Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Летопись моей музыкальной жизни"
Описание и краткое содержание "Летопись моей музыкальной жизни" читать бесплатно онлайн.
270
16. Второй концерт, данный от имени Филармонического общества, состоялся 9 апреля 1879 г.
271
17. Первые исполнения симфонических произведений Н.А.Римского-Корсакова в Москве относятся еще к 1868 г., когда дважды —в симфоническом собрании Русского музыкального общества и в концерте, состоявшемся в Большом театре в пользу голодающих, — была исполнена «Фантазия на сербские темы» (см. рецензию П.И.Чайковского «По поводу Сербской фантазии г. Римского-Корсакова» // «Современная летопись», 1868, № 8: перепечатана в сб. «Музыкальные фельетоны и заметки П.И.Чайковского». М.: П.Юргенсон, 1898. С. 1–4 и в кн. «П.Чайковский. Полное собрание сочинений», т. «Литературные произведения и переписка», М., 1953. С. 25–27) и к 1869 г., когда в концерте Русского музыкального общества была исполнена симфоническая картина «Садко». По поводу последней В.Ф.Одоевский в своем дневнике заметил: «„Садко“ Корсакова —чудная вещь, полная фантазии, оригинально оркестрованная. Если Корсаков не остановится на пути, то будет огромный талант» (см.: «Литературное наследство», кн. 22–24. М., 1935. Дневник В.Ф.Одоевского).
Третья симфония Н.А.Римского-Корсакова, ор. 32, до-мажор, была исполнена в Москве впервые в пятом симфоническом собрании Русского музыкального общества 20/X1874 г. под управлением Н.Г.Рубинштейна. См. отчет П.И.Чайковского в газете «Русские ведомости» 1875, № 2 от 3/1 (перепечатан в сб. «Музыкальные фельетоны и заметки П.И.Чайковского», с. 240–241 и в кн. «П.Чайковский. Полное собрание сочинений», т. «Литературные произведения и переписка». С. 227229).
272
18. См.: «Русские ведомости», 1875, № 2; «Музыкальные фельетоны и заметки П.И.Чайковского», с. 240; «П.Чайковский. Полное собрание сочинений», т. «Литературные произведения и переписка». С. 228.
273
19. «Я написал или, лучше сказать, возобновил имевшийся у меня хор на тему и текст „Славы“», — писал Н.А.РимскийКорсаков С.Н.Кругликову 30/1880 г. (РНБ). «Слава», подблюдная песня для хора и оркестра, ор. 21. СПб.: А.Битнер. Год сочинения указан: на партитуре —1880, а на переложении —1879.
Для сценического представления «Гений России и Истории» Э.Ф.Направником был написан «Торжественный марш», ор. 33. К тому же времени и, видимо, по тому же поводу им написана еще «Торжественная кантата» для хора и оркестра, ор. 34, датированная 19/11 1880 г.
Всего предполагалось 12 номеров. Участие в выполнении коллективной задачи должны были принять: А.Г.Рубинштейн, К.Ю.Давыдов, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Э.Ф.Направник, Н.Ф.Соловьев, К.П.Галлер и М.М.Иванов.
274
20. Марш князей в «Младе» имел трио, написанное М.П.Мусоргским на тему Н.А.Римского-Корсакова (тема языческого бракосочетания), использованную Римским-Корсаковым в 1875 г. в Andante его квартета фа-мажор.
275
21. На автографе партитуры последней части квартета, озаглавленной «В монастыре», значится: «9 сентября 1879 г. Лигово. Переделано 29 сентября. С.-Петербург». Здесь Римский-Корсаков разработал тему, примененную им позднее опере «Садко» для характеристики «Старчища могуч-богатыря». Подлинная партитура и выписанные чужой рукой голоса с авторскими пометками хранятся в Рукописном отделе биб лиотеки С.-Петербургской консерватории. В Архиве Н.А.Римского-Корсакова в РЫБ имеется переложение этой пьесы для фортепиано в четыре руки под названием «В церкви».
276
22. Ле-то 1879 г. А.П.Бородин провел в селе Давыдове Владимирской губернии.
277
23. Ср. письмо А.П.Бородина к Н.А.Римскому-Корсакову от 4/V1879 г., начинающееся словами: «Не знаю, как благодарить Вас за хлопоты о моем Игоре» («Письма А.П.Бородина». Вып. С. 66). Ср. также: В.В.Стасов. Н.А.РимскийКорсаков. П., 1890. С. 24; очерк В.В.Стасова издан также в его сб. «Статьи об Н.А.Римском-Корсакове». Музгиз, 1953. С. 7; и письмо Н.А.Римского-Корсакова к А.П.Бородину от 10/VH1879 г. («Русская музыкальная газета», 1909, № 22–23).
278
24. В Тульской губернии Бородины жили только летом 1881 г.
