Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Летопись моей музыкальной жизни"
Описание и краткое содержание "Летопись моей музыкальной жизни" читать бесплатно онлайн.
156
1. Квартира № 4 в доме № 11 по ул. Пантелеймоновской.
157
2. О том, как расценивал это совместное житье М.П.Мусоргский, можно судить по сделанной им краткой надписи на своей фотографической карточке, подаренной Н.А.РимскомуКорсакову: «Про наше совместное житье-бытье да будет добром помянуто, другу Мусоргский» (хранится в архиве Н.А.Римского-Корсакова в НИТИМ в С.-Петербурге). О взаимной пользе совместной жизни для творчества обоих композиторов писал и Бородин в письме к Е.С.Бородиной от 24–25 октября 1871 г.: «…Модинька с Корсинькой, с тех пор как живут в одной комнате, сильно развились оба. Оба они диаметрально противоположны по музыкальным достоинствам и приемам; один как бы служит дополнением другому. Влияние их друг на друга вышло крайне полезное. Модест усовершенствовал речитативную и декламационную сторону у Корсиньки; этот, в свою очередь, уничтожил стремление Модеста к корявому оригинальничанию, сгладил все шероховатости гармонии, вычурность оркестровки, нелогичность построения музыкальных форм, — словом, сделал вещи Модеста несравненно музыкальнее» (см.: «Письма А.П.Бородина». Вып. М. 1927–1928. С. 313).
158
3. В.А.Римский-Корсаков скончался 4/X1871 г. Николай Андреевич прибыл в Пизу 12/24 ноября 1871 г. В письме из Пизы, на следующий день по приезде, он писал Н.Н.Пургольд: «Придя в последний день от вас домой, я расстроился так, что себя не помнил, и почти в состоянии лихорадки написал вам, и теперь мне письмо это представляется в какомто тумане, но одно скажу, что не отрекаюсь ни от одного слова из этого письма. На другой день я уехал из Петербурга с крайне болезненным чувством; разумеется, с усталостью и дорожными впечатлениями это чувство до некоторой степени улеглось. Я думаю много о вас всю дорогу… а когда по дорОГе случалось видеть что хорошее, всегда хотелось посмотреть на это вместе» (Семейный архив. Письмо частично опубликовано в работе А.Н.Римского-Корсакова «Н.А.Римский-Корсаков Жизнь и творчество». Вып. С. 102). Римский-Корсаков выехал из Пизы, получив из Рима разрешение на перевоз тела Воина Андреевича по железной дороге, 29 ноября 1871 г.
159
4. Первое представление оперы А.Н.Серова «Вражья сила» состоялось 19/V 1871 г. в Мариинском театре.
160
5. Первое представление оперы А.С.Даргомыжского «Каменный гость» состоялось 16/11 1872 г. в Мариинском театре. История предварительных переговоров с дирекцией императорских театров об этой постановке и улаживания претензий со стороны наследника А.С.Даргомыжского изложена а письме В.В.Стасова к Н.А.Римскому-Корсакову от 23/V1870 г. (см.: «Русская мысль», 1910, кн. V, с. 177 и след.). См. также письмо М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 23/V1870 г. (М.П.Мусоргский. Письма и документы. С. 176–178, и М.П.Мусоргский. Избранные письма. С. 65–67), письма М.А.Балакирева к Н.Г.Рубинштейну («Советская музыка», 1934, № 12, с. 55–56).
161
6. Концерты Бесплатной музыкальной школы состоялись: 20/X, 18/X1871 г., 12/1 и 3/V 1872 г.
162
7. Концерт М.А.Балакирева в Нижнем Новгороде, неправильно отнесенный Римским-Корсаковым к весне 1872 г., состоялся летом 1870 г. Об этом концерте А.П.Бородин писал жене: «Милий был мне очень рад. Дела его очень плохи: так плохи, что, может быть, нынешний сезон он концертной серии и не даст. Нижний Новгород, по выражению Милия, был для него Седаном» (см.: «Письма А.П.Бородина». Вып. С. 234).
163
8. Отдаление М.А.Балакирева началось еще весной 1871 г. В письме к Н.А.Римскому-Корсакову от 17/V 1871 г. В.В.Стасов писал: «Нет, это совсем другой человек, передо мной был вчера какой-то гроб, а не прежний, живой, энергичный М.А.» (см.: «Русская мысль», 1910, кн. V, с. 184). Ср. также письмо Бородина к жене от 24–25/Х 1871 г. (см.: «Письма А.П.Бородина». Вып. С. 311–313). К истории отчуждения Балакирева от кружка и музыкальной жизни см.: А.Н.Римский-Корсаков. Два Балакирева // «Музыкальная летопись». Сб. Л., 1926), а также его книгу «Н.А.Римский-Корсаков. Жизнь и творчество». Вып., гл. третья —«История одной дружбы».
164
9. Вслед за этими словами стоит дата написания: «Rva. 25 июля 1906 г. Н.Р.-К.» Здесь же на полях сделана пометка: «Ле-то 1872 г.»
