Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Летопись моей музыкальной жизни"
Описание и краткое содержание "Летопись моей музыкальной жизни" читать бесплатно онлайн.
209
7. Здесь на полях рукописи сделана пометка: «NB фамилия». Римский-Корсаков ошибся: в этом концерте участвовала не Е.П.Кадмина, а М.Д.Каменская.
210
8. Хором из «Бахчисарайского фонтана» Н.А.РимскийКорсаков называет хор Ц.А.Кюи «Татарская песня» («Дарует небо человеку», ор. 4). Кроме произведений, перечисленных в автографе, в программу концерта входили еще романсы Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и М.А.Балакирева и пьесы для фортепиано соло. Хор из «Князя Игоря» исполнялся в первый раз.
211
9. См. рецензию, подписанную буквой «Б», в «Музыкальном листке» за 1875–1876 гг., № 21.
212
10. Здесь в тексте рукописи на полях стоит пометка: «Лядов и Дютш».
213
11. Здесь на полях рукописи сделана пометка: «Русский концерт».
214
12. Здесь на полях рукописи помечено: «Сборник Филиппова».
215
13. Здесь на полях рукописи пометка: «Сборник русск. песен Р.-К.»
216
14. Н.А.Римский-Корсаков работал над собственным сборником народных песен (изданным в 1877 г. В.Бесселем) начиная с 1875 г. Предисловие датировано ноябрем 1877 г. По поводу этих работ Римского-Корсакова над русской народной песней М.П.Мусоргский писал ему: «Пребольшое мне утешение ваша задача, друг, передать русским людям и иным русскую песню. — Благословенная, историческая заслуга. Ведь пропасть она бы могла, родная, стеряться вовсе; а когда подумаешь, что умелый русский взялся за такое святое дело, так радуешься и утешение нисходит. Не забудьте, что при участии науки сближение народностей есть аксиома, и взаимное познаванье тоже аксиома. В цивилизованной семье народов голые немыслимы —надо быть одетым. Если каждый принесет ниточку на эту необходимую одежду, спасибо ему; а вы, друг, целый настоящий костюм тащите» (письмо от 15–16 мая 1876 г. См.: «М.П.Мусоргский. Письма и документы». С. 348; «М.П.Мусоргский. Избранные письма». С. 157–158). В.В.Стасов с обычной своей готовностью помогал Н.А.Римскому-Корсакову в собирании материалов для этой работы, как это видно из его письма к композитору от 17 июля 1876 г.: «Господин адмирал, если будете как-нибудь в городе, извольте зайти ко мне в библиотеку; во-первых, я могу отдать вам снова Рыбникова, Якушкина и что еще там у вас было; а во-вторых, и это главное, у меня теперь припасено для вас первое издание Прача (от одного любителя и собирателя библиографических редкостей); в этом издании, необыкновенно редком, есть, говорят, песни, не вошедшие во второе издание, то, что у вас гостит» (см.: «Русская мысль», 1910, кн. V, с. 170).
217
15. Здесь на полях рукописи пометка: «Солнечный языческий культ».
218
16. В письме от 17/V1876 г. В.В.Стасов писал Н.А.Римскому-Корсакову: «Балакирев на днях сказал Людмиле [Л.И.Шестаковой]… что с величайшим восхищением и анергией работает над „Тамарой“ и надеется ей скоро все сыграть. Но из нас ровно никого не хочет видеть, а то с ним будут говорить про музыку, чего он ни за что не хочет. Впрочем, обо всем справляется с интересом» («Русская мысль», 1910, кн. V, с. 170).
219
17. Илья Федорович Тюменев (1855–1927) был первым частным учеником Римского-Корсакова. В дальнейшем он неоднократно предлагал своему учителю сочиненные для него оперные сценарии и либретто на разнообразные сюжеты. Как видно из «Летописи» (см. гл. XXV, XXV и XXV), РимскийКорсаков в двух случаях действительно обратился к сотрудничеству Тюменева в качестве либреттиста. И.Ф.Тюменев оставил после себя рукопись «Отрывки из воспоминаний о Н.А.Римском-Корсакове», в текст которой им полностью внесены многочисленные письма Николая Андреевича. Эта рукопись, так же как и обширные дневники И.Ф.Тюменева и его проекты опер, были переданы его сыном академиком А.И.Тюменевым в Отдел рукописей РНБ. «Воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове» напечатаны в книге: «Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Исследования, материалы, письма». Т. И, М.: Изд. АН СССР, 1953.
220
18. Здесь стоит пометка: «Ялта 25 июля 1893 г.» —место и дата написания.
221
19. Извещение об этом конкурсе напечатано в «Музыкальном листке» В.В.Бесселя от 28/V 1876 г., № 22, с. 350–351, причем крайним сроком представления пьес было назначено 15 сентября того же года, а сроком постановления конкурсной комиссии —1/X1876 г.
