» » » » С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом


Авторские права

С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом

Здесь можно купить и скачать "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, ВКТ, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Рейтинг:
Название:
Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055278-8, 978-5-271-21677-0, 978-5-226-00984-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Описание и краткое содержание "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать бесплатно онлайн.



Когда древняя Москва располагалась на северных берегах реки Москвы, с южной стороны речной долины лежали леса с множеством мелких селений. Земли эти, девять веков назад принадлежавшие вятичам, постепенно вошли в состав Московского княжества. Большая часть их была объединена в XIX веке в Зюзинскую волость.

Автор книги, профессиональный литератор и журналист, скрупулезно исследуя в архивах историю этой волости, занимавшей территорию между современными Кунцевом и Братеевом, сумела показать яркую, непрерывную во времени картину развития региона, селений, их владельцев и крестьянских родов, составивших коренную часть населения села Зюзина.

Книга, исполненная в жанре документальной эпопеи, охватывает период от курганных времен вплоть до 1960 г., когда земли бывших подмосковных волостей вошли в черту столицы.






Тем временем подрастал родившийся 10 марта 1629 г. царевич Алексей Михайлович. Был в те времена обычай, что царские дети после рождения находились на попечении мамки и других женщин, а с пяти лет переходили на руки дядьки «для бережения и научения». Это была боярская должность, на нее или назначали боярина, или переводили в боярский сан нужного человека.

Дядькой царевича Алексея Михайловича стал Борис Иванович Морозов, еще будучи стольником. В феврале 1633 г., как записано в Дворцовых разрядах, когда государь «пошел к Троице в Сергиев монастырь», с ним был и малолетний царевич князь Алексей Михайлович, которого сопровождал дядька Борис Иванович Морозов[334]. Заботливый, энергичный, ответственный стольник, бывший всегда рядом, сумел показать себя, и 6 января 1634 г. его произвели в бояре одновременно с официальным назначением в дядьки. Стольник Глеб Иванович Морозов тем временем исполнял свои служебные обязанности: носил пить государю при встречах послов, сидел в золотых нарядах на положенном месте в государевой палате при гонцах и послах.

Царевичу Ивану Михайловичу, который родился в июне 1633 г., тоже нужен был дядька. И самым достойным ближним человеком оказался именно Глеб Морозов, который, как и прежде, часто помогал брату в его обязанностях. А Борис Иванович, приобретая наряды, игрушки и разные потешки для царевича Алексея, нередко учитывал и потребности подрастающего царевича Ивана. В 1637 г. 25 декабря, на Рождество Христово, пожаловал государь из стольников в бояре Глеба Ивановича Морозова одновременно с назначением в дядьки царевичу Ивану Михайловичу[335].

Но обязанности дядьки боярин Глеб Иванович Морозов исполнял недолго. Иван был болезненным ребенком, и в феврале 1639 г. его не стало.

Когда царь уходил из Кремлевского дворца в какой-либо поход, даже небольшой, он обязательно оставлял на Москве вместо себя важного сановника. В июле 1640 г. государь ходил к Спасу на Новое погребать дядю своего боярина Ивана Никитича Романова, а на Москве были оставлены «боярин Глеб Иванович Морозов да окольничий Ф.Ф. Волконской» (кстати, сосед Морозова по подмосковной даче: владелец сельца Изютина, через двести лет названного Волхонкой). Это стало как бы пробой сил, и весной 1642 г. государь назначил боярина Морозова воеводой в Великий Новгород. Михаил Федорович ждал жениха для своей старшей дочери Ирины – сына датского короля Христиана IV, на котором остановили свой выбор еще в 1640 г. Отец отпустил Вольдемара в Россию под видом обучения воинскому делу. В декабре 1643 г. Глеб Иванович с новгородцами устроил пышную встречу королевичу[336]. В Москве Михаил Федорович предложил Вольдемару жениться, одновременно поменяв веру, но королевич отказался. Из России же он смог выехать только после смерти царя, в 1645 г.

Царевичу Алексею было только 16 лет, когда скоропостижно, в одну ночь, 13 июля 1645 г. умер его отец. И на смертном одре Михаил Федорович завещал дядьке царевича боярину Борису Ивановичу Морозову быть руководителем и наставником молодого царя в делах государственного управления.

И с тех пор боярин надолго стал фактическим правителем государства. Возглавив Стрелецкий и Аптекарский приказы, а затем и приказ Большой казны, боярин Борис Иванович Морозов сосредоточил в своих руках контроль за стрелецким гарнизоном столицы и финансами государства. Не сложно было ему и вернуть из Великого Новгорода в Москву брата, которому требовалось срочно упорядочить вотчинные дела после смерти тестя князя Алексея Юрьевича Сицкого. И 26 июля 1645 г. новый царь Алексей Михайлович послал в Великий Новгород на место боярина Глеба Ивановича Морозова другого воеводу[337].

Бояре Морозовы – братья Глеб, Борис и их отец Иван Васильевич – уже к этому времени стали крупными вотчинниками (судя по результатам переписи 1646 г.)[338]. В частности, у Глеба Ивановича в 7 уездах было 16 селений, где в 800 дворах жило 1599 душ мужского пола. Борис Иванович ставил в своих селениях Арзамасского и Нижегородского уездов «железные заводы», «хамовные дворы», склады хлеба и поташа, «будные майданы» и винокуренные заводы. Селения там были много крупнее – в 8218 дворах четырех сел значилось 25 477 душ мужского пола, а в остальных его 14 селениях в 1042 дворах было записано 2740 душ мужского пола.

