» » » » Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3


Авторские права

Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3

Здесь можно скачать бесплатно "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Московская Духовная Академия, год 1967. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3
Рейтинг:
Название:
Пастырское богословие, т.3
Издательство:
Московская Духовная Академия
Жанр:
Год:
1967
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пастырское богословие, т.3"

Описание и краткое содержание "Пастырское богословие, т.3" читать бесплатно онлайн.








Собственно драматизм свойственен католичеству и протестантству. Сентиментальное искусничание и вольность католических ксендзов и лютеранских пасторов решительно противоречит смиренно — благоговейному духу православия.

Впрочем, нельзя отрицать того, что и у нас православных бывали исключительные примеры особенного служения (о. Иоанн Кронштадтский). Православие не запрещает некоторой пастырской индивидуализации при совершении общественной молитвы. Но оно приняло общеобязательную норму прочувствованно — ровный, спокойный и смиренный тон служения, благотворно влияющий на молящихся. Наоборот, искусственно — возбужденное настроение пастыря в служении нервирующе действует и на богомольцев.

Драматизм мешает спокойно молиться. Если источник мирной молитвы лишь в благодати Божией, то православный пастырь обязан всегда заботиться о спокойном, благодатном настроении пасомых и с своей стороны устранять все то, что и могло бы их смущать, тревожить и развлекать.

Нарушение устава проникло не только во все виды суточного Богослужения, но и в таинства и обряды.

2. Уставность при совершении таинств

Наша Православная Церковь чрез Самого Христа и святых апостолов приняла и доныне содержит семь спасительных таинств. Это: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение.

Все таинства имеют целью устроение спасения верующих во Христа. Все они имеют определенно сложившийся свой чин, сформированный соборными установлениями и освященный веками. Однако современная церковная практика показывает, что совершение этого установленного чина каждого таинства теперь многими церковниками игнорируется.

Нарушение против уставного совершения таинств особенно усматривается в городских приходах, где пастыри, в большинстве случаев, образованные люди (семинаристы или академисты). Казалось бы, что им — то особенно следовало бы ценить уставность, как пастырям, глубоко познавшим сущность догматических, мистических и нравственных основ каждого священнодействия. Но, к сожалению, этими — то передовыми и образованными священниками более всего и нарушается целостность таинств. Простой священник, не искушенный в Богословских науках, более ценит уставность и держится за каждую его сторону. И это совсем не фанатически или вследствие ограниченности его понимания. Совсем нет. Это скорее его большая верность и любовь к уставности, которую он понимает скорее сердцем, чем холодным рассудком. И в этой верности уставу и его возможно полной выполнимости выражается как раз все богатство и духовная красота души этого простого, провинциального батюшки. И если ему по каким — либо причинам пришлось нарушить устав, сократить службу в каких — либо частях, то как глубоко переживает его душа, как она страдает, «искупая» это отступление от нормы устава.

Когда мы говорим о большой ревности к уставному выполнению таинств нашими сельскими пастырями, то этим совсем не хотим «бросать тень» упрека на городских священников. Конечно, практика современной пастырской жизни показывает, что городские священники располагают значительно меньшим временем, нежели сельские. Большая населенность, а иногда перенаселенность города «порождает» огромное количество треб в городских храмах, особенно в постовые или воскресно — праздничные дни. Священнику буквально некогда «передохнуть», подкрепить себя физически. И вот в такой обстановке батюшка начинает сокращать те или иные мотивы, псалмы и даже песнопения на его взгляд «менее важные». Создается «компромиссное» служение, вызывающее в душах верующих так называемую «дисгармонию» чувств или, попросту говоря, соблазн и подрыв веры в душе человека.

Дело в том, что сокращение чина того или иного таинства ведет прямо к оскудению благодати. Не самой ее «действенности», имеющейся в таинстве, а по силе ее перенесения на душу человека, тем более, если эта душа смущена или даже возмущена неверным служением (сокращением) чинопоследования. Тогда уже буквально исполняются слова Спасителя: «Горе тому, через кого соблазн приходит» (Мф. 18,7).

Особенно подвергаются сокращению следующие таинства: крещение, миропомазание, брак, елеосвящение и даже покаяние. Небрежение и произвол в некоторых храмах при совершении крещения доходит до того, что совсем не вычитываются или вычитываются с большими сокращениями молитвы запрещений, молитвы на освящение воды, псалом 31, молитвы на стрижение волос и прочее.

