Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Летопись моей музыкальной жизни"
Описание и краткое содержание "Летопись моей музыкальной жизни" читать бесплатно онлайн.
133
14. К.Н.Лядов умер 7/X1871 г.
134
15. См.: «С.-Петербургские ведомости» от 3/1 1869 г. Эта статья перепечатана в книге: Н.А.Римский-Корсаков. Музыкальные статьи и заметки. СПб., 1911. С. 3–15 и широко цитирована в работе Т.Ливановой «Критическая деятельность русских композиторов-классиков». М.: Музгиз, 1950. С. 82 и след.
135
16. Первое представление оперы Ц.А.Кюи «Ратклиф» состоялось 14/11 1869 г. в Мариинском театре.
136
17. См.: «С.-Петербургские ведомости» № 52 от 21 /1869 г. Статья перепечатана в книге: Н.А.Римский-Корсаков. Музыкальные статьи и заметки (с. 15–46) и в значительных выдержках цитируется Т.Ливановой в указ. работе, с. 86 и след. — см. прим. 15.
137
18. «О ней [любовной сцене] мы не задумаемся сказать, что такого любовного дуэта не бывало никогда ни в какой опере», — писал Н.А.Римский-Корсаков в своей рецензии.
138
19. Неточно. Концерт Бесплатной музыкальной школы под управлением М.А.Балакирева с Первой симфонией Шумана и Реквиемом Моцарта состоялся еще в предыдущем сезоне, а именно 18/111 1868 г. Последний концерт Бесплатной музыкальной школы под управлением М.А.Балакирева в сезоне 1868/69 г., 9/V 1869 г., включал в программу: увертюру «Леонора № 3» Бетховена, «Пляску смерти» Листа (исп. Г.Г.Кросс), «Те Deum» Берлиоза. Последний же концерт Русского музыкального общества под управлением М.А.Балакирева был 26/V 1869 г.
139
20. В образе музы Евтерпы М.П.Мусоргский вывел в своем «Райке» вел. кн. Елену Павловну, возглавлявшую Русское музыкальное общество в качестве президента.
140
21. Здесь в конце абзаца обозначены место и дата написания: «Rva. 24 июня 1906. Н.Р.-К.», а на полях сделана пометка: «Ле-то 1869 г.»
141
22. О своем пребывании летом 1869 г. в Тервайоки Н.А.Римский-Корсаков писал М.А.Балакиреву: «Напишу вам очень немного, потому что все еще глаза не позволяют, а постараюсь только сообщить кой-что о себе… Начал понемногу работать, конечно только еще не буду несколько времени писать. Все думаю о дуэте Ольги с Тучею [из „Псковитянки“], и, кажется, он теперь у меня выйдет совсем как следует; для конца его последней половины беру тему [приведена первая фраза протяжной народной песни „Уж ты поле мое, поле чистое“ из Сборника М.Балакирева 1866 г.]. Тональности ужасно вкус но подогнал; надеюсь, что в голосах выйдет красиво и вообще очень нолифонично, форма тоже кажется недурна, а со слова ми надеюсь справиться. Придумывается еще женский хорин Вероятно, буду продолжать оперу. Жду возможности начать все это изображать на бумаге. Занимаюсь также ломаньем пальцев над этюдами Черни; есть польза, которую сам вижу много гуляю и купаюсь» («Переписка М.А.Балакирева и Н.А.Римского-Корсакова» // «Музыкальный современник» 1916, № 7, с. 98).
142
23. В рукописи против этой фразы сделана на полях пометка: «Программа», но сама программа пяти концертов не выписана. Она приводится в очерке В.В.Стасова «Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы» (СПб., 1887), переизданном в собрании сочинений В.В.Стасова. СПб., 1906. Т. V. С. 397–399.
143
24. Ср. письмо А.П.Бородина от 16/X1869 г.: «„Садко“, в новой редакции, где исправлены многие промахи оркестровки и усовершенствованы прежние эффекты, — прелесть. Публика приняла пьесу восторженно, и Корсиньку вызвали —три раза» («Письма А.П.Бородина». Вып. С. 168).
144
25. Из переписки Н.А.Римского-Корсакова с П.И.Чайковским ясно, что последний также принимал участие в организации издания в фирме П.Юргенсона партитуры «Садко». Римский-Корсаков писал П.И.Чайковскому 29/1 1869 г.: «В настоящее время партитура уехала в Москву, но до печатания необходимо ее мне возвратить для пересмотра и выправки, там есть довольно много ошибок, ибо я писал ее прямо набело, даже без набросков. Когда она будет исправлена, то тотчас же ее пришлю вместе с 4-ручным переложением. Корректура все-таки должна быть присылаема ко мне: в случае каких-либо недоразумений при печатании самое лучшее, если Юргенсон будет обращаться к вам. А вам большое спасибо за ваше участие в этом деле» (см.: «Советская музыка», третий сборник статей. Музгиз, 1945. С. 122–123).
145
26. Подробнее об этом см.: А.Н.Римский-Корсаков. «Борис Годунов» М.П.Мусоргского // «Музыкальный современ ник», 1917, № 5–6, с. 108–167.
