехники в условиях усиления дефицита производственных ресурсов вынудил танкостроителей идти по пути модернизации производства, опираясь преимущественно на собственные возможности.





Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле был определен как база для размещения заводов № 120, 380 и 381 Наркомата авиационной промышленности. В своих обращениях к И.В. Сталину и В.М. Молотову нарком среднего машиностроения В.А. Малышев в начале июля доказывал, что площадку УВЗ необходимо использовать для артиллерийского и танкового производства ленинградского Кировского завода. Нарком считал, что размещение авиационных заводов не позволит полностью загрузить мощности нижнетагильского предприятия[287].

11 июля 1941 г. частично эти предложения были поддержаны решением ГКО. ЧТЗ определялся как база для размещения ленинградского завода № 174 НКСМ, который должен был переводиться в Челябинск целиком. Был составлен план эвакуации в две очереди, и определено общее количество вагонов для перевозки. Тогда же был составлен план эвакуации Кировского завода на площадку нижнетагильского УВЗ, но какой-либо даты ее начала не существовало. Решение о начале эвакуационных мероприятий на Кировском заводе (в том числе о переброске танкового и пушечного производства) должно было поступить «по особому указанию»[288].

Но вскоре В.А. Малышев поменял свое отношение к переводу завода № 174. В конце июля – начале августа нарком стал доказывать И.В. Сталину и его окружению, что завод № 174 НКСМ необходимо переводить на другую площадку – на паровозоремонтный завод в Чкалове (Оренбурге). С ним был в корне не согласен заместитель наркома путей сообщений Б.Н. Арутюнов. Он мотивировал свою позицию тем, что ориентация чкаловского завода на танковое производство неизбежно приведет к общему сокращению промышленных площадок для ремонта локомотивов[289].

В итоге 19 августа В.А. Малышевым на основании решения Совета по эвакуации был подписан приказ о «немедленной» эвакуации завода № 174 НКСМ в Челябинск[290]. С конца августа 1941 г. началась переброска первой очереди производства легких танков этого предприятия. Одновременно на ЧТЗ выехала часть бронекорпусного производства Ижорского завода, занятая в изготовлении корпусов Т-50[291]. Несколько раньше на УВЗ ушла первая очередь мощностей Кировского завода (30 августа в Нижний Тагил уже прибыло 440 вагонов с людьми и оборудованием)[292].

Это было принципиально важное решение советского руководства. Исходя из его логики, осенью 1941 г. на Урале должен был сформироваться новый, беспрецедентный по масштабам комплекс по производству тяжелого танка КВ. В него должны были войти в том числе все крупнейшие металлургические и машиностроительные предприятия Свердловской и Челябинской областей: УВЗ и НТМЗ (Нижний Тагил), Уралмаш и Уралтурбозавод (Свердловск), ММК (Магнитогорск), ЧТЗ и завод № 78 НКБ (Челябинск)[293].

Но уже в начале осени эти планы советского руководства были подвергнуты серьезному изменению. Активное наступление противника на Украине создало угрозу потери всего промышленного потенциала на юге страны. Резко встал вопрос об эвакуации танковых и кооперирующих с ними заводов восточно-украинского региона, и главное – это определение базы для перемещения основного предприятия страны по производству среднего танка Т-34 – Харьковского паровозостроительного завода № 183 им. Коминтерна. Для его размещения требовалось 85 тыс. кв. м площадей. Но на востоке уже не осталось свободной промышленной площадки, способной вместить такое мощное производство[294]. Поэтому выход был только один – пересматривать ранее принятые решения.

Фактически единственным предприятием на востоке страны, которое могло бы вместить намеченные для эвакуации мощности ХПЗ, был Уралвагонзавод. В авральном порядке все составы с эвакуируемой первой очередью Кировского завода были переправлены на другие предприятия, прежде всего на площадку ЧТЗ. Но тут возникла проблема размещения завода № 174, для которого просто не осталось места в Челябинске.

В этот момент эвакуируемые мощности первой очереди завода № 174 находились в пути и проезжали Средний Урал. 6 сентября первые три маршрута уже прошли Свердловск, остальные располагались в районе Молотова (Перми)[295]. ЧТЗ больше не мог размещать у себя производство легких танков, и завод № 174, как того и хотел В.А. Малышев, был перенаправлен в Чкалов. Мощности бронекорпусного производства Т-50 Ижорского завода были направлены на Саратовский вагоноремонтный завод. Перемещаемые грузы стали поступать в Чкалов и Саратов в первой половине сентября. Закончить монтаж оборудования необходимо было к 15 октября, и с ноября начать совместный выпуск первых броневых корпусов и танков Т-50 на новом месте (10 танков)[296]. Так на востоке страны стала формироваться новая база по производству легких танков сопровождения пехоты.

