Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
В Киеве т. Шомин Н.А. имел встречу с секретарем ЦК КП Украины т. Щербицким Владимиром Васильевичем по вопросу его назначения на мое место. Встреча длилась один час и десять минут и оставила хорошее впечатление. Как заявил т. Щербицкий, он подписал от лица Политбюро ЦК КПУ решение о моем освобождении и теперь должно быть какое-то решение ЦК КПСС. В этой связи Шомин Н.А. вылетел в Москву в ЦК к Сербину И.Д. Теперь хорошо видно, что мой уход на пенсию продвигается.
Плановые задания на 1976 год: Тагил – 1050 машин. Харьков – 700. Заводской майский план 60 машин и 2 «Кобры».
21.05.76.
Вчера Шомин Н.А. был на встрече у заведующего оборонным отделом ЦК КПСС т. Сербина Ивана Дмитриевича, где имел беседу о его назначении на должность Главного конструктора, начальника ХКБМ в связи с моим уходом на должность члена НТС МОП. Эти перемещения должен утвердить Секретариат ЦК КПСС, для чего уже подготовлены характеристики, представление МОП и МО и проект решения Секретариата ЦК КПСС. Ожидается все оформление проделать в мае с.г.
XXV.05.76.
Ходят упорные слухи, что Омск «перекантовывают» на серийный выпуск изд. «219», вместо «172», как было определено ранее.
Директор завода разрешил мне отпуск с 07.06.76. К этому времени все вопросы о назначении моего приемника и моем новом статусе должны быть решены.
27.05.76.
Сегодня в Харьков приехал Непобедимый Сергей Павлович с группой из 4 человек. Цель приезда – проведение переговоров по совместной работе «Шатер». Подписали эскизный проект нашей разработки и план – график совместных работ. Очень сильно проявляется высокомерное отношение Непобедимого к нам и нашим работам. К 13 часам повел его представлять Пивоварову В.В.
28.05.76.
Во второй половине дня в КБ пришло два приказа МОП о моем освобождении от должности Начальника и Главного конструктора ХКБМ и назначения на эту должность Шомина Н.А.
ПРИКАЗ
Министра оборонной промышленности СССР
№73-к
Москва 21 мая 1976
Освободить т. Морозова Александра Александровича от обязанностей Начальника и Главного конструктора Харьковского конструкторского бюро по машиностроению при заводе имени В.А. Малышева по личной просьбе.
Отмечая многолетнюю и плодотворную работу в оборонной промышленности, исключительные заслуги в разработке конструкций и создании новых типов отечественных гусеничных машин, большой личный вклад в укрепление обороноспособности нашей Родины, объявляю т. Морозову Александру Александровичу благодарность и премирую двухмесячным окладом.
Министр оборонной промышленности СССР С.Зверев.
ПРИКАЗ
Министра оборонной промышленности СССР
№74-к
г. Москва 21 мая 1976 г.
Назначить т. Шомина Николая Александровича Начальником и Главным конструктором Харьковского конструкторского бюро по машиностроению при заводе им. Малышева В.А.
Министр оборонной промышленности СССР С. Зверев.
29.05.76.
Итак, наконец, моя мечта осуществилась – приказ об освобождении от руководства КБ подписан и издан!
Теперь все дела сдать Шомину Н.А., оформить это актами и приказами по КБ и заводу. До отпуска, очевидно, все время уйдет на это оформление, ну а после отпуска думаю, что в Москве оформится решение о моем назначении членом НТС МОП при ХКБМ. Пока этого решения еще нет.
В КБ об этих изменениях в руководстве практически все знают и ничего особенного, внешне не проявляется. Все идет своим чередом.
На следующей неделе ожидается приезд в Харьков зам. Министра Воронина Л.А. Очевидно он проведет процедуру представления коллективу КБ нового руководства.
01.07.76.
Решения о моем назначении членом НТС МОП пока все еще нет. В этой связи приказ о моем освобождении от руководства ХКБМ не оформляется. Я начинаю потихоньку «сматывать удочки». Надо до отъезда в отпуск освободить свое рабочее место в кабинете для его освоения новым начальником КБ.
По слухам, сегодня должно состояться заседание Секретариата ЦК КПСС на повестке которого стоит вопрос о назначении меня членом НТС МОП.
Сообщили из Киева, что умер Чинов Александр Николаевич. Это последний человек из плеяды технологов Харьковского завода «Коминтерн», которые вложили большой вклад в отехнологичивание танка Т-34 и положили начало настоящих требований к конструкции Т-34 с точки зрения технологичности, трудоемкости, унификации простоты и пр.
