» » » » С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом


Авторские права

С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом

Здесь можно купить и скачать "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, ВКТ, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Рейтинг:
Название:
Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055278-8, 978-5-271-21677-0, 978-5-226-00984-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Описание и краткое содержание "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать бесплатно онлайн.



Когда древняя Москва располагалась на северных берегах реки Москвы, с южной стороны речной долины лежали леса с множеством мелких селений. Земли эти, девять веков назад принадлежавшие вятичам, постепенно вошли в состав Московского княжества. Большая часть их была объединена в XIX веке в Зюзинскую волость.

Автор книги, профессиональный литератор и журналист, скрупулезно исследуя в архивах историю этой волости, занимавшей территорию между современными Кунцевом и Братеевом, сумела показать яркую, непрерывную во времени картину развития региона, селений, их владельцев и крестьянских родов, составивших коренную часть населения села Зюзина.

Книга, исполненная в жанре документальной эпопеи, охватывает период от курганных времен вплоть до 1960 г., когда земли бывших подмосковных волостей вошли в черту столицы.






Но Авдотьи Алексеевны, вероятно, вскоре после этих событий не стало... Потому что уже через год, несомненно, после соответствующего траура, боярин Глеб Иванович Морозов вновь женился – на 17-летней Федосье Прокопьевне Соковниной, а в августе 1649 г. отбыл с молодой женой на воеводство в Казань, сменив там боярина Василия Петровича Шереметева[342]. Там в 1650 г. у них рождается сын Иван.

В Казани боярин Глеб Иванович воеводствовал три года[343]. По возвращении в Москву он не раз был у государева стола в Золотой палате, когда у Алексея Михайловича ел святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси. Неоднократно боярин Глеб Иванович Морозов сопровождает государя в походах на польского и литовского короля Яна Казимера: в мае 1654 г., в феврале–мае 1655 г.[344], в мае 1656 г., когда в Смоленске государь после стола жаловал за службу в Литовском походе бояр и окольничих. Боярин Борис Иванович Морозов был в этих походах в почетной должности дворового воеводы, и ему государево жалованье: «шуба бархат золотной, кубок, да к прежнему окладу придачи 300 рублев», а боярину Глебу Ивановичу Морозову «шуба отлас золотной, да кубок, да к старому его окладу придачи 170 рублев».

Из Смоленска государь со всем своим войском пошел на свейского короля под Ригу, стоял станом в Полоцке... Поход закончился только глубокой осенью. В следующие годы государь несколько раз оставлял боярина Глеба Ивановича Морозова на Москве, уходя в поход то к Троице в Сергиев монастырь помолиться, то в Вознесенский монастырь на отпевание преставившейся царевны Анны Алексеевны...[345] Обычная рутинная дворцовая суета стареющего ближнего боярина.

Прием императорского посла 24 апреля 1662 г. Рисунок из книги А. Мейерберга «Путешествие в Московию», XVII в.

Кто знает, остался бы он в людской памяти, если бы не его вторая жена боярыня Морозова Федосья Прокопьевна, прославившаяся, уже став вдовой. В народной памяти именно она известна как боярыня Морозова. Несомненно, всем запомнилась картина Сурикова, запечатлевшего боярыню Морозову в момент, когда ее увозили в заточение.

Духовником Феодосии Прокопьевны, как и ее сестры княгини Евдокии Урусовой, был знаменитый протопоп Аввакум, в свое время очень близкий к царскому духовнику Стефану Вонифатьевичу. Под влиянием Аввакума добродетельная постница Феодосия Прокопьевна стала ревнительницей старообрядчества. Ее чин приближенной приезжей боярыни (она была седьмая в списке)[346], ее обязанности при дворе царя, которые она должна была соблюдать как жена государева свояка, приходили в противоречие с ее духовными помыслами. А когда один за другим умерли Борис Иванович (1 ноября 1661 г.) и Глеб Иванович (1662), а затем в Москве вновь появился после ссылки Аввакум (1662), живший в доме боярыни Морозовой летом 1664 г., Феодосия Прокопьевна открыто и демонстративно отвратилась от «всего новоуставления церковного», введенного Никоном. В ее московском доме проживали изгнанные из монастырей монахини, придерживающиеся старой веры; находили приют пустынники-старообрядцы; в домовой церкви служили по старым книгам. Возможно, именно в тот период протопоп Аввакум гостил у Феодосии Прокопьевны в подмосковной вотчине селе Зюзине.

Однако в монастырь 30-летняя вдова идти отказалась, чтобы не разлучаться с сыном Иваном Глебовичем, так как хлопотала о «доброй» невесте для сына, просила благословения пустозерских «страдальцев» на его «женитву»[347]. Для увещания боярыни царь прислал чудовского архимандрита Иоакима и соборного ключаря Петра. Их миссия не увенчалась успехом, и царь велел отписать у нее на свое имя половину вотчин (1666). Однако вскоре по просьбе царицы Марьи Ильиничны большая часть вотчин была ей возвращена (1667).

Боярыня Морозова посещает Аввакума в заточении. Миниатюра конца XIX в. работы А.А. Великанова

В тот момент Иван Глебович Морозов стал богатейшим женихом. За ним значились старинные и выслуженные вотчины и поместья его отца, а также сицкие вотчины и те, что даны ему после бездетного дяди боярина Бориса Ивановича Морозова – всего земель 11 415 четей без полтретника, а в них 3469 крестьянских и бобыльских дворов[348].