165
10. Здесь на полях рукописи стоит пометка: «1872-73 г.» Н.А. и Н.Н.Римские-Корсаковы поселились на Шпалерной улице в д. № 6, где в том же году в меблированных комнатах жил М.П.Мусоргский.
166
11. За полтора месяца (с 1/1 по 15/11) состоялось десять спектаклей.
167
12. Статьи о «Псковитянке» появились в 1873 г.: в «С.-Петербургских ведомостях» № 9 — статья Ц.А.Кюи (перепечатана в сборнике «Ц.А.Кюи. Избранные статьи». Л., 1952. С. 215) и под псевдонимом М (из Одессы) — «Три русские оперы»; статьи Г.А.Лароша в «Московских ведомостях» (№ 25 и № 28) и в «Русском мире»; анонимная статья в «Петербургском листке» № 5; за подписью В.В. в «Музыкальном листке» (№ 16 и № 17) за 1872–1873 гг.
168
13. Первое представление сцен из «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского состоялось 5/1873 г. в бенефис Г.П.Кондратьева. Поставлены были не две, а три сцены: две польские и сцена в корчме. См. статью Ц.А.Кюи «Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского „Борис Годунов“. Нечто о будущем русской оперы» в «С.-Петербургских ведомостях» № 40; перепечатана в сборнике «Ц.А.Кюи. Избранные статьи». С. 225.
169
14. Начало предварительных работ над «Хованщиной» Мусоргского относится к половине 1872 г. «Песня раскольницы Марфы» вышла из печати в ноябре 1873 г. (см. «Музыкальный листок», 1873–1874 гг., № 6, Объявления).
170
15. Приказ о назначении Н.А.Римского-Корсакова инспектором музыкантских хоров морского ведомства, датированный 8/V 1873 г., напечатан в официальном отделе «Морского сборника» № 6 за 1873 г. Инспекторская деятельность Н.А.Римского-Корсакова может быть прослежена по «Кронштадтскому вестнику» 70-80-х гг.
171
16. Здесь сделана пометка: «Ялта 20 июня 93», а на полях: «Ле-то 1873 г.»
172
17. Об этих занятиях, затянувшихся, по-видимому, Не сколько долее, чем об этом пишет Н.А.Римский-Корсаков А.П.Бородин писал Л.И.Кармалиной 15/V 1875 г.: «Корсинька возится с Бесплатною школой, пишет всякие контрапункты, учится и учит всяким хитростям музыкальным. Пишет курс инструментовки —феноменальный, котором}' подобия нет и никогда не было» («Письма А.П.Бородина». Вып. М. Музгиз, 1936. С. 89). До Великой Отечественной войны в Семейном архиве Римских-Корсаковых хранилась оставшаяся от этого периода изучения духовых инструментов толстая (свыше ста листов) переплетенная тетрадь большого формата, сплошь исписанная Римским-Корсаковым. Судя по характеру почерка, записи относились к началу 70-х гг., а частью и к несколько более позднему времени. Тетрадь, называвшаяся «Введение в инструментовку», была начата с обоих концов и содержала подробное изложение основ музыкальной акустики, чередовавшееся с очерками, посвященными отдельным деревянным и медным инструментам, с тщательно выполненными рисунками самих инструментов, описаниями, таблицами и проч. Переданная для временного хранения в библиотеку Ленинградской консерватории в связи с докладом Г.М.Римского-Корсакова на кафедре инструментовки, тетрадь эта и во время войны оставалась в архиве консерватории, но до настоящего времени не разыскана. Схематическое содержание этого сочинения изложено во выпуске «Воспоминаний» В.В.Ястребцева (Пг., 1917. С. 182–188).'
173
18. Римские-Корсаковы поселились в д. № 25, кв. 9.
174
19. Здесь на полях автографа пометка: «Оркестровый класс в консерватории».
175
20. По отчету Русского музыкального общества и консерватории за 1875/76 учебный год, классом оркестровой игры уже руководил К.Ю.Давыдов.
176
21. М.И.Глинка умер 3 февраля 1857 г.
177
1. Здесь на полях рукописи: «NB. Программа».
178
2. Кроме названных здесь произведений, в программ) входили: «Арагонская хота» Глинки, «Финская фантазия» и три посмертных хора из волшебно-комической оперы «Рогдана» Даргомыжского. Третий из них, инструментованный Н.А.Римским-Корсаковым, исполнялся в первый раз. Кроме этих произведений, были исполнены романсы Даргомыжского, Чайковского, Балакирева, Соловьева и ария из оперы О.И.Дютша «Кроатка».
179
3. Письмо это не сохранилось. Ответ на него РимскогоКорсакова напечатан в его переписке с М.А.Балакиревым (см.: «Музыкальный современник», 1916, № 1, с. 83).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись моей музыкальной жизни"
Книги похожие на "Летопись моей музыкальной жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни"
Отзывы читателей о книге "Летопись моей музыкальной жизни", комментарии и мнения людей о произведении.