» » » » С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом


Авторские права

С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом

Здесь можно купить и скачать "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, ВКТ, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Рейтинг:
Название:
Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055278-8, 978-5-271-21677-0, 978-5-226-00984-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Описание и краткое содержание "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать бесплатно онлайн.



Когда древняя Москва располагалась на северных берегах реки Москвы, с южной стороны речной долины лежали леса с множеством мелких селений. Земли эти, девять веков назад принадлежавшие вятичам, постепенно вошли в состав Московского княжества. Большая часть их была объединена в XIX веке в Зюзинскую волость.

Автор книги, профессиональный литератор и журналист, скрупулезно исследуя в архивах историю этой волости, занимавшей территорию между современными Кунцевом и Братеевом, сумела показать яркую, непрерывную во времени картину развития региона, селений, их владельцев и крестьянских родов, составивших коренную часть населения села Зюзина.

Книга, исполненная в жанре документальной эпопеи, охватывает период от курганных времен вплоть до 1960 г., когда земли бывших подмосковных волостей вошли в черту столицы.






Впрочем, в Дворцовом ведомстве эта перепись проходила несколько раньше, чем во владельческих селениях. Когда через сто лет владельцам Зюзина Князевым (о них глава позже) понадобились сведения о селе, им прислали «Выписку из Большого Дворца из писцовых книг 183, 184, 185 гг.» (1675–1677 гг.)[352] со следующими краткими сведениями: дворцовое село, 11 дворов крестьянских, а в нем две заповедные рощи 71 десятин без чети, усадебная крестьянская земля 4 десятины, животинный выпуск 2 десятины, пашни крестьянские 72 четверти, да 5 пустошей, в них пашни 70 четвертей. Церковь деревянная, при которой имеются попов, дьячков, пономарев и просвирницын дворы. Как видно из перечисления, названы только владения крестьян, а то, что принадлежало государю, даже не упомянуто – в том числе государевы двор и сад. И если бы при очередной раздаче владению не была составлена подробная опись, этого бы нельзя было узнать. В описи подробно перечислено, «что чего отказано» – и пашни, и покосы, и леса, и выпасы для животных, и земли под гумном с подробными размерами, «и в житницах молоченой, а в полях земляной хлеб».

Впрочем, по размеру и составу по пустошам жалуемая князю В.Ф. Одоевскому дача могла не совпадать с той, которую реквизировали у боярыни Ф.П. Морозовой. Терем боярский сохранился, и церковь стояла крепко, с богатым убранством, среди многих образов – два («образ Бориса и Глеба... образ Спасов») из тех, что были подарены молодоженам Морозовым в 1619 г. государем Михаилом Федоровичем и его матерью; и описана церковь так подробно, как ни в каких других книгах. Полное описание это я с удовольствием приведу ниже, в главе «История прихода».

А прежде нужно сказать, что 24 июня 1684 г. великие государи и цари и великие князья Иван Алексеевич и Петр Алексеевич всея Великие и Малые и Белые Русии самодержцы и сестра их великая государыня благородная царевна и великая княжна Софья Алексеевна пожаловали боярина и дворецкого князя Василия Федоровича Одоевского за его службы – и при царевиче Алексее Алексеевиче, и при царе Федоре Алексеевиче «из молодых лет многие годы им Государям служил верно»; велели ему дать «в Московском уезде село Зюзино, которое взято к дворцовым селам по смерти столника Ивана Глебова сына Морозова с крестьянами и пустошми и со всеми угодьями... в вотчину... а в нем церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба древяная клецки с папертью, на паперть три лесницы, церковь крыта тесом; строенье боярина Глеба Ивановича Морозова...».

Крестьянских домов в селе было тогда (1684 г.) двенадцать. Эти двенадцать семей жили с тех пор в своих дворах, не перемещаясь, и стали корнями всех зюзинских крестьянских фамилий. Иногда позади основного дома для родственников или для повзрослевших сыновей ставили особую избу, а то и две. Этот обычай сохранился в селе вплоть до 1960-х гг., когда село перестало существовать.

Русские крестьяне. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию», XVII в.

О том, что село Зюзино принадлежало князю В.Ф. Одоевскому, я узнала из случайно попавшегося мне и прочитанного всего лишь из любопытства «Духовного завещания боярина князя Никиты Ивановича Одоевского» (1689)[353]. Перечисляя в завещании свои огромные владения, он упомянул и те, которые были у его сыновей и внуков. За свою долгую жизнь он пережил и своих сыновей, и многих внуков. Боярин и дворецкий князь Василий Федорович Одоевский был внуком Никиты Ивановича и умер бездетным тремя годами раньше его.

Герб князей Одоевских

«...В духовной своей внук мой боярин и дворецкой князь Василей Федорович написал племянникам своим, а моим правнучетам князь Михаилу з братьями в Московском уезде выслуженную свою вотчину село Зюзино, Борисоглебское тож, с пустошми, и по смерти внука моего боярина и дворецкаго князя Василья Федоровича, по указу великих государей и по докладной выписке за пометою думного дьяка Емельяна Украйнцова, то село Зюзино, Борисоглебское тож, по духовной внука моего дано было жене ево, а моей внуке боярыне вдове княгине Акилине Федоровне до ея живота... а после внуки моей боярыни вдовы княгини Акилины Федоровны то село Зюзино изволили великие государи отдать боярину князю Борису Ивановичу Прозоровскому, и им, правнучетам моим... бить челом великим государем... вместо тое вотчины укажут им иную какую вотчину дать...»