146
27. Сочинение коллективной оперы-балета «Млада» по предложению С.А.Гедеонова относится к зиме 1871/72 г. Таким образом, своим упоминанием об этой работе применительно к 1869 г. Н.А.Римский-Корсаков забегает значительно вперед. От постановки «Млады» руководство имп. театров вынуждено было отказаться из-за ее сложности и предстоящих чрезмерно больших затрат. Заготовленные композиторами материалы для «Млады» были использованы ими в других произведениях: Бородиным —для «Игоря», Римским-Корсаковым —для его собственной оперы-балета «Млада», а также для «Майской ночи», «Снегурочки» и струнного квартета, Мусоргским —для «Бориса Годунова» и «Сорочинской ярмарки», Кюи —для «Анджело». В качестве отдельных самостоятельных произведений впоследствии были изданы: «Финал» Бородина (в инструментовке Римского-Корсакова), «Ночь на Лысой горе» (в обработке Римского-Корсакова) и «Марш» Мусоргского, все первое действие «Млады» Кюи (см.: «А.П.Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи». СПб., 1889. С. 38–41, а также: «М.П.Мусоргский. Письма и документы». 1932. С. 211–213, 216, 499–503).
147
28. В Архиве Н.А.Римского-Корсакова сохранилось вступление к третьему действию «Млады» в фортепианном изложении. По музыке оно имеет некоторые общие черты с будущими операми —«Майской ночью» (Панночка) и «Снегурочкой» (блуждающие огни).
148
29. Здесь на полях рукописи пометка: «Ле-то 1870 г.»
149
30. Здесь же сделана пометка: «Rva sul lago dGarda, 14 июля 1906 г. Н.Р.-К.»
150
1. Здесь на полях рукописи проставлена дата: «Ле-то 1871 г.»
151
2. Далее в рукописи следовал абзац, выпущенный во всех предыдущих изданиях: «К тому времени семейные бури Лодыженского окончились. Он вступил в церковный брак с своей гражданской женой. В это ле-то у них родился сын Воин, и крестным папенькой был я».
152
3. Здесь в рукописи сделана пометка: «Rva, 15 июля [1906 г.]». В партитуре «Псковитянки», хранящейся в Центральной музыкальной библиотеке Государственных академических театров в С.-Петербурге, есть следующие данные о сроках оркестровки оперы: Вступление (лл. 9-22) — оркестровано 8 января 1872 г
Действие (лл. 23-100) — сцена 1, оркестровка окончена 3 июня 1871 г.; сцена 2 (песня «По малину, по смородину») оркестрована 24 февраля 1871 г.; сцена 3 (сказка про царевну Ладу), оркестрована 12 октября 1870 г.; сцена 4 (песня Тучи) оркестрована 25 февраля 1871 г.; сцена 5 (дуэт Ольги и Тучи) оркестрована 8 февраля 1871 г.; сцена 6 (Токмаков и Матута) оркестровка окончена 2 июня 1871 г.
Действие (сцена веча) (лл. 101–144), оркестровано от июля по 21 июля 1871 г.
Действие. Картина 1 (лл. 3-84). Вступление и сцена 1, оркестрованы 19 августа 1871 г.; сцена 2, автограф Н.Н.Пургольд (Р.-К); сцена 3, оркестрована 10 августа 1871 г.; картина 2 (лл. 35–65), оркестрована 2 сентября 1871 г.
Действие V (лл. 66-160). Вступление, автограф Н.Н.Пургольд (Р.-К). Картина 1, оркестрована 9/X 1871 г. Картина 2, оркестрована 3/X 1871 г. Заключительный хор, оркестрован октября 1871 г.
153
4. Симфоническая картина «Садко» была исполнена в концерте Русского музыкального общества 13/1871 г. под управлением Э.Ф.Направника.
154
5. В письме к матери (без даты, но с ее карандашной пометкой 15 июля 1871 г.) Н.АРимский-Корсаков писал по этому поводу: «Подумав несколько, я пришел к тому, что предложение для меня выгодно во многих отношениях: во-первых, в денежном, во-вторых, в том, что я буду занят делом, которое мне нравится и к которому я наиболее способен, в-третьих, это будет для меня хорошей практикой, в дирижерском деле в особенности, и, наконец, в том, что является возможность поставить себя окончательно на музыкальном поприще и развязаться со службою, которую продолжать долгое время не считаю делом вполне честным и благовидным. После всех сих соображений я дал консерватории согласие» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ).
155
6. А.Ф.Казбирюк окончил консерваторию в 1875 г. Отрывки из его экзаменационной кантаты исполнялись на публичном акте 26/V 1875 г. В «Музыкальном листке» № 25 за 1874–1875 гг. помещена весьма хвалебная рецензия об этих отрывках. В ней говорится также о Н.А.Римском-Корсакове: «Оба сочинения во всяком случае доказывают, что г. РимскийКорсаков ведет свой класс рационально и фактически оправдал возложенные на него надежды, представив двух подобных учеников (второй —Сычев), и что приглашение его в профессора консерватории была счастливая мысль г. Азанчевского».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись моей музыкальной жизни"
Книги похожие на "Летопись моей музыкальной жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни"
Отзывы читателей о книге "Летопись моей музыкальной жизни", комментарии и мнения людей о произведении.