» » » » Геннадий Андреев - Белый Бурхан


Авторские права

Геннадий Андреев - Белый Бурхан

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Андреев - Белый Бурхан" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Исторические приключения. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Белый Бурхан
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Белый Бурхан"

Описание и краткое содержание "Белый Бурхан" читать бесплатно онлайн.



Приключенческий роман, написанный со значительной долей фантастики и авторского вымысла, история здесь — лишь канва, по которой проходит его прихотливая вязь. Автор очарован красивыми и страшными центральноазиатскими и тибетскими легендами, мудрыми аллегориями и философскими раздумьями Н. К. Рериха, иногда понимаемыми буквально.






132

Для бурханизма, как и для других подобных религий, были типичны настроения ожидания, веры, сугубая пассивность. Во время молений бурханисты не могли иметь не только ружей, но и обычных ножей. Вообще идея «ненасилия» — один из главных догматов «белой веры». Вооружение, обучение «войска Ойрот-хана» — вымысел, в корне противоречащий самой сути новой алтайской религии.

133

Подобное «клеймение» неофитов бурханизма не подтверждается ни документами, ни многолетними полевыми исследованиями. «Экзотический» вымысел.

134

Имя мальчика переводится как «Зайчик». (Примечания автора.)

135

Таганьрига — парная клятва, читаемая друг другу. (Примечания автора.)

136

Чудь — полумифическое племя мастеров, населявшее когда-то Алтай до прихода русских (Белого Царя — Чагань-хана), таинственно исчезнувшее, хотя и оставившее многочисленные следы. (Примечания автора.)

137

Ульгень — аморфное благожелательное божество алтайцев. Местопребывание У. связывалось с небесным сводом. У. устраивали жертвоприношения в крайне редких случаях — обычно ему посвящали лошадь. В своих истоках образ У. восходит к божеству Земли, предшествовал шаманизму, в который был лишь включен в «готовом виде». Иногда У. воспринимался как безличное доброе, охранительное божество, иногда как творец вселенной (вместе со своим братом Эрликом).

138

Арчмак, арчымак — кожаная седельная или вьючная сума. Приторачивалась сыромятными тороками к обычному или вьючному седлу.

139

Деревянное седло особой формы для перевозки незначительных грузов, в том числе и забитых на обед овец Сидеть в нем считалось унизительным. (Примечания автора.)

140

Каждый алтаец или алтайка имели свои собственные трубки, постоянно носимые при себе. Обмениваться трубками было не в обычае, да в этом не было и необходимости — при встрече каждый курил свою. Распространен был эквивалентный обычай — обмен кисетами или огнивами.

141

Журавлиной дорогой южные алтайцы называли Млечный Путь. (Примечания автора.)

142

Кандычный месяц, или месяц первых цветов — май. (Примечания автора.)

143

Чет Чалпан, Чет Челпанов — алтаец второй дючины из сеока кобок. Сведения о его имущественном положении противоречивы: в одних случаях его называют бедным пастухом, в других (в момент ареста) — человеком среднего достатка (имел пять лошадей и сорок овец). Тестем Ч. Ч. был крупный бай Маркитан, сын которого был женат на сестре известного на Алтае Кульджина. После разгона Моления (мургуль) в урочище Теренг и окончания судебного процесса Ч. Ч. вернулся в долину р. Кырлык. Есть свидетельства, что в 1913 г. он жил в урочище Шиверта в районе Ябогана. По мнению М. Соболева, видевшего Ч. Ч. в 1911 г., последний был почти всеми забыт, «его авторитет упал». Сведения о дальнейшей судьбе Ч. Ч. отсутствуют.

144

Подземная река горя и несчастий. (Примечания автора.)

145

У Чета Челпанова действительно была приемная дочь по имени Чугул. Во время описываемых событий ей было лет двенадцать. Она была арестована вместе с отцом и находилась в Бийске до окончания судебного процесса. В 1913 г. она жила в урочище Тоботой, вышла замуж. Пользовалась большим уважением среди алтайцев. Сведения о дальнейшей судьбе Чугул отсутствуют.

146

Впервые алтайцев, как и представителей других малых народов России, призывать в армию начали в 1916 году и только на тыловые работы, хотя вопрос об этом поднимался накануне русско-японской я первой мировой войн. (Примечания автора.)