279
1. В письме к С.Н.Кругликову от 15/X1879 г. Н.А.Римский-Корсаков сообщает: «Сегодня была первая оркестровая (общая) репетиция „Майской ночи“. Надо отдать справедливость —все артисты и Направник стараются и весьма любезны; чем это вызвано —не знаю; опера моя им несколько нравится» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ).
280
2. И.Ф.Тюменев в своих «Воспоминаниях о Н.А.РимскомКорсакове» дает подробное описание первого представления «Майской ночи» в Мариинском театре. См.: «Музыкальное наследство». Римский-Корсаков. АН СССР. М., 1954. Т. П. С. 189–193.
281
3. Концерты Бесплатной музыкальной школы состоялись: 13 и 27/X1879 г., 15/1 и 12/11 1880 г.
282
4. В автографе Римским-Корсаковым ошибочно указана. «8-я симфония»; на самом деле исполнялась шестая симфония Бетховена.
283
5. Здесь на полях рукописи пометка карандашом: «Поездка на юг».
284
6. Поездка Д.М.Леоновой и М.П.Мусоргского состоялась не в 1880, а в 1879 г.
285
7. Упоминаемые Римским-Корсаковым две пьесы для фортепиано М.П.Мусоргского, написанные им под впечатлением природы Южного Крыма, были изданы при жизни автора фирмой М.И.Бернарда; переизданы после смерти автора фирмой П.Юргенсона в числе шести фортепианных пьес Мусоргского и вошли в Полное собрание сочинений М.Мусоргского, т. V. Фортепианные сочинения. М.-Л.: Музгиз, 1939.
О репертуаре М.П.Мусоргского во время его поездки с Д.МЛеоновой см.: «Афиши концертного турне Леоновой и Мусоргского» // Сб. «М.П.Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти. Статьи и материалы». М., 1932. С. 315–321, Приложение 1.
286
8. Концерт, в котором исполнялись названные сочинения, состоялся 26/V 1880 г. в Большом театре.
287
9. Первые наброски «Снегурочки» (финальный хор, монолог Мизгиря «На теплом синем море», «Весна красна», заклинания и хор цветов) датированы 27, 28 и 29 февраля 1880 г. Подробнейшие даты сочинения отдельных частей «Снегурочки» содержатся в кн. В.В.Ястребцева «Мои воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове». Вып. С. 171–178.
288
10. Осенью 1880 г. Н.А.Римский-Корсаков вторично обратился к А.Н.Островскому, представив на его суд собственное либретто оперы. В письме к Римскому-Корсакову А.Н.Островский говорит, что «либретто составлено очень хорошо. Я нашел весьма немного стихов, которые, по моему мнению, требуют исправления» («Островский и русские композиторы». М.: Искусство, 1937. С. 179). По поводу этих замечаний А.Н.Островского Николай Андреевич 16/X1880 г. писал С.Н.Кругликову: «Все поправки гак незначительны, что я нахожусь в великом удовольствии: ничего переделывать не придется» (там же, с. 181). В одну из следующих поездок в Москву Римский-Корсаков показывал отрывки из «Снегурочки» А.Н.Островскому. Об отзыве последнего можно судить по письму С.Н.Кругликова к Н.А.Римскому-Корсакову от 30/X1880 г.: «Я заезжал к нему [Островскому] на праздниках, и он за все полчаса, какие я у него просидел, только и говорил, что про Вашу оперу. Вот его подлинные слова: „Музыка Корсако ва к моей Снегурочке удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки“» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ).
289
11. Первый урок А.К.Глазунова с Римским-Корсаковым состоялся 23/X1879 г. («Переписка М.А.Балакирева и Н.А.Римского-Корсакова» // «Музыкальный современник», 1916, № 2, с. 44–45; В.М.Беляев. Глазунов. Пгю, 1922. Т. 1 С. 30).
290
12. В дальнейшем изложении Н.А.Римский-Корсаков не возвращается к этой теме.
291
1. В Семейном архиве Римских-Корсаковых хранится рукопись большого стихотворения Н.А.Римского-Корсакова, в котором юмористически описывается переезд в Стелёво и летнее пребывание там.
292
2. 8 июля написана также третья песня Леля.
293
3. В письме к С.Н.Кругликову от 21/V1880 г. Н.А.Римский-Корсаков писал: «Я всю свою „Сказку“ набросал в партитуре; остается отделать, т. е. добавить там и сям кое-что в tutt. Инструментовал начерно две части своего русского квартета, переделываемого в симфониетту… а сверх того еще что-то написал, — пока не скажу что, а скоро, впрочем, вам проболтаюсь. Большое дело затеял». Римский-Корсаков имеет в вид)' «Снегурочку» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись моей музыкальной жизни"
Книги похожие на "Летопись моей музыкальной жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни"
Отзывы читателей о книге "Летопись моей музыкальной жизни", комментарии и мнения людей о произведении.