Когда в 1668 г. умерла вдова Бориса Ивановича Морозова боярыня Анна Ильинична Морозова, сестра царицы, а в следующем году и сама царица, не стало у Феодосии Прокопьевны заступниц перед царем, недовольным ее ревностным соблюдением старых обрядов. Некоторое время спустя боярыня приняла тайный постриг (конец 1670 г.), став инокиней Феодорой. А в январе 1671 г. отказалась присутствовать на свадьбе царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. А ей на этой свадьбе надлежало «в перьвых стояти и титлу царскую говорити». Разгневанный царь несколько раз присылал к Феодосии Прокопьевне своих приближенных с выговором, но она не покорялась. И в ночь на 16 ноября 1671 г. ее и сестру взяли под стражу. Ивану Глебовичу в год кончины отца было 12 лет. Несмотря на его болезненность, он был поверстан и имел чин стольника, когда выполнял государеву службу: 13 февраля 1670 г. он раздавал «государево жалованье» в московских богадельнях для поминовения царевича Алексея Алексеевича[349]. Вскоре после ареста матери он умер (в начале 1672 г.), так и не женившись. Имения, перешедшие к нему от отца и дяди, были отписаны на мать.

Однако боярыня Морозова из заключения не вернулась. Последнее место, где она находилась, – монастырский острог в небольшом калужском городке Боровске. Несколько месяцев сестры провели в земляной тюрьме, в пятисаженной яме, где и умерли от голода в 1675 г.: 11 сентября – княгиня Урусова, в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г. – боярыня Морозова.

Зюзино, которое после строительства деревянной церкви стали называть селом, как и многие другие владения Феодосии Прокопьевны Морозовой, было конфисковано Дворцом. В составленной при этом отписной книге 1666 г. перечислены все составляющие боярского хозяйства[350]. Село, что было сельцо «Скрябино Зюзино тож на враге, а у врага четыре прудца, в пруде рыба мелкая караси. А в селе церковь Бориса и Глеба древяна клецки, а в церкви образа и книги, и всякое церковное строение, и колокола боярские Глеба Ивановича Морозова». При церкви стояло два двора: в одном жил «поп Илья Денисов, да у него живут племянник его, пономарь Олекса Микифоров, да у него ж живет просвирница», а в другом – дьячок с сыном...

Москвичи в мыльне (бане). Миниатюра конца XVII в.

В селе стоял двор вотчинников, а на нем хоромы: «Две горницы белые на подклетах, двух сенцех, а в хоромах стол писан шахмат, две оконницы, рукомойник оловянный измятой, шандал железной, два заслонца железных. Да на дворе сушило на погребе, а в нем льняных семени четь, осмина гороха... семь отрезов, пять сох с полицами, два тагана, три топора, да и лом железной большой, две кочерги... да на дворе же 3 сарая конюшенных, ворота створчатые, кругом огорожен забором, да сад по скаске старосты и крестьян десятины с две, а в саду мыльня белая с сенцы, да две избушки с сенцы, а в них шесть оконниц да в избушке кадочка капусты и огурцов. Да на боярском дворе три павлина, две павы, двор скотной, на нем изба да житница, два сарая, да на скотном же дворе один мерин да рогату животину девять коров, десятой бычок, трое теленков, да трое же подтелков, двенадцать овец и баран, пятеро коз, два козла, осмеро свиней да девятеро гусей, два гнезда кур индейских, петух, двенадцать куриц русских. Да в саду ж три житницы, а в них молоченого хлеба: ржи восемь четей с осминою, овса двадцать четей; семени тридцать четей с осминой и четвериком, гречи осмина, ядрица две четверти с осминою, пшеницы восемь четей с четвериком, несеянова овса десять четей, да посеяно нынешнего 666 году на боярской земле ржи тридцать семь четей... да в гумне сена стог воза с четыре да осем соломы стресной с сеном. А по скаске старосты и крестьян на боярина де денежного доходу и мелничного завода никаких не было. Да в селе ж стоит сарай сажен в пятнадцать, а в нем кирпич ломаной да извести возов со ста» (видно, готовился Морозов ставить каменный храм, да не успел).

В селе также отмечено десять крестьянских дворов и семь пустошей: «Трубниково Мишкино тож на суходоле, Березовый пень на Дудине враге, Дубенки Медведево на враге на Кривом ручье, Гридино на Кривом ручье, Другое Гридино Ощепково тож на враге на Кривом ручье, Ягутино на речке Котле, Старая Шаша на речке Котле».

Роскошным убранством боярских хором – «стол писан шахмат», павлины на дворе, большой сад, мыльня белая с сенцами – боярское село Зюзино 1666 г. ощутимо отличалось от окружающих мелких селений.

Любимец царя Федора Алексеевича

Самым туманным в истории села Зюзина оказался период, когда село находилось в ведении дворцовой Коломенской волости – документов из Дворцового ведомства за этот период – с 1666 по 1684 г. – не нашлось никаких. Даже документы по переписи 1678 г., которые представлялись при проведении последующей переписи 1715–1716 гг., когда сравнивались все данные по всем селениям, чтобы определить, как изменилось селение, из Дворца не прислали. И писцы записали, что село Зюзино «по прежней переписи 1678 г. было в дворцовых раздаточных селах, переписных книг 1678 не прислано»[351].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Книги похожие на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Ярославцева

С. Ярославцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Отзывы читателей о книге "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.