» » » » Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века


Авторские права

Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Изографус, ЭКСМО-Пресс, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Рейтинг:
Название:
История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Издательство:
Изографус, ЭКСМО-Пресс
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Описание и краткое содержание "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать бесплатно онлайн.



В основу данного издания положен пятитомный труд германского адмирала Альфреда Штенцеля «История войн на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики», вышедший в Петрограде (1916-1919 гг.).

Первый том охватывает период с начала мореплавания в древности до первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) Он посвящен эпохе подавляющего господства на море гребных судов и зарождению первых парусных флотов. Читатель познакомится со всеми знаменитыми сражениями, от Саламина до знаменитой атаки Тромпа Старшего у Дувра. Яркие характеристики флотоводцев, живое описание боев и основных типов боевых кораблей обогатят представления читателя об ушедших эпохах морского соперничества.

Второй том посвящен истории морских войн с 1660 г. до 1900 г. Это было время огромных боевых парусных кораблей, господства линейной тактики и появления судов нового типа, приводящихся в движение паром и защищенных броней. Данный период морской истории интересен тем, что наглядно демонстрирует факт убыстрения человеческой мысли и тот перелом в истории человечества, который начался в двадцатом столетии и продолжается до сего дня. Рутина и прогресс, практика и теория, случайность и закономерность являются основными дилеммами нашей эпохи.






Близ Дагерорта флот 21 июня оказался вблизи русской эскадры, находившейся на пути в Средиземное море. Шведский флот, держа курс на юго-запад, на всех парусах направился к противнику; когда рассеялся туман, показались неприятельские суда, в числе 3-х трехдечных кораблей и 4-х фрегатов.

Вследствие наступившего штиля шведы только 22 числа, после полудня, подошли к русским, находившимся под командой адмирала ван Дессена.

Последний предполагал салютовать герцогу Карлу только как родственнику императрицы, а не как великому адмиралу (международный морской церемониал в те времена был очень мало разработан), но не успев воспользоваться набежавшим ветром, чтобы попытаться уйти, и видя идущий на него в полной боевой готовности шведский флот счел более благоразумным не настаивать на своем намерении и салютовал 15-ю выстрелами, на которые герцог ответил 8-ю, после чего шведы пошли далее на север, а русские на юг. Русские трехдечные корабли должны были южнее Копенгагена выгрузить свои запасы, заготовленные для Средиземного моря, пройти мелкие места налегке и затем, севернее, снова взять их на борт.

Таким образом шведы упустили редкий благоприятный случай. Хотя герцог Карл отлично знал, что война уже объявлена, но считал, что согласно имевшимся у него инструкциям – инструкции эти, очевидно, были составлены нецелесообразно – он не имеет права нападать. Такой человек, как, например, Георг Бинг или тем более Нельсон, конечно, взяли бы на себя ответственность и захватили бы эти суда. Однако высказать окончательное суждение по этому делу не представляется возможным, так как тайные инструкции великого адмирала остаются неизвестными.

Подобный же случай повторился два дня спустя с русским фрегатом, которому на салют в 13 выстрелов было отвечено только 8 выстрелами.

Шведский флот только 28 июня отдал якорь у Гангэ, т. е. через 3 недели после отплытия из Карлскроны. Здесь мимо флота прошла под начальство короля шхерная флотилия в составе 85 судов, на которых находилось 2500 человек экипажа и 9000 сухопутных войск. Флотилия эта месяц тому назад вышла из Стокгольма.

На следующий день Густав III высадился с войсками у Гельсингфорса; всего в Финляндии было 44 000 человек, с резервом в 14 000 в Швеции, и 4000 человек – в Померании. От военного флота были, отправлены на разведку два линейных корабля и два фрегата, вслед за которыми 6 июля выступил и весь флот.

Ультиматум, посланный Густавом III Екатерине II, заключал в себе следующие, почти невероятные пункты:

1. Наказание русского посланника.

2. Возвращение утраченных ранее земель; границей должна была стать река Систербек (Сестра) около Петербурга.

3. Уступка Крыма Турции и проч. Екатерина тотчас же решительно отвергла эти безмерные, почти оскорбительные требования.

Военные действия начались 2 июля на границе, и были искусственно вызваны шведами, которые хотели придать себе вид стороны, подвергшейся нападению. Только три недели спустя было получено в Петербурге официальное объявление войны. Смущение, овладевшее городом, было так велико, что день и ночь держалось наготове 500 лошадей для быстрого выезда двора, так как столица была фактически совершенно беззащитна. Только через несколько недель оказалось возможным усилить те 6000 человек, которые имелись в окрестностях, еще на 2000, и только через два месяца число это едва удалось удвоить. Шведские силы в начале войны были почти в пять раз больше русских. Русские крепости также были не готовы.

Только одно еще могло спасти Россию – беспечность ее противника; она то и спасла Екатерину от самого унизительного положения. Правда, линейный флот двинулся далее на восток, захватил два русских учебных фрегата но затем до 14 июля оставался совершенно бездеятельным у Свеаборга, где к нему присоединилось 4 линейных корабля и 1 фрегат с 5 транспортами, на которых было 3000 человек войска. Прибывший 12 июля король был чрезвычайно разгневан, найдя флот еще на якоре; разведчики донесли, что русский флот может каждую минуту появиться поблизости, и шведский флот тотчас же вышел в море.