147

Каан-Кэрэдэ (инд. Гаруда, монг. Гаридэ, Иран. Симург) — «царь птиц». Мифическая птица, на которой летают герои эпоса, легенд. Сюжет о гиганте-птице К.-К. очень древен, связан либо с древним ираноязычным населением Горного Алтая, либо возник под влиянием иранского культурного мира.

148

Кезер-таш — каменная баба.

149

Монета с глухим звоном — фальшивая. (Примечания автора.)

150

Легенды об озерах с двойным дном, об озерах, имеющих другие «выходы», распространены в Горном Алтае. Видимо, речь идет о карстовых озерах. В некоторых озерах — Кучурлинском, Теньгинском и др., по легендам, обитает Коль-эези — хозяин озера, кричащий по-бычьи (возможно, отсюда и легенды о Синем Быке, но подобные представления очень локальны).

151

Начальником Алтайской духовной миссии в этот период был епископ бийский Макарий. Его не следует путать с архимандритом Макарием (Глухаревым) — основателем Алтайской духовной миссии и Ма-карием (Невским), уже в 90-е годы XIX в. ставшим архиепископом Томским и Барнаульским и главой Томской епархии, которому подчинена была миссия. Последний Макарий в 1912 г. стал митрополитом Коломенским и Московским.

152

Тебеневать, тебеневка — один из способов выпаса скота зимой (лошадей, овец). Имея крепкие копыта, эти животные разбивали и разгребали снег и добывали корм. В малоснежных горных степях, с которых снег сдували сильные ветры, Т. имела важное значение. Крупный рогатый скот не тебеневал. Его подкармливали небольшими запасами сена.

153

Одно из направлений, возникшее в старообрядчестве в конце XVII в., отвергавшее церковную иерархию, называлось «беспоповщина». Внутри его возникло множество «толков» и «согласий». Крайний фанатизм среди своих последователей насаждали идеологи так наз. «спасовского толка», возникшего в Керженских скитах. По толкованию спасовцев, путь к спасению известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. Большое место в канонах спасовского толка занимала установка о наступлении на земле «царства антихриста». Сторонников этого течения иногда называли «нетовцами»; среди них выделились такие подразделения, как «глухая нетовщина», «новоспасовщина», «некрещеная (или строгая нетовщина)», отрицавшая какие-либо обряды, и «дырники», молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в восточной стене избы. На Алтае все они известны под общим названием «кержаки».

154

Схизма (греч. «раскол») — в христианском богословии (преимущественно католическом) этим термином обозначали разделение церкви на католическую и православную (причем схизматиками обычно называли последователей православия); под расколом здесь понимается разделение Западной и Восточной самостоятельных церквей, а потому термин «схизма, схизматы» в романе употреблен неверно. К тому же слово это, хотя и известное в обиходе православного духовенства, практически не употреблялось, а для обозначения противников реформ патриарха Никона сразу же укрепилось русское слово «раскольники».

155

18 августа по старому стилю. В это время сенокос обычно уже заканчивался, а не начинался. Очевидно, травы снова загустели после дождей. (Примечания автора.)

156

Иордань — так в России называли проруби, вырубленные во льду для освящения воды в праздник Крещения господня (19 февраля ст. ст.).

157

Иоанн Кронштадский (Сергеев И. И., 1829–1908) — протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Известен как реакционер ультрамонархического толка. Был популярен в различных слоях российского общества, в том числе и среди «особ царствующего дома». Проповеди И. К. отличались большой эмоциональностью, страстностью, силой убеждения.

158

Алтайский метафорический фразеологизм, смысл которого: «что кроется за твоими словами?»

159

Священник имеет в виду сочинение игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника, жившего в VI веке. Оно состоит из 30 бесед о 30 различных степенях духовного восхождения к совершенству. Было известно как наставление для монахов. (Примечания автора.)

160

Управляющий имением царствующего дома на Алтае. (Примечания автора.)

161

Имеется в виду реформа 1897 года, проведенная С. Ю. Витте. (Примечания автора.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Белый Бурхан"

Книги похожие на "Белый Бурхан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Андреев

Геннадий Андреев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Андреев - Белый Бурхан"

Отзывы читателей о книге "Белый Бурхан", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.