Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О мудрости вымысла"
Описание и краткое содержание "О мудрости вымысла" читать бесплатно онлайн.
Сулхан-Саба Орбелиани (1658—1725) — выдающийся грузинский писатель, ученый и политический деятель. Воспитатель царевича Вахтанга Левановича (в последствии Царь Вахтанг VI). "О мудрости вымысла" написана в восмидесятых годах XVII века. Сборник басен и новелл, объединенных общей фабулой.
— Спаси, это — мой учитель, он хочет убить меня.
Все заговорили, стали спрашивать друг друга. Учитель тоже превратился в человека. Царь узнал все. Ученика заставили поклясться в том, что он никогда больше не будет прибегать к волшебству.
Когда Леон окончил свой рассказ о чародеях, Рукха, не дав ему начать следующую притчу, сказал царю:
— Нехорошо я поступал доныне, враждуя с Леоном. Он постиг столь многое, он искусен в столь многих превосходных вещах, видел так много стран, что его необходимо удержать. Не отпускай же его — он в силах совершить все, что скажет. Он доказал это здесь. Рассказал Джумбер притчу:
107 БЕДНЯК И ГОРШОК С ЗОЛОТОМ
Жил один очень бедный человек. Каждый день молил он бога даровать ему богатство.
Прошло некоторое время, человек этот заболел: слу-чился у него понос. Как выйдет за нуждой, так и схватят боли. Однажды он до того изнемог, что стал царапать землю ногтями. Когда он разгреб ее, показался кувшин, полный плури.
Оп возблагодарил бога и сказал:
— Поистине ты полон милосердия, но ничего не даешь человеку, пока не заставишь его заплатить своей кровью.
— Эту притчу я рассказал тебе к тому, что пока ты трижды и четырежды не обрек Леона на смерть, ты не хотел помогать ему, а теперь так милостив к нему!
Леон сказал Джумберу:
— О царевич, ты еще юн и полагаешь, что он готов мне помочь. Но как раз теперь он совсем зарезал меня. Когда враг не может повредить враждой, он прикидывается другом и так добивается своего.
Рассказал Леон притчу;
108 ДВА ВРАГА
Были два врага. Пи одному зз них не удавалось повредить другому.
Прошло некоторое время, они подружились, очень сблизились и отправились вместе в путь, взяв с собою еще четырех товарищей.
Зашли они по дороге отдохнуть в дом к какому-то человеку и заночевали у него. Гости улеглись по одну сторону, хозяин с женою по другую. Когда погас огонь, один из остей прокрался к той женщине и хотел усладиться ею. женщина закричала и разбудила мужа.
Тот человек тихонько возвратился на свое место и улегся в постель.
Хозяин встал, подошел к гостям, обшарил их, сунул каждому за пазуху руку, — было темно, и никак нельзя было иначе узнать, — у виновного сильно билось сердце. Хозяин положил на грудь этого человека шапку, чтобы ютом узнать его, и сказал про себя: «Разведу огонь и узнаю, кто этот человек».
Пока он разводил огонь, этот человек взял шапку и переложил ее на прежнего своего врага и нынешнего друга. Тот спал глубоким сном и ничего не почувствовал.
Хозяин развел огонь и увидел шапку на груди у того несчастного, пи в чем не повинного человека. Думая, что он и есть тот самый, хватил топором по голове и убил человека, который ни в чем перед ним не был грешен.
— Всякий враг поступает так же. Как помог мне Рукха? Он обвинил меня в чародействе и дьявольских деяниях.
Леон рассказал еще одну притчу:
109 БЕЗДЕЛЬНИК
Жил один бездельник. Ничего он не хотел и не умел делать. Вдруг пришло ему в голову копать землю и веять ее. Три, четыре месяца он только это и делал, ничем больше не занимался.
Пришел к нему человек от управителя и позвал на жатву. Но тот отказался идти;
— У меня и дома достаточно работы, зачем мне работать на стороне?
Пришел к нему человек от соседа, у которого помер отец, и передал приглашение: «Приходи оплакать и справить тризну». Не пошел он и к соседу.
Пришли к нему еще — звать на свадьбу, и он ответил так:
— Мне едва удалось наладить одно дело, пока я не окончу его и не освобожусь, некогда мне ни во дворец ходить, ни хоронить, ни пировать, — а вот кончу, тогда все сделаю!
Подобно сему, пока Рукха не покончит со мною, он и слышать не хочет ни о свадьбах, ни о несчастьях, ни о царе, ни о народе. Потом он, может быть, и займется чем-нибудь другим, а ныне все его помыслы обращены на меня, нет у него других радостей и печалей.
Рукха сказал:
— Нет в этом ничего нового, исстари говорится: «Никто не воздает добром за добро, за добро всегда платят злом». Иначе зачем Леону питать ко мне вражду? Пришел сюда какой-то скиталец, не находивший нигде пристанища, я приблизил его к царю, царь оказал ему великую милость. А теперь что он задумал со мною сделать?
