Игумен Марк Лозинский - Отечник проповедника
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отечник проповедника"
Описание и краткое содержание "Отечник проповедника" читать бесплатно онлайн.
Памятозлобие
См. также: князь тьмы (диавол) № 322.
Память
703. О необходимости сберегать свою память от вредных понятий
Когда прибирают в доме, то стараются освободиться от предметов бесполезных, попусту занимающих место, которое можно занять чем-нибудь дельным и необходимым. Как было бы хорошо очищать таким же образом нашу память! Но, по несчастью, не от нас зависит выметать из нее ненужные и вредные понятия, потому-то следует быть чрезвычайно осторожным в выборе предметов, на которые обращаешь внимание. (Цветник духовный. Ч. 1. С. 120).
Пастырь
См. также: Пресвитер №№ 897, 902.
Патриотизм
704. Бесстрашие преподобного Иринарха при нашествии поляков
См. также: Бесстрашие; Родина
В 1609 году ляхи завладели Ростовом, ограбили храмы и раки ростовских чудотворцев и разорили все окрестные селения. Свирепый пан Микульский явился в Борисоглебский монастырь и, войдя к старцу Иринарху с другими панами, спросил, кого он признает за царя? "Я живу на Руси, — отвечал старец, — и признаю русского царя, а другого не знаю." Один из панов возразил ему: "Ты, старец, изменник нашему королю и Димитрия не приемлешь." Старец отвечал: "Да, не приемлю, и если вы меня за это убьете, с радостью приму смерть. А у Живого Бога есть меч, невидимо посекающий без крови." Подивились поляки его дерзновению и мудрости и оставили его в покое. Когда подошел Сапега с войсками к монастырю, все ожидали, что монастырь будет истреблен вместе с иноками. Преподобный Иринарх слезно молился Господу. Сапега пришел к старцу в келию. "Благослови, батько! Как терпишь ты эту муку в такой темнице?" — говорил подвижнику Сапега. "Для Бога терплю," — отвечал старец. "Он не хочет молиться ни за короля, ни за царя Димитрия," — сказали пришедшие с Сапегой. Старец повторил прежний свой ответ: "Я на Руси рожден и крещен, а потому и Богу молюсь за русского царя." Сапега сказал: "Правда в батьке велика, в какой земле жить, тому царю и прямить." Старец сказал Сапеге: "Возвратись, пан, в свою землю, полно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из России или опять придешь, уверяю тебя Богом, убьют тебя на Руси." Сапега призадумался и сказал: "Что бы подарить тебе? Такого батьку, столь бесстрашного перед нашим мечом, не видал я нигде!" — "Господь питает меня, — отвечал старец, — но как наставит тебя Бог, так и поступай." Сапега прислал пять рублей и строго запретил тревожить обитель. (Троицкий патерик. С. 127).
Пение церковное
705. О том, как нужно стоять и петь в храме
См. также: Храм.
Преподобный Памва раз по делу послал одного из учеников своих в город Александрию. Инок пробыл там пятнадцать дней и в это время часто посещал церковь святого Марка. Так как служба в ней очень ему понравилась, то он с сожалением оставил город и грустный возвратился домой. Памва заметил его грусть и с участием спросил: "Не случилось ли с тобой какого несчастья?" Инок отвечал: "В небрежении кончаем мы дни свои, отче! Видел я чин церковный и слышал, как поют в Александрии, и был в печали великой: почему мы не так поем?" Старец на это сказал ему: "Горе нам, чадо! Когда стоим пред Богом, то должно стоять в умилении, а не ухищряться в пении, не возвышать без ума голос, не трясти руками, не позволять себе всяких телодвижений. Необходимо нам со многим страхом и трепетом и со слезами умолять Бога и с умилением и воздыханием и благонравно, тихим и смиренным голосом Богу молитвы приносить." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 184).
Печаль спасительная
См. также: Покаяние № 770.
Писание Священное
См. также: Беседа душеспасительная № 14; Разбойник № 935; Слово Божие №№ 1018, 1023; Смиренномудрие № 1059.
706. Читая Священное Писание, нужно заботиться не о витиеватости слова, но в чистоте ума искать безыскусственную простоту слова
Авва Аммон Раифский говорил авве Сисою: "Когда я читаю Писание, то помысл внушает мне заботиться о витиеватом слове для состязаний." — "В этом нет пользы, — сказал ему старец, — но лучше в чистоте ума ищи для себя безыскусственную простоту слова." (Достопамятные сказания. С. 252, № 15).
707. Чтобы понимать Священное Писание, недостаточно читать толкования, но главное — нужно очищать сердце от пороков
Чтобы уяснить себе очень темный вопрос, авва Феодор в продолжение семи дней и ночей непрерывно молился, и Бог ему открыл, как решить этот вопрос. Когда братия удивлялись его познаниям и просили изъяснить некоторые места Священного Писания, то он сказал, что христианин, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не только чтением толкователей, но и очищением сердца от плотских пороков. Если эти пороки будут истреблены, то душевные очи беспрепятственно будут созерцать тайны Священного Писания. (Достопамятные сказания).
