Артем Драбкин - Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943—1945.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943—1945."
Описание и краткое содержание "Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943—1945." читать бесплатно онлайн.
Я ДРАЛСЯ С АСАМИ ЛЮФТВАФФЕ. Артем Драбкин.
Продолжение книги «Я дрался на истребителе» состоит из интервью с летчиками, пришедшими на смену погибшим в тяжелейших боях 1941—1942 годов. И хотя многие из них выпускались из училища, имея общий налет около 20 часов, у них было одно существенное преимущество — шанс попасть к опытному и грамотному командиру эскадрильи, от навыков которого во многом зависела жизнь молодого бойца. Единицы из тех, кто пришел на фронт в 1943—1944 годах, стали Героями Советского Союза, но именно они, играя роль ведомых, обеспечивали молниеносные результативные атаки Гулаева, Решетова, Кожедуба и многих других прославленных асов.
Теперь особый отдел... Я помню, у нас майор Соловьев такой был. Хороший мужик. Они просто занимались своим делом. Я когда домой приехал, отец говорит, что в сельсовет приходили, узнавали про меня. Это надо было, я ничего против не имею. Ведь среди летчиков, солдат, командования находились разные люди. Особисты должны знать, кто находится среди этих людей, и обижаться здесь нечего.
Боевой счет А.И. Рязанова
14.04.43 1/5 Ме-109 Вигрунд
На официальный счет штаба ВВС КБФ не включена, вычеркнута
Дементеев Борис Степанович
Курсант Борис Дементеев 2 ноября 1940 г.
Борис Дементеев. Пенемюнде, май 1945 г.
Я сам из Грозного. В 1940 году окончил десятилетку и одновременно аэроклуб. Так получилось, что экзамены в школе совпали с последними полетами в аэроклубе. Чтобы все успеть, я договаривался, что буду последним в очереди на экзамены в школе, а сам утром ехал в аэроклуб на полеты. Вскоре после окончания аэроклуба к нам приехали инструктора набирать курсантов в училище. Вот так в августе 1940 года я попал в Нахичеваньскую школу пилотов в Ростове-на-Дону, откуда нас, проучив три месяца на Р-5, должны были выпустить в звании старшина. После этого в строевой части, пройдя боевую подготовку, нам должны были присвоить командирское звание. Однако в декабре 1940 года нас перевели в Батайское училище. Из-за плохой погоды у нас, во втором отряде, было отставание в полетах. Первый отряд уже заканчивал летать на Р-5, а мы только рулежку прошли.
Октябрь, ноябрь, декабрь 1940-го и начало 1941 года — погоды не было; стояла низкая облачность. 21-го или 22 апреля, как только установилась погода, начались полеты. Наш отряд стал летать на УТ-2, а первый — на И-16. Мы летали с разлетной площадки Кой-суг, южнее Ростова. С утра туда приезжал стартовый наряд, который принимал самолеты с центрального аэродрома. В конце летного дня самолеты возвращались на центральный аэродром.
Перед войной первый отряд, в котором учился впоследствии погибший мой земляк Герой Советского Союза Николай Алексеев [Алексеев Николай Михайлович, младший лейтенант. Воевал в составе 64-го гиап (271-го иап). Всего за время участия в боевых действиях выполнил более 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолетов лично и 6 в группе. Герой Советского Союза (посмертно), награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды (дважды), медалями. Погиб в воздушном бою 12 июля 1943 г. при таране самолета противника], выпустился. Мы же только заканчивали программу УТ-2, Нас подгоняли — быстрей, быстрей. Чувствовалось, что обстановка напряженная.
В воскресенье, 22 июня, я попал в стартовый наряд. Рано утром мы поехали через Батайск, забрали инженера и поехали на Койсуг, чтобы встречать самолеты. Инженер уже знал, что что-то произошло на границе, сказал, что, наверное, это серьезно. К 10 часам уже прилетели наши экипажи — 8 самолетов и инструктора. Они сообщили, что действительно началась война.