Скорее всего, именно по возвращении из Новгорода – в 1645– 1647 гг. – Глеб Иванович стал обустраивать свою новую вотчину сельцо Зюзино: расширил до двух десятин уже имевшийся при князе Сицком сад, в оврагах устроил четыре пруда с карасями, построил приличествующие ему боярские хоромы, которые состояли из двух белых горниц на подклетях и двух сеней[339].

С Авдотьей Алексеевной было прожито почти тридцать лет, а детей так и не завели (во всяком случае, не осталось об этом каких-либо сведений). На склоне лет неплохо бы пожить боярыне в благости. При ней, вероятнее всего, до 1648 г., возвел Морозов и деревянную церковь во имя тезоименитых ему и брату Борису святых князей русских Бориса и Глеба. Всю жизнь помнил он о том, что в далеком детстве в родительском сельце Воронине была деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской с приделом Бориса и Глеба, но давно разрушилась. А с тех пор как подарила государыня и великая старица Марфа Ивановна ему на свадьбу образ Бориса и Глеба, обложенный серебром, с венцами сканными, зрела в глубине души мечта – построить церковь во имя этих святых, во имя братской верности, а образ этот в той церкви поставить. Шел к концу пятый десяток жизни, пора было думать о вечности и, по обычаю, храм строить. Откладывать не стал. И церковь, и терем мастера срубили быстро.

Казалось бы, как они выглядели, сквозь толщу лет узнать невозможно. Но совсем недавно, рассматривая вновь самый древний документ, на котором отмечено село Зюзино – «Чертеж земель от Земляного города до речки Раменки», выполненный подьячим Поместного приказа Леонтием Антипиным в 1692 г., спустя много лет после жизни боярина Морозова, – я многократно увеличила электронную копию «Чертежа» и особенно три строения, обозначающие на «Чертеже» село Зюзино боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского. Рисунок, конечно, мелкий, но при значительном увеличении видно, что в центре стоит деревянная церковь, справа от нее – деревянный терем, а слева – небольшое строение, возможно, недостроенное. Конечно, подьячий Леонтий Антипин, изучая детали дела, по поводу которого он составлял в 1692 г. чертеж, пользовался сведениями более ранними, приблизительно 1689– 1691 гг. Как известно (о чем будет сказано позднее), нижний храм каменной церкви Св. князя Владимира был освящен в 1688 г. И рисунок подьячего может служить подтверждением тому, что к 1692 г. каменный еще не был достроен – не было ни одного купола. А в Зюзине стояла та самая деревянная церковь, которую построил боярин Глеб Иванович Морозов. Это была двухэтажная церковь: верхняя – холодная – во имя тезоименитых братьям Морозовым святых князей русских Бориса и Глеба, а нижняя – теплая – во имя святого равноапостольного князя Владимира. Справа от церкви, в отдалении от нее, как бы в глубине усадьбы, стоял терем, тоже деревянный.

Деревянная церковь Святых князей Бориса и Глеба и деревянный терем, что построил боярин Глеб Иванович Морозов в селе Зюзине. Реконструкция выполнена по рисунку с «Чертежа земель от Земляного города до речки Раменки», выполненного подьячим Поместного приказа Леонтием Антипиным в 1692 г. Автор реконструкции С. Ярославцева, компьютерный дизайн – В. Касаткин

А у брата Бориса – вдруг новые затеи. С его подачи, как говорили, царь Алексей Михайлович собрался жениться на Марье Ильиничне Милославской, старшей дочери московского дворянина Ильи Даниловича Милославского, а сам Борис – на младшей, Анне.

16 января 1648 г. на свадьбе у государя «в отцово место» был боярин Борис Иванович Морозов, а «в материно место» – Авдотья Алексеевна, жена его брата боярина Глеба Ивановича, который был назначен оберегать спальню новобрачного царя Алексея[340]. Для Авдотьи Алексеевны это было самое высокое положение, которого могла достичь боярыня в те годы, и быть бы ей в числе первых приезжих боярынь. Ведь через десять дней Борис Иванович женился вторым браком на Анне Ильиничне Милославской и стал государю свояком. Государь пожаловал Борису Ивановичу к свадьбе свою отцовскую постелю со всем убором, а царица – три сорока соболей[341].

Но Авдотьи Алексеевны, вероятно, вскоре после этих событий не стало... Потому что уже через год, несомненно, после соответствующего траура, боярин Глеб Иванович Морозов вновь женился – на 17-летней Федосье Прокопьевне Соковниной, а в августе 1649 г. отбыл с молодой женой на воеводство в Казань, сменив там боярина Василия Петровича Шереметева[342]. Там в 1650 г. у них рождается сын Иван.

В Казани боярин Глеб Иванович воеводствовал три года[343]. По возвращении в Москву он не раз был у государева стола в Золотой палате, когда у Алексея Михайловича ел святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси. Неоднократно боярин Глеб Иванович Морозов сопровождает государя в походах на польского и литовского короля Яна Казимера: в мае 1654 г., в феврале–мае 1655 г.[344], в мае 1656 г., когда в Смоленске государь после стола жаловал за службу в Литовском походе бояр и окольничих. Боярин Борис Иванович Морозов был в этих походах в почетной должности дворового воеводы, и ему государево жалованье: «шуба бархат золотной, кубок, да к прежнему окладу придачи 300 рублев», а боярину Глебу Ивановичу Морозову «шуба отлас золотной, да кубок, да к старому его окладу придачи 170 рублев».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Книги похожие на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Ярославцева

С. Ярославцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Отзывы читателей о книге "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.