» » » » Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла


Авторские права

Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла

Здесь можно скачать бесплатно "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Государственное издательство художественной литературы, год 1955. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла
Рейтинг:
Название:
О мудрости вымысла
Издательство:
Государственное издательство художественной литературы
Год:
1955
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О мудрости вымысла"

Описание и краткое содержание "О мудрости вымысла" читать бесплатно онлайн.



Сулхан-Саба Орбелиани (1658—1725) — выдающийся грузинский писатель, ученый и политический деятель. Воспитатель царевича Вахтанга Левановича (в последствии Царь Вахтанг VI). "О мудрости вымысла" написана в восмидесятых годах XVII века. Сборник басен и новелл, объединенных общей фабулой.






— Поглядите, что этот человек хочет со мною сделать! Помогите!

Свидетелей у зрячего не было, и слепец отнял у юноши все его золото. Опечалился несчастный юноша и пошел следом за слепым: "Посмотрю — ка, куда слепой запрячет мои плури".

Нищий вошел к себе в дом, достал горшок, полный золота, кинул в него отнятые у юноши монеты и сказал:

— О мои пятьсот плури, вот вам еще десять!

Он трижды подбросил горшок и трижды поймал его. Когда он подбросил его в четвертый раз, зрячий перехватил горшок нa лету и спрятал. Слепой долго искал горшок, но разве мог он найти! Он вышел на улицу и стал плакать, К нему подошел еще один слепой и спросил:

— Отчего ты плачешь?

Тот рассказал, что с ним приключилось. — Так и пропали мои пятьсот плури! Второй слепец сказал ему:

— Разве так прячут золото? Вот в этой моей кривой палке запрятано шестьсот плури, где бы я ее ни выронил, всякий, кто подымет, мне же и подаст.

Первый слепец попросил:

— Покажи мне свою палку.

Но взял ее не слепец, а зрячий бедняк, стоявший тут же. Слепец поискал ее некоторое время и стал требовать у первого. Тот сказал:

— Разве ты мне что-нибудь давал?

Они поссорились. Подошел к ним еще третий слепец и спросил:

— Из-за чего вы ссоритесь?

Один рассказал ему о пропаже горшка, другой о палке.

— До чего вы оба глупы, хорошо же вы хранили свое золото! Вот в этой старой чохе у меня спрятаны тысяча плури, где бы я ее ни кинул, всякий мне ее принесет.

Тот несчастный бедняк стоял рядом с ними. Услыхав это, он пошел, купил меду и обмазал медом чоху слепого. Налетели на слепца пчелы. Он снял чоху и повесил. Бедняк унес и чоху. Все три слепца стали плакать и кричать.

Дело дошло до царя. Царь велел глашатаям объявить:

— Пусть тот, кто сделал это, явится ко мне и расскажет, как было, иначе никому не будет пощады.

Несчастный юноша испугался: «Как бы царь не казнил по моей вине другого». Пришел к царю и рассказал ему все, как было.

— Вот какое благодеяние оказал я ему, н вот как он отплатил мне за добро!

Царь приказал ему так:

— Никто не воздает добром за добро, ты же дал обет богу пожертвовать нищему десятую долю того, что приобретешь, поэтому отдай одному слепцу десятую долю от пятисот плури, другому — десятую долю от шестисот плури, третьему десятую долю от тысячи плури и не нарушай ради долгоденствия своего принесенного господу обета. Все же остальное возьми себе, и с божьей помощью да пойдет оно тебе на пользу,


Леон сказал:

— По это вовсе не значит воздать злом за добро! Тот несчастный бедняк исполнил обет, данный богу, слепой же проявил жадность. Все, что те слепцы имели, они, несомненно, приобрели неправдой, и бог отдал приобретенное ими тому несчастному человеку.

Рассказал Леон притчу:

117 МАГИСТРОС КЕСАРЯ

Жил некий магистрос, приближенный кесаря, человек молодой, знатный и очень добрый. Кесарь послал его послом во Францию. Магистрос был великий благотворитель, но благотворил он обычно втайне.

Пустился магистрос в путь, проехал немного и видит — валяется на земле нагой мертвый человек. Он отъехал немного и сказал слугам:

— Следуйте дальше, не ждите меня.

Удалив слуг, он возвратился, снял с себя платье; а рубашек на нем было две, — одной из них он прикрыл мертвеца, оделся и догнал слуг.

Прибыл он в какой-то город и видит — посреди площади, в грязи, стекавшей со всех сторон, валяется нищий с разбитыми параличом ногами. И не нашлось никого, кто бы вытащил нищего из грязи и подал ему что-нибудь. Сошел магистрос с коня, вывел калеку, посадил на сухое место и дал ему вдобавок один плури.

Сел магистрос на корабль и отплыл во Францию. Поднялась на море буря, корабль разбился, и магистрос стал тонуть в пучине.

Вдруг подплыл какой-то человек, подхватил его, помог достигнуть берега и сказал:

— Я тот нищий, которого ты вытащил из грязи, — и так я отплатил тебе.

