Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
10.09.75.
Состоялись перевыборы секретаря партбюро ХКБМ. Опять секретарем выбрали Кретова Алексея Михайловича.
11.09.75.
Сегодня для обкома партии запросили мои биографические данные. Надо полагать, что на предстоящей конференции меня выдвинут на более высокую конференцию или съезд.
14.09.75.
Директора Соича О.В. перевели в областную больницу. Его состояние здоровья никак не улучшается и, в лучшем случае, он еще долго будет находиться на излечении.
16.09.75.
Сегодня Дни рождения Полякова Б.Н. – 41 год и Бершова А.В. – 42 года.
17.09.75.
Шухов передал, что медицинский консилиум определил и довел до сведения жены Соича, что у него рак, его жизнь в опасности и проживет он с неделю. Общее состояние Соича резко ухудшилось.
19.09.75.
На завод приезжали Воронин и Онищенко, очевидно с целью помощи заводу в выполнении квартальной программы из-за отсутствия Соича и Лычагина.
23.09.75.
Как стало известно, на прошлой неделе прилетали из Москвы специалисты из Кремлевской больницы для проведения консилиума Соича О.В., решение их было однозначное – положение безнадежное. Вчера Воронин ходил к Соичу, последний его не узнал, разговора не получилось.
25.09.75.
Ветошкину Сергею Ивановичу исполнилось 70 лет.
23.09.75.
ХКБМ, 14 часов. Состоялось совещание Воронина. Присутствововали: Воронин, Кузьмин, Казаринов, Онищенко, Свердлов, Маресев, начальники отделов КБ-60, представители ВНИИТрансмаш. Рассмотрели ход работ по изд. «476». Докладывали Бершов, Протопопов и др.
29.09.75.
Сегодня, в 14–15 в областной больнице скончался директор «Завода имени Малышева» Соич Олег Владиславович. В декабре 25 этого года ему должно было бы 60 лет. Болезнь продолжалась 2 месяца. До этого он, как и прежде, работал очень напряженно. Для завода это очень большая потеря. Умер ровно через 11 месяцев после моего юбилея. В этом возрасте – 59 лет ушли из жизни: Духов Н.Л., Королев С.П., Янгель М.К., Шкурко Е.П., Миль, Радус-Зенькович, Луначарский, Капелян, Говоров, Неделин, Хруничев.
30.09.75.
Утром на рапорте Главный инженер завода Лычагин официально сообщил о кончине Соича и о порядке его похорон. Гроб с покойным будет установлен в клубе им. Ленина (Совнаркомовская ул.). Доступ к телу будет открыт 01.10.75 с 12 до 14 часов. Вынос тела состоится в 15 часов. Похоронят Соича на 2 кладбище (ул. Пушкинская). От цехов и отделов завода выделяются представители, которые будут доставлены автобусами (20 автобусов). Комиссию по похоронам возглавляет секретарь горкома партии Сахнюк И.И. В Харьков на похороны приезжают Кучеренко, Карцев, Воронин, Потемкин, Поликарпов, Нежлукто, Чередников, Пугачев.
01.10.76.
Сегодня похороны Соича. От завода с Инженерной площади на похороны выедут более 30 автобусов с работниками завода. От КБ выделено около 100 человек и разрешено всем желающим участвовать в похоронах. В клуб Ленина прибыли в 11–30, там уже все было подготовлено. В зале стоял гроб, крышка у ног и 5 наград на подушечках (орден Ленина, орден трудового Красного знамени, знак почета и 2 медали). По бокам цветы и стулья для родственников. Над головой висел портрет усопшего. В другом конце зала помещался духовой оркестр. Все люди заняли свои места и все было готово для прощания. Организацией внутри зала руководил Антонов В.Д. В 12 часов начался доступ к гробу и формироваться почетный караул по 8 человек. В 14–30 в почетный караул стали Соколов И.З. и члены бюро обкома КП Украины. Гроб выносили начальники цехов Соколов, Левицкий, Тухлов и др. всего было 15–20 легковых машин и около 40 автобусов. Ехали по улице Пушкинской, где было остановлено движение транспорта, а народ стоял по обе стороны дороги сплошной стеной. Митинг открыл Сахнюк И.И. Выступали Воронин, Михайлов, Лащенко. После митинга и прощания родных гроб был опущен в могилу и все кончилось…
(Комментарии В.Ч.) За кажущейся простотой изложения фактов, кроется глубокая и искренняя скорбь сильного человека, который прощался со своим сподвижником, надежным другом и опорой. Судьба определила момент прощания этих людей, сделавших огромный вклад в усилении обороноспособности Отечества. Пройдет еще некоторое Время и Морозов А.А. навсегда займет свое место на аллее Героев недалеко от своего друга. Наверное, и там, в небытии, они будут нуждаться в дружеской поддержке и помощи…
Шомин Н.А. этого не будет удостоен…
Глава 26. Н.С. Лычагин директор харьковского «Завода имени Малышева»
02.10.75.