Миропомазание, совершающееся по святом крещении, делается городскими батюшками в большинстве случаев «с рекордной скоростью». Особенно вызывает иронии и улыбки у «кумовьев» и присутствующих — небрежное помазание миром частей тела со словами: печать дара Духа Святаго. Если же при этом учесть религиозный уровень родителей, восприемников, которые, может быть, первый раз в жизни присутствуют в храме, то симпатии их к таинству крещения и миропомазания, а в целом и ко всем церковным установлениям, явно будет сомнительной.

Не полным чином совершается таинство Брака, это замечательное, светлое и вместе радостное торжественное таинство. Тем более, что оно в большинстве случаев происходит при значительном стечении народа, которые случайно попадают в храм от времени до времени. И несомненно, что полное и светло — торжественное чинопоследование таинства Брака оставило бы в душе глубокий благодатный след.

К прискорбию с большим сокращением совершается и прекрасное по своей эмоции таинство Елеосвящения. Какое дивное содержание молитв, песнопений этого таинства! Сколько бодрости, свежести благодатной, надежды вселяют в душу больного человека (душой и телом) это святое таинство! Хотя оно по своей насыщенности молитв и песнопений является одним из сложных и продолжительных таинств (полное его исполнение требует не менее двух с половиной часов), тем не менее его сокращение просто немыслимо. В противном случае священник незаметно благодатно «обворует» сам себя, не сумеет испытать в своей душе тех высоких, лучезарных, святых чувств, которые дает человеку чинопоследование елеосвящения при условии правильного его исполнения. А какая жестокость — лишить этих чувств и благодатных переживаний больного человека, в данном случае того (или тех), над кем совершается это таинство.

Сокращается и чинопоследование таинства Покаяния. Особенно при большом стечении «говеющих» в постовые и праздничные дни. Тем более, если священник один служит и он же исповедует, тогда чин покаяния сводится до минимума. Одна «начальная молитва» и разрешительная формула: «прощаю и разрешаю». И что особенно возмутительно и даже кощунственно, это «прощаю и разрешаю» делается «огулом», то есть сразу над всей толпой кающихся. Вследствие этого верующие отходят неудовлетворенные и возмущенные, а иные и озлобленные.

3. Уставность при совершении обрядов

Если современная церковная практика идет по линии нарушения уставности Богослужения таинств, то что же говорить об обрядах? С какой легкой бездушностью в сердце совершается нарушение этой части церковных установлений.

Оканчивающий академию молодой батюшка заглянул к своему другу семинаристу. Последний уже служил на приходе несколько лет и имел солидный пастырский опыт.

«Что — то, братец, вера во мне пошатнулась, — дружески начал академик, — не посоветуешь ли, что мне делать?».

«Покориться обрядам!», — ответил, не обинуясь, старый друг. «Обряды?…, — протянул академик, как бы не ожидая такого ответа от друга. «А что ты думал? Это первая ступень смирения. Их исполнение породнит тебя со всеми христианами, не только теперешними, но и жившими тысячу лет назад. Нужно подчиниться общему, быть со всеми, как все, а не как один» (П. Иванов. Смирение во Христе. П., 1930, с. 61).

Молодой батюшка послушал своего опытного друга и стал на приходе особенно ревностно и тщательно исполнять церковные обряды. Вскоре он почувствовал, что великий мир вошел в его душу, и он искренне благодарил приятеля за добрый совет.

Действительно, спросите у всех верующих, не у гордецов, заявляющих: «я буду по — своему», а у смиренных, которые знают, что они живут всего пятьдесят лет («аще в силах осемьдесят»), а религия существует тысячелетия, — они вам скажут, какое блаженство и покой духа изливается на соучастников таинств и обрядов. Поэтому абсолютно необходимо, чтобы сердце преодолело ум. Это особая способность. Она открывается не сразу для тех особенно, у кого ум воспитан в непослушании.

Согласитесь, что живете вы здесь на земле в чужом доме, в котором уже задолго до вас принято соблюдение известных приличий. Сами вы пришли сюда неизвестно откуда на какие — нибудь 50–60 лет, пользуетесь всем чужим и уходите, неизвестно куда и неизвестно когда. И это путь добровольного подчинения себя всему церковному и даже обрядам. Он дает непременно известную полноту, умиренность, красоту и счастье.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пастырское богословие, т.3"

Книги похожие на "Пастырское богословие, т.3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора доц.архимандрит Тихон Агриков

доц.архимандрит Тихон Агриков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3"

Отзывы читателей о книге "Пастырское богословие, т.3", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.