Вскоре мы перешли к полетам на УТИ-4. Кабина у него маленькая. Я еще боялся, что меня в истребители не возьмут из-за моего высокого роста. Взлетели, думаю: «Боже ж ты мой, как на нем летать? Он крутится, вертится. И ногами работаешь, и руками». После полета по кругу полет в зону. Сели. Инструктор говорит: «Взлетай самостоятельно, я помогать не буду». Пока скорость маленькая, хвост тяжело поднимается, пришлось ручкой хвост поднять. Инструктор вмешался. Взлетели, в зону пошли, попилотировали, сели. Он говорит: «Делай вот так и вот так». И ты знаешь — понравилась мне машина! Она такая послушная! Думаю: «Нет, на ней можно летать». И с посадкой у меня нормально получалось. Правда, если повело его вправо или влево, уже ничего не сделаешь — сломаешь шасси. Когда ветерок еще, то ничего, а когда тихо, руль поворота не работает — нет на нем усилий. Я как-то сел, меня вправо повело, повело, а комэск тогда еще командиром звена был, смотрит: машина выровнялась. Он меня потом спрашивал, как я справился с такой ошибкой. Думал, сейчас резко развернется машина, поломается. Я говорю: «Надо дать плавно ногу по развороту, а потом резко против разворота, и он остановится». — «Молодец! Сообразил».
Практически мы закончили программу, некоторым курсантам осталось по одному-два полета сделать, и выпустились бы. Но нет. Немцы начали бомбить аэродром, и училище эвакуировали в Азербайджан. Наша эскадрилья перебазировалась в Маргушевань. Программу обучения нам продлили, дали полеты по маршруту, стрельбу по наземным целям (по конусу мы не стреляли) и выпустили нас из училища. Пришли за выпускниками три грузовые машины. Я сел в третью. И вот ведь случай — две машины ушли на фронт, а третью, в которой сидел я, направили в другую учебную эскадрилью, осваивать новую материальную часть — ЛаГГ-3. Нам хотелось быстрее освоить самолет и на фронт. Сколько можно в тылу сидеть? А у инструкторов группы скомплектованные. Они нам, «старикам», летать не дают — бензина на всех не хватает. Так целый год тянулось. Потом командир эскадрильи ушел, и на его место пришел другой, который у нас был командиром звена, когда мы еще летали на УТ-2. Я рассказал ему, что мне летать не дают: на ЛаГГ-3 летают те, кто помоложе. Командир собрал в группу нас, «стариков», и первым делом выпустил нас на «лагге» — провезли нас на учебном Як-7В, а потом пересадили на ЛаГТ-3. Программу закончили за три дня. По правилам, в первый день курсанту дают не более двух полетов. На следующий день уже, по возможности, три, пять полетов. Командир эскадрильи дал мне в первый день 19 полетов по кругу! В тот же день я выполнил 20-й полет по программе, с убранными шасси. На следующий день 5 полетов в зону, а потом 3 полета строем. Вот и вся программа.
Что я могу сказать о ЛаГГ-3? Пока других самолетов не знал, он нравился. Помню, что даже инструкторам в училище не разрешали на нем выполнять пилотаж. А я на фоне солнца, чтобы меня не видно было, весь пилотаж на нем отработал. На следующий день должен был летать мой приятель Николай Колонденок, а я оставался в стартовом наряде. Вечером зашел разговор о пилотаже на «лагге». Я говорю: «Управляемая бочка на нем получается лучше, чем на И-16». Объяснил ему, как ее выполнить. И вот утром командир эскадрильи сидит за столиком, наблюдает за полетом курсанта Колон-денка: «Так... так — на гауптвахту. Ничего... ничего — на гауптвахту». Я поднимаю голову и вижу, что на фоне облаков Колонденок делает управляемые бочки. «Эх, Коля, Коля, — думаю я, — что же ты такой неосмотрительный». Он садится, заруливает. Командир эскадрильи к нему, спрашивает: «Ты что же делал? Тебе же запрещено». — «Так на фронт идем. Мне Дементеев рассказал, как надо делать». — «Ах, Дементеев... » Я подошел: «Ты чего вчера делал?» — «Делал все, что можно». — «Запрещено!» — «Завтра же воевать, а «мессерам» же не скажешь, что запрещено, а что разрешено». — «Зачем ты других учишь?» — «Я не учил, только рассказал». — «Раз ты так хорошо учишь людей, тогда будешь у меня инструктором». Я после этого чуть ли не на коленях два дня стоял, упрашивал его отпустить меня на фронт. А он уперся, зная, что я умею справляться с крупными ошибками и могу объяснить, как это мне удавалось. А ведь это не каждому дано!
