Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Описание и краткое содержание "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Живой показ имеет колоссальнейшее значение, лучше всяких томов книг говорит другой раз какая-нибудь мелочь. И сам Ленин говорил постоянно о роли показа, о громадном значении показа. У кого есть какие-нибудь наброски, ленинские письма, фото, надо передать Музею Ленина. Часто бывает, что люди стараются оставить их себе, но музей-то будут смотреть сотни тысяч. Уж как ни жалко, а надо отдать, потому что без этого музея не построишь.
Так вот, приходит человек из музея и хочется ему написать воспоминание. Берет Ленина, начинает перечитывать и к удивлению своему находит то, чего он раньше не замечал. Такие чувства охватывают тех, кто видал Ильича.
А кто не видал? Я говорила со стахановцами, рассказывала им, как Ильич говорил о производительности труда. Потом отвечали стахановцы. И с каким волнением они говорили! Я до этого разговора недооценивала, какое впечатление производит музей. Почему? Как-то я писала брошюру «Что говорил Ленин о колхозах»[129]. И в начале у меня есть цитата из Маркса, говорящая об общественной обработке земли. Я ее привела, а потом усомнилась: пойдет книжка в деревню, к крестьянам, а я Маркса цитирую. Я попросила товарищей, которые поехали на места, спросить, понятна ли эта цитата из Маркса или нет. И знаете, ответили одно и то же в трех местах: «Теперь, когда мы сами все это переживаем, нам Маркс понятен». Это характерно. И мне кажется, сейчас, когда массы широко включились в стахановское движение и являются активными творцами колхозного движения, им то, что говорил Ленин, становится понятным и производит гораздо более сильное впечатление, чем это было бы раньше. И поэтому Музей Ленина особенно волнует широкие массы.
Когда смотришь этот музей, то хочется, чтобы гораздо полнее было все отображено. Я говорила т. Рабичеву: «Имейте в виду, что мы все коллективно будем только и делать, что на вас ворчать, потому что каждому хочется больше и больше видеть, все кажется ужасно мало». Надо, чтобы каждый музей помогал Музею Ленина. Вот и вы, музейщики, напишите и пришлите мне, каждый отдельно, а не коллективно, свои впечатления, свои замечания. В прежнее время, когда мы жили за границей, получая письма, просим товарищей написать конкретно. Они же делают краткий вывод: «Работа налаживается». Получишь, бывало, такое письмо, а хочется иметь конкретные факты, ощущать их руками. А вместо этого: «Работа налаживается».
Вы будете писать Феликсу Яковлевичу Кону, а мы с Феликсом Яковлевичем будем в меру возможности помогать т. Рабичеву, потому что дело это большое не только для Советского Союза, но и для иностранцев, так как они себе плохо представляют некоторые вещи. Я помню, как в 90-е годы нас ругали «марксятами». А вот теперь выросла мощная страна. И всем иностранцам интересно, как мы пришли к тому, что у нас есть сейчас. Но иностранцы поймут это только на конкретном материале. Они десять раз прочтут книгу, и это им мало скажет, а когда они увидят какую-нибудь мелочь — как, например, Ленин стоит и смотрит на трактор, который не двигается (такая картина есть), — они поймут, какие у нас были трудности. Или ребята делали для комсомольского съезда выставку детских подарков. Замечательно показано, как ребята сделали модель того дома, где была тайная типография. Сделали немножко по-детски, но сразу видно, как это все тогда было.
Музей Ленина — очень большое дело, но и краеведческий музей, если его поставить как следует, тоже может иметь большое значение.
Ильич вообще не очень любил музеи, быстро уставал. Но раз в Париже попал он в музей, где показана была революция 1848 г., так я не могла его оттуда вытащить, уж там вглядывался он в каждую мелочь.
У нас строится новая, социалистическая жизнь миллионами рук. Надо показать в краеведческих музеях эту работу масс, надо ее отразить так, чтобы каждый советский гражданин и иностранец почувствовал, как руками миллионов строится социализм.
Вот, товарищи, то, о чем я хотела вам сказать.
1936 г.