Первый год войны, 1788

Хорошей характеристикой царивших в те времена взглядов на тактику, и в особенности – того уровня образованности, на котором стоял шведский флот, может служить один из приказов по флоту, объявленный в день выхода из Гельсингфорса. Приказ этот обращал внимание на необходимость кораблям держаться близко друг к другу, чтобы лучше друг друга поддерживать и быстрее выполнять требуемые сигналами движения. Далее было сказано: так как во время боевых действий удачное маневрирование имеет большое значение, то командиры судов получают, в известных случаях, разрешение на более свободное маневрирование, чтобы иметь возможность во всякое время занять свое место. Например, в случае, когда шведский флот проходит у неприятельского флота под ветром, арьергард должен держаться ближе и попытаться отрезать те задние корабли, которые дальше отстали или понесли потери, или имеют повреждения в реях (дух Гоу).

При бое на ходу на одном и том же галсе ни в каком случае не разрешалось выходить из линии на поветренную сторону; надо было? наоборот, стараться подойти к неприятелю из под ветра ближе, чем стоит своя линия, в особенности если неприятель не круто держится к ветру.

В отношении применения артиллерии, орудийным комендорам было приказано брать горизонтальное направление на грот-мачту, чтобы наносить повреждения такелажу и реям, так как потерянная стеньга вынуждает неприятеля к невыгодному маневру; если это случится со своим кораблем, то ближайший к нему корабль должен всеми мерами прикрывать его и помогать своему товарищу; фрегаты и линейные корабли должны помогать ему маневрировать своими шлюпками, и образовавшийся интервал должен быть немедленно заполнен.

Относительно тактических маневров в бою указывалось: сражение решается главным образом прорывом, а потому ни одно судно не должно колебаться прорывать линию противника, если увидит, что неприятель оставил незанятым большой интервал, или, по-видимому, пришел в расстройство; в этом случае все следующие корабли обязаны немедленно примкнуть к первому и следовать за ним в кильватер. Желательно, чтобы командующему флотом во время руководства маневрами не мешал дым. Наоборот, шведское судно должно скорее бросится на абордаж или дать расстрелять себя до основания, чем допустить прорыв. В случае, если какой-нибудь корабль в голове или в хвосте строя не будет иметь против себя неприятеля, то корабль этот должен маневрировать так, чтобы охватить неприятеля и в каком-нибудь месте схватиться с ним.

Отсюда видно, насколько уроки последних войн были восприняты в шведском флоте; в особенности надо отметить, что командирам отдельных судов была предоставлена более широкая инициатива, при чем однако старший начальник не выпускал из рук общего руководства.

Шведский военный флот к тому времени состоял из 15 линейных кораблей, 11 фрегатов, 5 транспортов и 2 вооруженных призовых судов с экипажем около 12 000 человек. Пять самых крупных 40-пушечных фрегатов были включены в боевую линию, которая была разделена на три дивизиона. Эти 5 фрегатов для отличия от остальных 8 получили название линейных фрегатов. Этим приемом предполагалось сравняться по длине с линией русского флота, чтобы не дать охватить себя с флангов; в русском флоте было всего на два линейных корабля больше, но все русские корабли были длиннее шведских. Линейные фрегаты были назначены в авангард и в арьергард, при чем никогда не ставились ни головными, ни замыкающими, и таким образом, сила центра шведского флота осталась без изменений. Разница в вооружении бортов этих фрегатов по сравнению с линейными кораблями – 20 орудий против 30 – не была уж слишком значительна; однако, по сравнению с одним из крупных русских двухдечных кораблей, эти фрегаты имели только 20 орудий против 37, т. е. почти наполовину меньше.

Русский линейный флот, под командой адмирала Грейга, вышел 4 июля из Кронштадта; он состоял из одного трехдечного корабля со 108 орудиями «Ростислав», 8 двухдечных по 74 орудия, 8 двухдечных по 66 орудий, 8 фрегатов и 8 транспортов. Отдельными частями флота командовали контр-адмирал Спиридов, Ван-Дессен и Константинов; в числе командиров судов было около 10 иностранцев. Экипаж состоял большей частью из неопытных, не видавших моря рекрутов, которые были сильно переутомлены форсированными маршами к Петербургу; подготовка их была ничтожна. Галерный флот в первый год войны был только частью готов к действию.

В 4 часа утра 17 для шведский флот получил донесение о появлении неприятеля; несмотря на то, что вперед были высланы разведчики, шведы считали, что противник находится еще на 80 миль дальше к востоку; приблизительно через 6 часов, когда совсем разъяснило, показался русский флот, который при слабом восточном ветре шел на неприятеля; всего было у шведов 15 линейных кораблей и 5 линейных фрегатов с 1299 пушками против 17 русских линейных кораблей с 1450 пушками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Книги похожие на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альфред Штенцель

Альфред Штенцель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Отзывы читателей о книге "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.