» » » » Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3


Авторские права

Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3

Здесь можно скачать бесплатно "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Московская Духовная Академия, год 1967. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3
Рейтинг:
Название:
Пастырское богословие, т.3
Издательство:
Московская Духовная Академия
Жанр:
Год:
1967
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пастырское богословие, т.3"

Описание и краткое содержание "Пастырское богословие, т.3" читать бесплатно онлайн.








Независимо от тех или иных обвинений пастырю с чуткой совестью, воспитанному в духе церковной законности и дисциплины, тяжело бывает всякое нарушение древнего закона, не отмененного еще Церковью. Конечно, нельзя представлять дело так, что служение пастыря должно быть строго оформлено, и каждый шаг его соразмерен с законом. Пастырь — не техник, и пастырство — не геометрия. В пастырстве самое главное — порыв, вдохновение, при которых иногда важнее и полезнее бывает нарушить писаный закон, чем его исполнить.

Пастырское служение апостола Павла, который по собственному выражению, «для всех сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9, 22), дает нам достаточно примеров нарушения буквы закона для торжества духа. В момент истинного вдохновения и самоотвержения пастырь становится как бы «выше закона». Его вдохновение и самоотвержение как бы заменяют закон, как и учил апостол Павел: «Если вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5,18), «на таковых нет закона» (Рим. 13,10).

Но иное дело минуты пастырского вдохновения, иное дело — «нарушение закона по нужде» и совсем другое дело — постоянное игнорирование закона, находящегося в церковном законодательстве, не отмененного надлежащею церковной властью.

Кто же избавит нас от такого состояния? Только Вселенский Собор. Только Вселенский Собор может быть выразителем голоса всей Православной Церкви, водимой, освящаемой и укрепляемой Духом Божиим.

Таким образом, при нерушимости вечной стороны в Церкви Христовой, временная сторона ее требует уточнения, разъяснения, формирования. А до этого наши труженники — пастыри понесут свои высокие обязанности с молитвой в сердце, исполняя неуклонно и терпеливо свой долг во славу Божию, на пользу Святой Матери-Церкви и спасение ближних.

Отношение пастыря к внешнему миру

Согласно изложенному (Рим. 13) учению святого апостола Павла, власть — от Бога, цель власти — поддерживать добро и преграждать зло. Потребность власти вызывается самой природой одушевленных созданий и особенно разумных. История свидетельствует, что никогда не было на земле общества, которое обходилось без власти. Моменты безвластия, анархии, случавшиеся в жизни общества, обыкновенно несли с собой расстройство, разорение.

Цель и назначение государственной власти в общем совпадают с целью и назначением Церкви. Конечной своей целью Церковь также имеет борьбу со злом, ослабление зла и поддержку, умножение добра. Разница между устремлениями Церкви и государственной власти состоит лишь в том, что Церковь имеет в виду преимущественно духовную сторону человеческой жизни и среди многих своих задач ставит высшей задачей преображение человека, приготовление его к небесной жизни, хоть она не оставляет без внимания и земной стороны человеческого существования со всеми ее мирскими нуждами; государственная же власть ставит своей целью земное устроение и духовными запросами граждан занимается постольку, поскольку внимание к ним и удовлетворение их необходимы для достижения ее основной цели.

Сходные свои цели Церковь и государственная власть осуществляет каждая своими средствами (С. Булгаков. Два града, т. 2. М., 1911, с. 307). Преимущественные средства Церкви: молитва, слово назидания или обличения, благодатная помощь.

Преимущественные средства государственной власти: сила, меч, не исключающие, однако, и морального воздействия.

Есть более тонкое различие между Церковью и государством. В государстве личность отдельного гражданина в какой — то степени меркнет пред громадой народа: народу принадлежит будущее, а всякий отдельный гражданин представляет преходящую частицу целого, которая со своей смертью обычно отходит и, в сущности, в большинстве случаев, теряется.

В Церкви же является бесценной каждая человеческая личность, как носящая в себе образ Божий и предназначенная к вечной жизни. В государстве, прежде всего, — служение народу, а потом уже отдельным личностям; в Церкви же Божией прежде всего — спасение личностей, а в них и чрез них — спасение и всего народа.

Из сказанного видим, что общего у Церкви и государства много, разное же у них не таково, чтобы их совсем разделять или ставить в немирные отношения.

Церковь и государство — естественные союзники, объединенные единством цели. Государственная власть не может поэтому не дорожить Церковью, как воспитывающей, духовно культивирующей силой; Церковь, в свою очередь, не может не относиться положительно к государственной власти в осуществлении последнею ее высоких задач, как и не может в нужных случаях не пользоваться ее помощью и поддержкой. Практически Церковь выражает свое положительное отношение к власти своими постоянными молитвами за нее (1 Тим. 11,2).

