Н. Конарев - Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Рассказывается о революционных, боевых и трудовых традициях железнодорожников, показаны огромная работа железных дорог в обеспечении нужд фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны, развитие их в послевоенный период.
14 июля 1942 года гитлеровская авиация произвела массированный налет на станцию Должанская Северо-Донецкой дороги. Погибли кочегары Зинченко и Матвиенко, тяжело ранен помощник машиниста И. Пирогов, ранен старший машинист В. Я. Дубина. Бригада похоронила погибших, с помощью местных железнодорожников устранила течь в тендере, произвела самый необходимый ремонт и двинулась дальше. На станции Красная Могила их встречают дежурный по станции и группа вбенных.
— Выручайте. Поезд с тяжелоранеными надо немедленно увезти.
— Берем, — твердо заявил В. Я. Дубина, немного оправившийся от ранения. Отцепили от состава разбитые вагоны, как могли подлатали еще локомотив. За правое крыло сел старший машинист, а его брат Михаил и А. Г. Ермаков были за помощника машиниста и кочегара. Путь этого военно-санитарного поезда пролег через Гуково, Зверево, Ростов, Батайск, Кавказскую. Не раз подвергался он бомбежкам, но в Минеральные Воды прибыл без потерь.
Рискованный рейс на неисправном паровозе на этом не закончился. В больнице станции Евлаг, что вблизи Баку, у В. Я. Дубины удалили осколки, и рейс продолжался через Каспийское море в Кзыл-Орду.
— Как вы доехали на таком изуродованном паровозе, — удивились в местном депо. — Не верится, что следовали с поездами…
В 1943 году машинисту Василию Яковлевичу Дубине присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В начале августа 1942 года недалеко от Армавира, вспоминает командир третьей роты пятого мостового батальона первой гвардейской железнодорожной бригады Георгий Михайлович Одулов, на станции остались в основном бойцы-подрывники. Они должны восстановить поврежденный путь, отправить по нему находившиеся на станции вагоны с грузами, а потом путь взорвать. Когда вагоны были отправлены, приступили к заградительным работам.
В это время на станцию стали прибывать раненые красноармейцы, собралось их здесь более ста. Единственная возможность — эвакуировать раненых по готовившемуся к взрыву железнодорожному пути. Паровоз и вагоны есть, но нет человека, который умел бы управлять локомотивом. Сержант Птицын разыскал среди местных жителей бывшего машиниста паровоза. Был он уже стар и тяжело болен, даже говорить не мог. Бойцы принесли его на руках к локомотиву, внесли в будку. Птицын попросил показать, что надо делать, чтобы привести машину в движение. Когда машинист останавливал взгляд на каком-либо рычаге или кране, Птицын брался за него, и если больной кивал головой, сержант понимал, что действует правильно. Потом прицепили к локомотиву четыре вагона с ранеными и отправили в сторону Туапсе.
В парках станции Бологое Октябрьской железной дороги находилось несколько поездов, среди которых и военно-санитарный. Над станцией появились вражеские самолеты. Дежурный по третьему посту приказал стрелочнице Кузнецовой приготовить маршрут для военно-санитарной летучки. Кузнецова бросилась переводить стрелки. Вблизи разорвалась бомба. Осколок настиг женщину, когда до последней стрелки оставалось несколько шагов. Из последних сил Кузнецова дотянулась до рычага, перевела стрелку, подала машинисту сигнал и упала замертво.
18 июня 1944 года на станции Себеж Калининской железной дороги в два часа ночи группа фашистских бомбардировщиков ракетами на парашютах осветила станцию. За несколько минут до этого прибыл санитарный поезд и дежурный по станции Н. В. Савельев успел отдать команду на замену паровоза. Началась бомбежка. Сразу же оборвалась телефонная связь. Дежурный не мог позвонить ни на один стрелочный пост, ни в депо, ни поездному диспетчеру. Вместе с военным комендантом бросился туда, где стоял санитарный, чтобы немедленно отправить поезд со станции. Фашистские стервятники делали один заход за другим. Все кругом горело, рушилось. Но люди были на местах. Смелость и мужество проявил старший стрелочник Иннокентий Бурмакин. Под градом осколков быстро приготовил маршрут, подогнал паровоз под санитарный и поезд ушел.
Разъезд № 6 на линии-новостройке Кизляр — Астрахань. Сюда во время эвакуации получила назначение диспетчер Ворошиловградского отделения Екатерина Коняева. Вместе с ней со станции Родаково прибыли железнодорожники: А. И. Гречаный, которому поручили руководить небольшим коллективом разъезда, маневровый диспетчер Д. И. Могильный, стрелочники С. В. Вербицкий и И. А. Ковалев, да еще шестнадцатилетний племянник Могильного — Александр.
На скорую руку из шпал и других материалов, оставленных строителями, соорудили жилье: что-то похожее на землянку. Потом прислали списанный двухосный вагон. Одну половину отвели для работы, другую — под жилье.