Сегодня собрались в ХКБМ Кучеренко, Карцев, Чередников и Потемкин. Поговорили откровенно о путях дальнейшего развития нашей отрасли. Карцев считает, что центром ее развития должен стать ХКБМ. ЛКЗ и ВНИИТрансмаш с этой задачей не справятся. Тагил занят танком Т-72 и по двигателю хочет работать с ЧТЗ.
В сложившемся в отрасли застое, я обвинил НТК ГБТУ и высшее руководство МОП за то, что у первых нет четких требований и направлений: что им надо и что хотят, а вторых – за их мелочную опеку и вмешательство в чисто конструкторские дела. От этого, Главный конструктор чувствует себя со связанными руками. Как и следовало ожидать – общего языка, к сожалению, не нашли.
У Карцева нет желания идти против всякого начальства, а тем более – своего.
Из разговора понял, что наличие в войсках двух одинаковых машин (Т-64А и Т-72) их тоже не радует, но здесь уже ничем делу не поможешь.
Завод живет одной заботой: кто будет директором вместо Соича? Конечно, на первых порах, какое-то время эту ношу будет нести Лычагин и никуда он не денется. Ну а кто потом? Мало вероятно, что остановятся на Шухове или Иванникове, хотя они и «набили руку» при жизни Соича, но больше как исполнители, а не руководители.
Успехи завода будут во многом зависеть от правильного выбора нового директора.
03.10.75.
Сегодня стало известно, что предполагаемое участие наших машин на Октябрьском параде в Москве – отменяется. До этого уже началась подготовка машин и экипажей Кантемировской дивизии. От завода были выделены люди, запчасти и прочее. В параде, как и раньше, будут участвовать Т-62.
15 октября 1975 г. исполнятся 60 лет начальнику производства «Завода имени Малышева» Соколову Алексею Васильевичу.
17 октября 1975 года исполняется 50 лет директору ВНИИСтали Маресеву Михаилу Ивановичу.
07.10.75.
Сегодня помощник директора завода Грицаенко Федор Григорьевич начал сдавать дела своему приемнику бывшему секретарю комсомола в связи с уходом на пенсию.
Приехал Филимонов «толкать» изготовление 15 машин с «Коброй» (изд. «447»). От него стало известно, что директору ЛКЗ Улыбину за освоение тракторов К-700 и К-701 присвоено звание Герой Социалистического труда.
09.10.75.
Сегодня в харьковском обкоме партии Филимонов имел беседу со Свердловым по кандидатуре на пост директора «Завода имени Малышева». В целом, как можно было понять из разговора, пока эту обязанность будет выполнять Лычагин Н.С. Имя более постоянного кандидата, пока не было высказано. Можно предположить, что обком подберет на эту должность человека известного в Харькове. Это будет менее болезненно воспринято коллективом завода. Да и в обкоме есть хорошо созревшие кандидаты на эту должность, например сам Свердлов или Кудеяров. Одновременно зашел разговор и о моей замене, т.к. рано или поздно, но должен уйти на пенсию.
Со слов Свердлова, существующее руководство КБ Шомин, Поляков, Исаев и Царев не могут являться кандидатами на должность Главного конструктора т.к. очень дружат с «зеленым змием». По этому вопросу они уже предупреждались обкомом партии. Котируется кандидатура Жени (Е.А. Морозова), учитывая, что при этом можно удержать меня на работе в должности консультанта. При другом варианте я могу полностью «оторваться» от КБ. Кандидатуру Жени поддержал и Филимонов. Я думаю, что он не хуже Венедиктова, Попова, Сагира, Рязанцева и других Главных конструкторов. Наоборот, он прошел лучшую школу, чем они и при моей поддержке он сможет «потянуть» ХКБМ.
10.10.75.
Опыт эксплуатации танка Т-72 в БВО показал большую их недоработку. Бригада ВП УВЗ в течение длительного времени собирала фактические материалы по машине в войсках. Получился большой труд с уймой замечаний и выявленных дефектов. Надо полагать, что этот материал не вызовет большой радости в УНТВ и особенно у т. Рябова Ю.А. Чтобы как-то уравновесить соотношение между Т-72 и Т-64А, Рябов приказал Ладонникову срочно, с группой 10 человек выехать в воинские части ПрикВО и КВО и сделать тоже самое для нашей машины. Мол и с Т-64 дело обстоит тоже не лучшим способом. Это уже пахнет политикой!
После смерти Соича обязанности директора выполняет Лычагин, а Главный инженер – Шухов А.С. Иванников В.Т. ушел в тарифный отпуск.
19 октября Махонину Сергею Несторовичу исполняется 75 лет.
Во второй половине дня Шомин почувствовал, что у него парализована правая сторона. Срочно была вызвана заводская скорая помощь, сделали несколько уколов и отправили домой, где ему предписали постельный режим. Предварительный диагноз – инсульт.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.