Сказанным в достаточной степени определяется отношение пастыря к власти и ее носителям. Пастырь обязан признавать и исповедовать необходимость власти в человеческих обществах. По заповеди Апостола (1 Тим. 2,1–3), он должен и молиться за носителей власти.

Пастырь, однако, как Божий служитель, обязанный всегда защищать истину и содействовать добру, должен быть одинаково свободен как от ненужного противления власти, так и от приниженного раболепства пред нею.

В отношении власти пастырь должен помнить, что она есть «орган Божественного мироправления» (Проф. Н. Суворов. Учебник Церковного права, изд. 2. М., 1902, с. 462)., а отсюда и следует его отношение к ней.

Позиция Церкви к государству выражена в Декларации митрополита Сергия, заместителя местоблюстителя патриаршего престола, от 28 мая 1926 года (РПЦ, изд. Московской Патриархии, 1958, с. 10).

Что касается форм государственного управления, то они по существу не могут служить причиной расхождения между Церковью и государством. «Церковь, — говорит проф. Павлов, — имеет неизменное в своих основаниях устройство, тогда как устройство государств есть продукт истории; следовательно, Церковь не имеет никакой политической цели» (Проф. Павлов. Курс канонического права. ТСЛ, 1902, с. 491).

Об отношении Церкви к государству хорошо сказано и в Резолюции Конференции всех Церквей 1952 года:

«Мы верующие люди, — говорится в этой Резолюции, — участвуем в жизни страны, как в борьбе за мир, не только своим трудом и примерным исполнением гражданских обязанностей, но и своей верой в победу добра над злом, в конечном торжестве Правды и мира на земле. Эта вера является для нас источником усилий, постоянно направляемых на преодоление человеческого эгоизма, в котором коренятся распри, разъединяющие людей» (Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР. ТСЛ, 1952, с. 64).

Относительно выбора той или иной формы государственного управления следует сказать, что право выбора принадлежит абсолютно воле народа. Прекрасный пример для отношения Церкви к данному вопросу дан в Ветхом Завете: просьба евреев о поставлении им царя была противна и Господу и пророку Самуилу. Но так как воля народа была непреклонной, Господь сказал Самуилу: «Послушай голоса их и поставь им царя», и Самуил поставил (1 Цар. 8, 4–22; 10,1).

Пастырь должен быть отцом, другом для всех. Для него «несть еллин, ни иудей», для него не должно быть ни близких, ни чужих, для него все свои, и он для всех — свой. У пастыря царственная задача — всех примирять, объединять, за всех молиться и приводить в одну великую семью к Отцу Богу, Емуже слава и держава во веки.

Краткие пасторологические выводы к III — му курсу

Задачи и цели пастырства определяются его сущностью. Если пастырство обязано спасать, то и цели его и задачи исчерпываются не иначе как интересами вечности. В земном плане жизни пастырь имеет три основных обязанности: учить, священнодействовать и руководить.

Но на этом грандиозном пути пастырство неминуемо сталкивается с огненными искушениями. Как диавол однажды дерзнул искусить Пастыреначальника (Мф. 4,1–11), точно по таким же принципам он искушает и пастыря.

Победа в этой страшной борьбе одерживается пастырем не иначе, как на путях неизменной верности и любви к Богу Христу и Его Святой Церкви.

Глава I. Учительство пастыря — первая и насущная его обязанность. Эта заповедь Спасителя (Мф. 28,19) полагается в основу всей пастырской проповеди. Постигнуть тайну проповеди Спасителя, приблизиться к Его методам, научиться проповедовать просто, ясно, убедительно — задача всей жизни пастыря. Приблизиться словом до сердец великих грешников, вывести их на «пажить» светлого Евангельского пути — основная обязанность пастырского учительства.

Пастырь учит словом, делом и самым своим молчанием. Основное место его учительства — храм, а затем и везде.

Пренебрежение пастырем обязанности учительства (по любым мотивам) ставит его в положение «наемника», нерадящего о своих пасомых (Ин. 10,12).

Внутренне благодатная личная жизнь пастыря обуславливает неотразимую силу и действенность его проповедей. Субъективная сторона пастырского учительства прогрессируется за счет постоянно усиливающегося пастырского подвига, все нарастающей внутренней работы над собой, а также вследствие постоянного воздействия на пастырское сердце Божественной благодати.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пастырское богословие, т.3"

Книги похожие на "Пастырское богословие, т.3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора доц.архимандрит Тихон Агриков

доц.архимандрит Тихон Агриков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3"

Отзывы читателей о книге "Пастырское богословие, т.3", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.