Эшелоны шли беспрерывно: на север — воинские, на юг — с эвакуируемыми ранеными, оборудованием.
Утром 23 сентября 1942 года на разъезд прибыла военно-санитарная летучка. Привел ее машинист А. Калюжный. Два проводника на весь поезд. Они-то и попросили Катю нарвать в степи полыни для веников. Уже возвращаясь, услышала гул самолетов, свист бомб. Со всех ног бросилась к пылающему, изрешеченному осколками вагону, где жила и работала. Из всех товарищей лишь Иван Ковалев подал признаки жизни:
— Поверни меня на спину. Небо хочу видеть.
— Сейчас помогу, Иван Андреевич, — Катя осторожно подложила под голову умирающему пучок полыни.
В стороне послышался стон. Катя бросилась туда. Раненный в ногу машинист Калюжный отползал от горящего вагона. Оттащила его, на скорую руку перевязала и поспешила отправлять военно-санитарную летучку. К счастью, она невредима.
Отыскала в обломках телефонный аппарат, пристроила его на столбе, связалась с соседней станцией и выдала разрешение помощнику машиниста следовать дальше.
Поезд ушел. Вскоре Калюжного увезла в госпиталь машина, прибывшая с соседней станции. Убитых похоронили.
Катя осталась одна. Почти трое суток на пустынном разъезде встречала и провожала поезда. Непонятно, как хватило ей сил после трехсуточной вахты прошагать 5 километров до землянки путейцев!98
Немаловажное значение для обслуживания воинов Красной Армии имело создание на железных дорогах и заводах НКПС поездов-бань. Каждое появление такого поезда на фронте радовало воинов Красной Армии. Вот как писала в те годы об одном из поездов фронтовая газета: «Далеко виден небольшой состав поезда. Вагоны блестят на солнце свежей краской. На одном из них написано: «Поезд-баня для бойцов Красной Армии от рабочих Северной железной дороги и Вологодского паровозовагоноремонтного завода».
Заходим в этот необычный поезд. Радуют глаз безукоризненная чистота и замечательные удобства. Нам предлагают раздеться. Обслуживающий персонал указывает порядок прохождения через этот поезд.
Входим в парикмахерскую. Здесь тоже чисто, уютно. А вот и сама баня. Как приятно помыться в ней — такой удобной и жарко натопленной!
А дальше — вагон-душ. Кажется, все предусмотрели товарищи железнодорожники — строители бани. Открываем дверь в следующую комнату, а там уже приготовлено чистое белье и верхняя одежда.
В поезде-бане имеется комната отдыха. Если вы помылись раньше товарища, то ждите здесь. К вашим услугам газеты, шахматы…
Бойцы и командиры подразделения младшего лейтенанта Шкудова, помывшись в этой прекрасной бане и отдохнув, просят редакцию газеты передать сердечное спасибо рабочим Северной железной дороги и завода».
Железнодорожникам были адресованы и другие теплые слова. Короткие, но не менее выразительные: «Горячо благодарю. Майор Васильев». «Большое спасибо. Лейтенант Пушков». «Вот замечательная баня! Знают товарищи железнодорожники, чем порадовать фронтовиков. Старший политрук А. Какорин». «Все здесь хорошо, чудесно. Меня глубоко взволновала такая любовь и забота о бойцах и командирах. Спасибо! Старший батальонный комиссар К. Новиков».
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В годы Великой Отечественной войны с огромным напряжением трудились работники лечебных учреждений (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов) железнодорожного транспорта. В прифронтовых районах они круглосуточно оказывали медицинскую помощь. В эшелонах эвакуируемых предприятий, учреждений и населения были организованы санитарно-медицинские посты.
На базе Центральной клинической больницы НКПС и дорожных больниц в крупных железнодорожных узлах организовали эвакогоспитали. Перестроили характер работы больниц, быстро подготовили их для приема раненых. Часть врачей в первые дни войны была призвана в Красную Армию. В эвакогоспиталях многие врачи-терапевты и врачи некоторых других специальностей становились хирургами.
Московские железнодорожники передают фронтовикам поезд-баню
Коллектив эвакогоспиталя при Центральной клинической больнице НКПС, возглавляемый профессором Т. П. Панченковым, оказывая своевременную и высококвалифицированную медицинскую помощь раненым, обеспечил возвращение в строй более 7 тысяч воинов Красной Армии. И днем, и ночью боролись работники госпиталя за жизнь и здоровье советских людей. Самоотверженно трудились врачи Н. С. Жигалко, Т. И. Линник, Е. Д. Териан, И. И. Юдина, медицинские сестры О. М. Андреева, А. М. Захаренкова, А. С. Осипенко, Н. В. Сазонова и многие другие. Когда не хватало донорской крови для раненых — медики становились донорами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Конарев - Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.



