В середине сентября 1941 г. началась эвакуация украинских танковых и кооперирующих с ними предприятий.

К переброске в Нижний Тагил на Уралвагонзавод были подготовлены сборочное танковое производство завода № 183 и бронекорпусной участок Мариупольского завода им. Ильича. Таким образом, в Нижнем Тагиле изначально планировалось объединить бронекорпусное и сборочное производства в рамках одного предприятия.

Проектируемая мощность Уралвагонзавода в довоенный период – 42 тыс. вагонов в год, но фактически завод выпускал только 15–16 тысяч. Следовательно, завод обладал значительным запасом мощностей и производственных площадей, которые могли быть использованы для танкового производства. УВЗ располагал мощными металлургическим, литейным, кузнечным и штамповочным производствами, на создание которых в другом месте ушло бы 8—10 лет. Наличные мощности кузнечного цеха позволяли пропускать до 22 тыс. тонн поковок в год, но могли быть значительно увеличены за счет имевшихся запасов площадей. Заводская электростанция давала 49 МВт при проектируемой мощности в 100 МВт. На УВЗ планировалось построить 8 мартеновских печей, но к моменту начала эвакуации в строй было введено только 4 печи. Из проектируемых 8 электропечей действовали тоже только 4.

По подсчетам специалистов завода им. Коминтерна, проектные возможности Уралвагонзавода с лихвой покрывали возможное производство 9 тыс. танков в год. Правда, на УВЗ не было механообрабатывающих и термических цехов, сильного инструментального хозяйства, но их можно было построить в течение нескольких месяцев[297]. Таким образом, Уралвагонзавод вполне подходил для размещения такого мощного предприятия, как завод № 183. Но в то же время реального места для эвакуации завода им. Ильича найдено не было. Его пришлось «подселять» вместе с ХПЗ на Уралвагонзавод. Следовательно, завод № 183 в Нижнем Тагиле получал еще меньшие площади, чем планировалось.

Харьковский моторный завод № 75 эвакуировался на площадку ЧТЗ. Это единственный танковый завод, который был эвакуирован по заранее подготовленному плану. Постановление ГКО от 5 июля 1941 г., которое уточняло детали создания предприятий-дублеров по производству танковых двигателей на востоке страны, определяло место эвакуации всего завода № 75 на ЧТЗ[298]. Случай достаточно уникальный, поскольку все остальные предприятия танкопрома, как правило, перемещались и эвакуировались частями на разные промышленные площадки вне заранее подготовленных планов.

Приказом наркома танковой промышленности В.А. Малышева 13 сентября 1941 г. определялась очередность эвакуации завода № 75 НКТП. Первую очередь (50 % производства и кадров) планировалось отправить немедленно, для того чтобы с 10 октября 1941 г. начать монтаж оборудования. К 25 октября монтаж планировалось закончить, что должно было послужить началом эвакуации второй очереди. Для полной эвакуации завода выделялось 1650 вагонов[299].

Основные мощности Харьковского тракторного завода эвакуировались в Сталинград на СТЗ и завод № 264 НКТП (производство легких танков Т-60), но часть оборудования и кадров перемещалось на УВЗ и Чкаловский паровозоремонтный завод[300].

Для скорейшего развертывания танкового и дизельного производства директора заводов № 183 (Ю.Е. Максарев) и № 75 (Д.Е. Кочетков) получили следующие указания. Завод № 75 должен был направить в Челябинск комплект штампов для штамповки деталей В-2, 3 комплекта испытательных стендов и две группы рабочих и инженерно-технических работников литейного (30–40 человек) и сборочно-испытательного цехов (25–30 человек).

Завод № 183 должен был безотлагательно отправить на Уралвагонзавод группу рабочих и ИТР цеха № 700 (корпусное производство), стенд для сварки корпусов и другие «остронеобходимые» приспособления. По прибытии оборудования и кадров в Нижний Тагил следовало немедленно приступить к производству корпусов, используя сварщиков и оборудование УВЗ. Кроме того, в Нижний Тагил направлялась группа в 20–25 работников сталелитейного цеха, занятых на отливке бронедеталей, для организации подобного производства на УВЗ[301].

17 сентября 1941 г. 15 ответственных сотрудников танкового завода вылетели в Нижний Тагил на УВЗ во главе с главным инженером ХПЗ П.М. Кривичем[302]. А на следующий день, 18 сентября, из Харькова на ЧТЗ ушел первый эшелон с людьми и оборудованием моторного завода № 75 НКСМ. С завода им. Коминтерна первый эшелон с большой группой конструкторов и технологов, а также технической документацией и наиболее ценным оборудованием был отправлен 19 сентября 1941 г. Всего в течение месяца было отправлено 26 эшелонов[303].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"

Книги похожие на "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита Мельников

Никита Мельников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита Мельников - Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны"

Отзывы читателей о книге "Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.