Группа состояла из Мельникова, Ратинова, Померанцева, Солянского и Чинова. Без их труда не возможно было бы освоить серийное производство танка Т-34 в военные годы на Урале.
2.06.76.
В Харьков приехали Исаков, Попов, Поликарпов, Павлухин, Пугачав, работники ЛКЗ и ВНИИТрансмаша. Завтра ожидается приезд Воронина.
3.06.76.
В 11–00 Воронин и все приехавшие собрались у меня в кабинете и смотрели изд. «480». Никаких решений не принимали. Весь разговор перевели в русло: «Какую машину «219» делать в Омске?».
В МОП предлагают унифицировать Т-64А и «219» максимально возможно и такую унифицированную «219» передать для освоения в серийном производстве Омску примерно с 1980 года.
Получается какая-то чепуха!!
К этому времени, Тагил и Харьков выпустят очень большую партию Т-72 и Т-64А. Мизерный вклад Омска с изд. «219» будет ни к чему, а только «засорит» армию третьи типом танков, которые не имеют каких-либо преимуществ перед Т-72 и Т-64А.
Со всех точек зрения, такое решение не разумное. Из всех присутствующих никто против такого варианта не возражал и т. Воронин предложил к 04.06 подготовить предложения по развитию работ по унификации Т-64А и «219».
3.06.76.
Харьков. «Завод имени Малышева». Зал заседания заводоуправления. Время 16–30. Собрание руководства завода, начальников цехов и ведущих специалистов ХКБМ. Т. Воронин доложил о том, что по приказу Министра я освобожден, а Шомин назначен Главным конструктором. Потом выступал Ладонников и передал мне поздравление маршала Бабаджаняна. За ним выступал Шомин, а потом и я.
И так, наконец, все пришло к своему концу. Сегодня и завтра мои последние дни работы после отпуска буду уже в новой роли – члена НТС МОП при ХКБМ.
Глава 28. Будущее советского танкостроения
И так, наконец, наступило так долго подготавливаемое «начало конца». Приказом МОП № 317, во исполнение Постановления Правительства от 06.07.1976 г. на вооружение принят третий тип среднего танка Т-80 (изд. «219») и организация его серийного производства на Омском, Харьковском и Ленинградском Кировском заводах. До полного перехода этих заводов на выпуск Т-80, они должны проводить подготовку производства, а «Завод им. Малышева» вместе с ЛКЗ – доработать конструкцию Т-80.
Всё это создает условия, что примерно до 1980 г. все четыре танковых завода СССР (УВЗ, ЗТМ, Омск и ЛКЗ) будут выпускать три типа, по сути одинаковых по своим боевым и техническим качествам машин, создавая при этом исключительную сложность в производстве, эксплуатации, ремонте, обучении и снабжении комплектующими узлами.
Больше того, вся эта «смесь» машин (Т-64А, Т-80, Т-72, «Кобра») будут довольно длительное время находиться на эксплуатации в войсках, усугубляя этим всю сложность эксплуатации разных типов машин, сохраняя при этом производство и отпуск какой-то части их узлов и деталей для обеспечения нужд эксплуатации и ремонта. Всё это будет продолжаться в течение следующего 5-летия, а может и 10-летия, то есть до 1990 года. Получается далеко неприглядная картина очень непродуктивной, дорогой и длительной по времени работы заводов по перестройке производства и малым поступлением новых машин в войска.
Этот вопрос ещё хорошо не продуман и его надо ещё очень тщательно «прожевать». По всему видно, что подготовка предложений по танку Т-80 и рекомендации его производства на заводах Ленинграда, Харькова и Омска глубоко не проанализирована и требует ещё анализа и обсуждения.
Другая сторона этого дела, не менее опасная для развития танков на последующие годы, является массовое отвлечение технических сил всех заводов и КБ на проработку, унификацию, подготовку производства и выпуск танка Т-80 и остановка работ по перспективным направлениям: поиска новых решений и новых образцов. Во всяком случае, до 1980 года это никому из заводов и КБ не поручено, а немцы и американцы, при всех условиях, к этому времени выйдут с новыми образцами «ХМ» и «Леопарда». А что мы к этому времени будем иметь? «За душой» практически ничего, так как за три года (1977, 1978 и 1979) много, а тем более чего-то особенного, не сделаешь. Получается, что мы идем в «тупик» и можем потерять «своё лицо» в танковом вооружении в сравнении с Западом и тем создать очень опасную ситуацию, которую быстро исправить уже будет невозможно. Тут где-то и кем-то допущена большая ошибка или просто непонимание задач, которые мы должны ставить перед собою в интересах сохранения своего превосходства в танковом вооружении.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.