Вот такой пример. Мне предстояло сделать последний полет в зону на ЛаГГ-3. Я уже почувствовал самолет и, как говорится, охамел. На взлете, еще на малой скорости, резко поднял хвост, и меня влево повело. А я знаю, что в таких случаях шасси ломаются, самолет бьется. Я тогда на себя ручку резко взял. Машина крутиться прекратила, и ее бросило в другую сторону. Я взлетел, только облако пыли осталось. Потом рассказали, комэска сидит, смотрит — пыль и продолжает смотреть на это облако, ожидая, когда оно рассеется и будет виден поломанный самолет. А ему говорят, да вон уже взлетел. Он меня потом пытал, как же я справился? Пришлось ему обосновывать причину ошибки и путь ее исправления.
И в июне 1943 года нас отправили в зап в Вазиани, где к тому времени находился 101-й гвардейский полк. Он уже был укомплектован, но пришел приказ сформировать из летного состава запасную, сверхштатную эскадрилью. В основном ведь погибали летчики.
Технику пилотирования у нас в полку проверили на УТИ-4, и по результатам этой проверки я попал в основную эскадрилью, а летчика, который в ней был, — в запасную перевели. Это и понятно — каждый командир хотел иметь летчика посильней. Вот так я оказался во второй эскадрилье, командовал которой Григорий Мартынович Заводчиков [Заводчиков Григорий Мартынович, старший лейтенант. Воевал в составе 101-го гиап (84-а иап). Всего за время участия в боевых в воздушных боях лично сбил 2 самолета противника. Погиб в воздушном бою 24 января 1944 г.].
Полк переучивался на «кобры», и только в октябре мы прилетели на фронт под Краснодар. Оттуда и начали боевую деятельность. В первом боевом вылете сбили моего двоюродного брата. Мы в школе на разных машинах учились — он на Ла-5, а я на ЛаГГ-3, и нас должны были направить в разные части, но мы попросили начальника училища, чтобы нас оставили вместе. Когда мы прибыли в полк, командир полка сказал: «Я вас поставлю в разные эскадрильи, облетаетесь, обстреляетесь, а потом, может быть, будете вместе летать». Но в первом воздушном бою его сбили. А ведь что такое первый воздушный бой? Еще ничего не знаешь, молодой. Осмотрительности никакой. Поначалу боишься потерять ведущего, становишься поближе. А раз поближе встал, то смотришь, как бы не столкнуться, и осматриваться тебе некогда. А ведь чтобы нормально осматриваться, нужно было крутиться, да еще как! Нам даже давали кашне, вискозное или полушелковое, что ли, чтобы за воротничок закладывать, потому что воротничком гимнастерки за один полет шею до крови можно было натереть... В том, что его сбили, сыграло свою роль и то, что полк только-только переучился на «кобры». Материальная часть другая. Даже «старики», которые много повоевали, ее еще не освоили и не могли использовать в полной мере... Брат попал в плен, бежал, вернулся в полк и, поскольку лишился пальца на правой руке, стал штабным работником.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943—1945."
Книги похожие на "Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943—1945." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артем Драбкин - Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943—1945."
Отзывы читателей о книге "Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943—1945.", комментарии и мнения людей о произведении.