708. Проведя 70 недель в посте, старец не получил откровения от Бога о непонятном для него тексте Священного Писания; когда же он, смирившись, пошел к брату за советом, явился Ангел и изъяснил ему непонятный текст
См. также: Смирение
Поведали о некоем старце, который провел семьдесят недель в посте, употребляя пищу раз в неделю. Он просил у Бога, чтобы ему было открыто значение некоторого изречения в Священном Писании, но Бог не открывал ему. Видя это, старец сказал сам себе: "Вот! Я подъял немалый труд и ничего не успел. Пойду же к брату, спрошу у него." Когда он вышел из келии и запер за собой дверь, послан был к нему от Господа Ангел, который сказал ему: "Семьдесят недель, проведенные тобой в посте, не приблизили тебя к Богу, теперь же, когда ты смирился и вознамерился идти для разрешения вопроса к брату, я послан к тебе истолковать изречение." Исполнив это, Ангел отступил от него. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 515. № 137).
709. Чтец, искажавший слово Божие, был ввергнут в муку
См. также: Наказание.
Один из отцов рассказывал нам следующее: "Был в наше время брат по имени Иоанн, по прозванию Кипрянин. Человек он был начитанный и поставлен был чтецом. Когда он умер, то стал являться не во сне, а наяву, иноку Савве. Являлся же стоящим в дверях его келии нагим, обгорелым, как головня, просящим милости и прощения и вопиявшим: "Я за то предан мукам, что сопротивлялся и пререкал Закону и Писаниям." Видя в таком положении умершего, Савва, думая, что это прелесть бесовская, долго не говорил никому об этом явлении. Но умерший, являясь ему, стал грозить: "Если не расскажешь о моем грехе, то будешь истязан." Тогда Савва рассказал мне о явлении умершего. И когда мы размышляли о его жизни, то оба пришли к заключению, что, действительно, никто, только он один всегда сопротивлялся тому, что говорили ему от слова Божия и Божественных законов, и тому, что написано в них. И мы поняли, что он был мучим потому, что искажал слово Божие, в то время как от Писаний ничего нельзя отнять и к ним ничего нельзя приложить, так как они положены и уставлены Духом Святым. Ибо сказано: "Будет проклят тот, кто к ним приложит что или отнимет." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 923).
Пища
См. также: Праведник № 856; Рассудительность № 944.
710. Старцы вкушали мясо за обедом архиепископа лишь до тех пор, пока им не сказали, что они едят мясо
См. также: Бесстрастие
Однажды старцы пришли в Александрию, куда пригласил их архиепископ Феофил, чтобы в присутствии их совершить молитву и разрушить языческие храмы. Когда они вкушали пищу за одним столом с архиепископом, была подана телятина. Они ели, ничего не подозревая. Архиепископ, взяв кусок мяса, подал старцу, возлежавшему подле него, говоря: "Этот кусок хорош, кушай, авва." Старцы отвечали: "До сих пор мы думали, что едим овощи. Если же это мясо, то мяса мы не можем есть." И они не стали есть предложенной им мясной пищи. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 498. № 105).
711. Простая монашеская пища, приготовленная с молитвой, понравилась царю более, чем все изысканные царские кушанья
См. также: Простота; Слава человеческая
При императоре Феодосии Младшем близ Царьграда поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды император, проходя мимо его хижины, вздумал зайти к нему и постучал в дверь. Инок отворил и, не зная, кто его гость, принял императора за воина. Сотворив молитву, царь сел и повел беседу с иноком. "Как живут, — спросил он, — отцы египетские?" — "Слава Богу, — отвечал старец, — и молят о вашем спасении." А затем, в свою очередь, спросил: "Не хочешь ли съесть что-нибудь?" — "Хочу," — был ответ. Инок поставил хлеб, масло, соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: "Знаешь ли, кто я?" — "Бог тебя знает," — отвечал монах. "Я царь Феодосии." Инок поклонился ему. Царь продолжал: "О, как блаженны вы, иноки, свободные от суеты мирской! Вот я и рожден от царя, но поверь мне, за всю свою жизнь не вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким ныне вкусил у тебя." — "А знаешь ли, отчего это?" — спросил старец. "Отчего?" — "Оттого, что мы, монахи, с молитвой и благословением приготовляем пищу, потому сладким делается и худое брашно. У вас же много труда несут, изготовляя ее, но благословения не спрашивают, потому и вкусная пища становится невкусной." Свидание окончилось, но после того царь стал оказывать старцу особенное уважение. Последний же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 294).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отечник проповедника"
Книги похожие на "Отечник проповедника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игумен Марк Лозинский - Отечник проповедника"
Отзывы читателей о книге "Отечник проповедника", комментарии и мнения людей о произведении.