222
20. К этому же времени относится, по-видимому, намерение Н.А.Римского-Корсакова писать большую кантату для соло, хора и оркестра под названием «Александр Невский» на текст, заимствованный из стихотворения Л.А.Мея. Сохранившееся в архиве Римского-Корсакова полное либретто этой пьесы, написанное рукой Римского-Корсакова и датированное «2 окт. 1876 г., Питер», сопровождается тщательно разработанным планом (17 номеров с квартетами, дуэтами, трио, ариями и речитативами для сопрано, альта, тенора и баса)Чрезвычайно характерным является для творчества Римского-Корсакова 70-х гг., что номера 1-й и 17-й предполагавшейся кантаты намечались как хоры с двойными фугами.
223
21. Секстет ля-мажор для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей был послан на конкурс под девизом «Гармония». Рукописные партии с этим девизом хранятся в собрании нот В.Н.Римского-Корсакова. Посмертное издание Секстета под редакцией М.О.Штейнберга вышло в 1912 г. Квинтет си-бемоль-мажор для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота был издан посмертно у М.П.Беляева (Лейпциг, 1911). Автограф партитуры не сохранился.
224
22. Здесь в тексте проставлено: «26 июля Ялта Н.Р.-К.» —дата и место написания (1893 г.), а на полях сделана пометка: «1876-77 год. Балакирев».
225
23. Здесь на полях рукописи отмечено: «Редакция партитур Глинки».
226
24. В общей сложности эта работа продолжалась не менее четырех лет. Предисловие к печатной партитуре «Руслана» датировано 1878 г., издание партитуры «Ивана Сусанина», как видно из даты на титульном листе, относится к 1881 г. В переписке М.АБалакирева и Н.А.Римского-Корсакова можно найти многие строки, посвященные этой работе (см.: «Музыкальный современник», 1916, № 1–3).
227
25. Как известно, издательство «М.П.Беляев, Лейпциг» выпустило к столетию со дня рождения М.И.Глинки новое издание его партитур под редакцией Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Глазунова.
228
26. Здесь на полях рукописи стоит пометка: «Переработка Псковитянки».
229
27. Здесь в тексте проставлены дата и место написания: «28 июля Ялта» [1893 г.].
230
28. Материалы для этой песни в плане «Псковитянки» сохранились в архиве Н.А.Римского-Корсакова. Они датированы весной 1877 г.
231
29. В.В.Стасов в письме к П.И.Чайковскому от 27/V 1877 г. сообщает: «По словам Балакирева и Бородина, Римский-Корсаков сочинил теперь очень много превосходных вещей… Римлянин просил меня не настаивать теперь, чтобы он показал мне все эти вещи, и сказал, что очень, очень скоро покажет мне все разом, потому что все-таки еще то и се подправляет» («Русская мыСль», 1909, кн., с. 125).
232
30. Здесь в тексте проставлена дата написания: «30 июля [1893 г.] Н.Р.-К.»
233
31. Черновик заявления на имя К.К.Кистера сохранился в бумагах Н.А.Римского-Корсакова. В этом заявлении перечисляются главные изменения и дополнения, внесенные в «Псковитянку».
234
1. Автограф (карандашом) партитуры Вариаций для гобоя с духовым оркестром датирован 28 января 1878 г., хранится в собрании Н.Н.Штейнберг. В первый раз Вариации исполнялись в Кронштадте 16 марта 1878 г. солистом унтер-офицером Ранишевским. Впервые напечатаны в 25-м томе Полного собрания сочинений Н.А.Римского-Корсакова (М.-Л.: Музгиз, 1950).
На автографе партитуры Концерта для тромбона с духовым оркестром, до 1941 г. хранившейся в библиотеке Государственной академической капеллы в Ленинграде, имелась дата —1878 г. Концерт исполнен в первый раз в Кронштадте, вместе с Вариациями для гобоя, солистом рядовым Леоновым. Пар титура впервые напечатана в том же 25-м томе Полного собрания сочинений Н.А.Римского-Корсакова.
235
2. Здесь на полях пометка: «3 концерта Беспл. м. Шк.»
236
3. Ср. письмо М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 8/Х 1876 г., из которого очевидно близкое участие Милия Алексеевича в составлении программ концертов Бесплатной музыкальной школы в сезоне 1876/77 г. В частности, М.А.Балакирев не советовал включать в программу «Манфреда» Шумана, считая, что помещение зала Городской думы не допускает необходимого для некоторых номеров размещения хора и инструментов за кулисами (см.: «Музыкальный современник», 1916, № 1, с. 86). '
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись моей музыкальной жизни"
Книги похожие на "Летопись моей музыкальной жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни"
Отзывы читателей о книге "Летопись моей музыкальной жизни", комментарии и мнения людей о произведении.