Никита Иванович в завещании подробно распорядился, как надо правнучатам, сыновьям внука Юрия Михайловича, хлопотать за потерянную вотчину или за ее возможную замену.

Ближний боярин князь Никита Иванович Одоевской принадлежал к древнейшему княжескому роду, ведшему свое начало от великого князя Михаила Черниговского, замученного в Золотой Орде Батыем. Князь Никита Иванович был женат на Евдокии Федоровне Шереметевой, дочери боярина Федора Ивановича Шереметева от его второй жены княжны Ирины Борисовны Черкасской. Ирина Борисовна была двоюродной сестрой царя Михаила Федоровича, так как отец царя патриарх Филарет Никитич Романов и ее мать Марфа Никитична Романова-Юрьева были родными братом и сестрой.

Боярин Ф.И. Шереметев был одним из богатейших вотчинников того времени. И от брака с его дочерью главным образом произошло земельное богатство князя Н.И. Одоевского. Но и сам он получил немало вотчин за долгую службу. Родившись в 1601 г., при Борисе Годунове, он видел все ужасы Смутного времени. Начав служить при Михаиле Федоровиче, он был отмечен уже в книге Московского осадного сиденья в приход литовских людей и королевича Владислава в 1618–1619 гг. в числе стольников, которые «малы, по полкам были не росписаны, а были в верху у государя и в сполохи в полки ездили собою». За эту службу жалован был первыми собственными вотчинами[354]. Он служил и Алексею Михайловичу, и его детям Федору Алексеевичу, правительнице Софье Алексеевне и малолетним государям Ивану и Петру. Рассказ о длительной службе Никиты Ивановича Одоевского требует отдельного изложения. Но особо хочется отметить важнейшее.

При вступлении на престол царя Алексея Михайловича боярин князь Н.И. Одоевской с окольничим С.В. Прозоровским приводили к крестному целованию молодому государю жителей Москвы. В день царского венчания князь Одоевской был пожалован в числе других вельмож в ближние бояре. И именно его назначил вскоре молодой царь при составлении нового Уложения председательствовать в комиссии из пяти лиц, которым поручены были подготовительные работы: двух бояр князей Н.И. Одоевского и С.В. Прозоровского, окольничего князя Ф.Ф. Волконского и двух дьяков. Князя Одоевского считали душой и главным деятелем этой комиссии, Сперанским XVII века, имя которого останется навсегда бессмертным в летописях отечественного законодательства. Уложение было напечатано в 1649 г.

Соборное уложение 1649 г. в серебряном ковчеге

В 1651 г. князь Н.И. Одоевской назначен воеводой в Казань, где он сменил боярина Глеба Ивановича Морозова, и пробыл там два года. Дети и внуки князя Одоевского служили рядом с ним; он видел уже в стольниках и всех своих правнуков.

У князя Никиты Ивановича было четыре сына: Михайла, Федор, Алексей и Яков, которые царю Алексею Михайловичу приходились троюродными братьями. Василий Федорович – второй сын Федора Никитича. Федор Никитич был ближним боярином и наместником Псковским, когда 13 июля 1656 г. его вместе с отцом, ближним боярином и наместником Астраханским, государь послал из Полоцка в Вильню как великих и полномочных послов на съезд с польскими комиссарами. Но в дороге князь Федор Никитич внезапно скончался[355]. В своем письме к царю Алексею Михайловичу, которое привез государю на стан в село Дрису стряпчий Пущин, князь Н.И. Одоевской писал: «Июля 18, от Полоцка на другом стану, у речки Начи судом праведным Божиим, а моим великимъ грехом, сына моего Федки не стало... И я, холоп твой, тело его с того стана отпущу июля в 19-й день, а на твою государеву службу пойду июля 20-го. Милость, государь, покажи, сотвори милость над убогою его душою и над оставшею его женою и малыми сиротками»[356].

Василий Федорович, как выше было сказано, с малых лет начал службу стольником при царевиче Алексее Алексеевиче. Вероятно, вскоре после кончины отца его взяли в комнаты, в товарищи к подрастающему царевичу. В документах от 1666 г. он значится первым в списке девяти стольников 13-летнего царевича, получивших простые древки для похода в с. Преображенское. Скорее всего, ему тогда было уже лет шестнадцать[357].

В тот год Алексея Алексеевича официально объявили наследником. На него возлагали большие надежды. В 1667 г. воспитателем и наставником наследника стал ученый монах Симеон, приехавший в Москву из города Полоцка, расположенного тогда в пределах Великого княжества Литовского, и впоследствии известный как Симеон Полоцкий.

Когда царь Алексей Михайлович во время шведского похода в 1656 г. проезжал через Полоцк, к царю обратился со своими стихами монах (в миру – Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, позднее один из зачинателей русского силлабического стихосложения и драматургии). Это знакомство продолжилось впоследствии. Когда через несколько лет Симеон Полоцкий переехал в Москву на постоянное место жительства и основал небольшую школу для приказных чиновников, его пригласили учителем и в царское семейство. Наследник царевич Алексей Алексеевич официально присутствовал вместе с отцом на различных приемах, сопровождал его в поездках. С ним всегда были и его стольники. Естественно, что и на занятиях с Симеоном Полоцким присутствовали два-три ближних стольника царевича, в первую очередь князь Василий Одоевской, сирота, выросший рядом с царевичем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Книги похожие на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Ярославцева

С. Ярославцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Отзывы читателей о книге "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.