Магистрос исполнил все, что поручил ему кесарь, отправился обратно и прибыл в Константинополь. Проезжая через площадь, он пустил коня вскачь, конь упал и размозжил ему голень. Выбежал на площадь царь и с ним все его воины, подняли магистрсса, внесли в дом, уложили и приставили врачей. Но врачи не помогли ему.

Был у магистроса преданный раб, который всегда спал в его опочивальне. Магистрос подослал его к костоправам подслушать, что о нем говорят.

Вышли врачи от больного, и раб последовал за ними. Костоправы сказали:

— Придем завтра; если он даст отнять ногу до колена, станем его лечить, и он выздоровеет; а иначе он умрет, и не стоит нам трудиться.

Раб вернулся к магистросу и все ему доложил. Выслушав его, магистр_ос сказал:

— Я предпочитаю умереть, чем жить без ноги.

Он долго плакал и уснул- А раб тот лежал у его ног.

В полночь вошел через окно какой-то человек в белой рубашке, сел около магистроса, приветствовал его и стал расспрашивать, что с его ногой; затем он сказал магистросу:

— Покажи мне ногу, посмотрю, что с нею, — снял с ноги повязку, вынул из-за пазухи коробочку, в ней лежало какое-то лекарство, взял его на палец и натер магистросу ногу; затем сказал:

— Пошевели ногой!

Он не давал больному покоя до тех пор, пока не заставил его согнуть и разогнуть ногу. Больной свободно двигал ногой. Пришелец еще раз натер ему ногу мазью и сказал:

— Встань, обопрись на меня!

Магистрос стал отказываться, но пришелец не отставал и заставил его, наконец, встать и опереться на него. Затем он уложил магистроса, помазал ему ногу в третий раз и сказал:

— Встань и иди — ты здоров.

Тот встал, прошелся; и оказалось, что он совсем здоров. Пришелец сказал ему:

— Я тот мертвец, который попался тебе на дороге и ты прикрыл его рубашкой, и так я отплатил тебе за благодеяние.


— Вот, брат Рукха, все воздают добром за добро, великий и малый. Так поступили и нищий и купец, и мертвец и параличный. Почему же ты говоришь, будто за добро воздают злом или никак не воздают?

Рассказал Рукха притчу:

118 ЦАРЬ АНАКОПИЙСКИЙ

Был в Анакопии царь, много народов было ему подвластно, и он любил всех своих подданных. О верном слуге он говорил обычно так:

— Как бы я его ни обидел, он все равно, будучи верным по своей природе, не изменит мне; неверного же я сделаю верным, осыпав его милостями.

Время шло. Неверный не стал верным, а верный стал неверным. Поднялись враги против паря. Царь не мог больше оставаться в своем наследственном царстве и бежал в чужую страну. Бежали с ним оба — и верный слуга и неверный.

Царю долго пришлось пребывать на чужбине, он впал благодаря этому в крайнюю нужду; и стоило ему поручить что-либо неверному слуге, как тот начинал его укорять:

— Что мне твои милости, я покинул свой дом и отечество, сопровождая тебя, а ты еще заставляешь меня без конца бегать, куда тебе вздумается.

Но стоило царю приказать что-либо верному слуге, тот все исполнял беспрекословно.

Прошло еще некоторое время, и дела царя обернулись так худо, что, казалось, нет уже ему никакого спасения.

Верный слуга доложил:

— Ты вынужден жить на чужбине, твои богатства иссякли, ничего у тебя не осталось. Продай меня и на то, что выручишь, корми остальных.

Опечалился царь и не согласился на это. Однако у него не было другого исхода, и он все-таки продал верного слугу и потратил вырученные за пего деньги, А этот верный слуга, что дал себя добровольно продать и был разлучен с царем, бежал и пришел обратно к своему властелину. И каждый раз, когда царь бывал в нужде, он продавал верного слугу по доброй его воле, а тот убегал и приходил обратно к своему властелину.

Bремена переменчивы: царь снова возвратился в свое царство и стал править. Верному слуге он не оказал никаких почестей и даже отнял у него имение, а неверного щедро одарил — потому что «тот ведь мужественный и деятельный человек, а этот слаб и малодушен».


— Итак, познай, что за добро никто не воздает добром. Леон ответил Рукхе:

— Как с тобою говорить? Ты до того взбешен, что заявляешь прямо в лицо царю, будто он не в состоянии воздать добром за добро и злом за зло. Клянусь головой царя, отныне я тебе уже ничего не скажу!

Тогда везир Седрак, красноречивый собеседник, владевший столь плавной и сладостной речью, стал наставлять Рукху:

— О Рукха, с тех пор как я вступил под покровительство могущественного, превознесенного выше облаков государя и узнал тебя, я предпочитаю тебя брату и сыну, и не было у меня лучшего друга, чем ты. Одно я скажу тебе в поучение; когда человек начинает враждовать с кем нибудь, вражда его ослепляет. Тебе это не подобает. Как бы ни был ты ядовит и злоязычен, тебе следует все же выказывать любовь каждому, иначе, враждуя со всеми, ты не выдержишь и будешь побежден. Рассказал везир притчу:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О мудрости вымысла"

Книги похожие на "О мудрости вымысла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сулхан Саба Орбелиани

Сулхан Саба Орбелиани - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла"

Отзывы читателей о книге "О мудрости вымысла", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.