Рассказал Рукха притчу:
110 ЧЕЛОВЕК И НЕБЛАГОДАРНАЯ ЗМЕЯ
Шел по дороге человек. Видит — горит куст терновника, а на нем змея. Некуда змее ускользнуть, нет ей спасенья, она мечется и шипит. Увидал это человек, пожалел ее и сказал:
— Спасу — ка я эту змею, сделаю доброе дело.
Он подошел ближе и протянул конец копья. Змея обвилась, скользнула с копья на плечо, сомкнулась вокруг шеи человека кольцом и крепко сдавила ее. Человек спросил:
— Чем я тебя обидел, за что ты так со много поступаешь, ведь я спас тебя от смерти?
Змея сказала ему:
— Никто не воздает добром за добро, так же и я поступаю с тобою.
Человек стал умолять:
— Погоди, пойдем хотя бы к тон чинаре и спросим ее. Если дерево из жалости ко мне заговорит и скажет, что ты не права, отпусти меня, если же нет, делай со мной, что хочешь!
Змея чуть-чуть разжала свои кольца. Подошли к чинаре, и человек сказал ей:
— Я спас эту змею от смерти, и вот как она со мною поступает.
Чинара ответила ему так:
— Я расту одиноко средь этой знойной долины, единственное дерево, в тени которого может отдохнуть путник. И вот приходят ко мне, спасаясь от зноя, и я дарую им прохладу и тень. А потом ломают мои ветки, одни сжигают, из других делают ларчики и приговаривают при этом: «Какое же это хорошее дерево!» Никто не воздает добром за добро. Души его, змея!
Змея сдавила человеку горло. И снова он стал умолять:
— Отпусти немного, вон там пасется бык, спросим его.
Пошли, спросили быка. Бык сказал:
— Я пашу, бороню, молочу, работаю зиму и лето на людей, а они за это валят меня наземь и режут: гости, мол, пожаловали. Никто не воздает добром за добро. Души его, змея!
Змея сдавила человеку горло. Взмолился он:
— Повремени еще немного, вон там лиса, спросим ее. Подошли, спросили лису. Человек принес ей свою жалобу, змея изложила суждения чинары и быка. Лиса сказала змее:
— Лев, царь царей, назначил меня судьею. Ты обвила шею этого человека и в этаком виде требуешь от меня правосудия, — разве это допустимо? Освободи его, и станьте оба передо мною на колени — и ты и этот человек.
Едва только змея отпустила человека и соскользнула па землю, лиса ударила ее лапой по голове, убила и сказала:
— Вот праведный суд над змеею!
Но человек не пожалел лису, а задумал пронзить ее копьем: «Хорошая, мол, у нее шкура».
Лиса сообразила и убежала, укоряя себя:
— И ошиблась же я, что спасла его.
— Так и ты, Леон, душишь меня, подобно той змее. Что же мне делать? Теперь за тобою слово, Леон.
Рассказал Леон притчу:
111 ДОБРАЯ ЗМЕЯ
Шел по дороге бедняк. Видит — борются две змея, одна черная, другая красная; и черная одолевает красную. И сказал тот человек;
— Красная змея нуждается в помощи, вот я и помогу ей.
Подошел, ударил черную змею палкой и убил. Подползла к нему красная змея, поклонилась до самой земли, затем ухватила зубами за полу и потянула за собою. Человек последовал за змеею. Она привела его к скалистой пещере и указала ему клад — такие сокровища, каких не бывало и у царей. И разбогател этот человек.
— Каков ты сам, о Рукха, такова и змея, о которой ты рассказывал, а на самом деле разве воздает кто-нибудь злом за добро?
Рассказал Рукха притчу:
112 БЕДНЯК И БОГАЧ
Бедняк сидел дома и мечтал вслух:
— Дай мне, боже, пятьсот марчили, но только ровно
пятьсот. Я не приму, если ты мне дашь хоть одним меньше.
Какой-то богач ходил в это время по кровле, услыхал мольбу бедняка и сказал:
— Принесу — ка я ему деньги, испытаю, что этот человек сделает.
Пошел, отсчитал пятьсот марчили, отделил от них десять, запечатал остальные н кинул ему с кровли.
Бедняк сосчитал — десяти марчили недоставало. И сказал так:
— О боже, да будет благословенно имя твое! Если бы ты дал мне всего-навсего только один марчили, я и за то был бы тебе благодарен, а тут уж обижаться не приходится.
Спустился к нему богач и сказал:
— Я хотел испытать тебя, это мое серебро, отдай его обратно.
Бедняк и слышать об этом не хотел:
— У тебя я ничего не просил, я просил у бога, и он даровал мне.
Поспорили и пошли жаловаться к кадию. Дорогою бедняк сказал богачу:
Я совсем раздет, а ты наряжен так богато, дай-ка мне шубу, тогда пойду с тобою.
Богач оказал ему и это благодеяние — дал ему временно шубу. Надел тот человек шубу, пошли они дальше. Стали жаловаться кадию. В конце концов бедняк сказал:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О мудрости вымысла"
Книги похожие на "О мудрости вымысла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла"
Отзывы читателей о книге "О мудрости вымысла", комментарии и мнения людей о произведении.