ЗАДАНИЕ ИЛЬИЧА
В Академии наук проводится большая работа по подбору кадров популяризаторов: работа идет по линии математики, физики, химии, географии, геологии, астрономии. Кое-что делается по издательствам. Насчет общественных наук тоже кое-что делается, но маловато, а между тем спрос на политическую литературу очень велик. Это мы знаем по нашим сельским библиотекам, по школам взрослых. Недавно, выправляя одну методику, я вычитала там такую фразу: «Больше всего спрос у малограмотных на книжки по технике и политической литературе. Приходится их переубеждать, что надо читать беллетристику». А переубедить явно не удается. Учащиеся в школах грамоты недовольны, что учебники для школ грамоты и малограмотных составлены сплошь из беллетристических рассказов.
Учительница школы взрослых «Можереза» (ст. Люблино) рассказывает, что учащиеся жалеют, что при школе малограмотных нет часа политграмоты.
В 1918 г. Владимир Ильич как-то созвал у нас на квартире совещание из литераторов, которые, по его мнению, могли бы писать популярно, и за чашкой чаю долго обсуждался вопрос, о чем и как писать популярные книжки… Тов. Волин вспоминает, что и он был на этом собрании. На днях в моем педагогическом архиве я нашла на бланке Председателя Совета Народных Комиссаров пожелтевшую, без подписи, напечатанную на машинке по старой еще орфографии инструкцию, о чем надо писать популярную книжку. Это инструкция Ильича.
Привожу ее:
«Задание: в 2-х недельный срок составить книгу для чтения крестьян и рабочих.
Книга должна состоять из отдельных самостоятельных, представляющих каждая нечто целое, листовок в 2–4 печатных странички.
Изложение самое популярное, для самого серого крестьянина.
Число листовок от 50 до 200; для первого выпуска книги 50.
Темы: Строительство Советской власти, ее политика извне и внутренняя. Например: Что такое Советская власть. Как управлять страной. Закон о земле. Совнархозы. Национализация фабрик. Трудовая дисциплина. Империализм. Империалистическая война. Тайные договоры. Как мы предлагали мир. За что мы теперь воюем. Что такое коммунизм. Отделение церкви от государства. И так далее.
Можно и должно брать старые хорошие листовки, переделывать старые статьи.
Книга для чтения должна дать материал для публичных чтений и для чтения на дому, и для перепечаток отдельных листовок и для перевода (с небольшими добавлениями) на другие языки».
Это писано в 1918 г. В свое время такой сборник был составлен, но погиб в недрах какого-то издательства.
Прошло с тех пор восемнадцать лет, и по-прежнему крайне актуально Ильичево задание. Темы сейчас только надо подобрать несколько иначе. Это очень ответственная работа. Ее необходимо сделать.
1936 г.
БУДЕМ ПОМОГАТЬ ЖУРНАЛУ
Изо дня в день растет сеть сельских библиотек, изо дня в день увеличивается число читателей в них. Да и не может быть иначе. Современная деревня непохожа на старую. В прежнее время кругозор рядового сельского читателя был очень ограничен, все мысли его были привязаны к своему единоличному хозяйству, а что делается в городе, в стране, в других странах — до этого крестьянину не было дела. Коллективизация сельского хозяйства пробудила у колхозников, у колхозниц ряд новых интересов, расширила круг вопросов, ответы на которые они ищут в книгах, журналах, газетах.
Вся жизнь наша дышит сейчас техникой; не могло это не отразиться и на интересах сельчан. Раньше крестьянин вел хозяйство так, как его вели отцы и деды, а теперь вместе с техникой ворвалась в деревню наука и революционизирует мысль крестьянина. Ворвалась не отвлеченная наука, а та наука, которая каждодневно проверяется жизнью. Мне запомнился рассказ одного товарища, который наблюдал влияние совхоза «Гигант» на окружающее население. Когда заработали в совхозе тракторы, стали приезжать в совхоз крестьяне на своих лошаденках, чтобы посмотреть на то, как «нечистая сила» поднимает целину. Совхоз предложил окрестным крестьянам запахать тракторами и их земли. Кулаки агитировали против, говорили, что на вспаханных тракторами полях хлеб не будет расти, и даже середняки не решились согласиться на предложение совхоза, согласились лишь бедняки. Вспахали землю, засеяли, погода стояла в тот год сухая, всходов долго не было. Сияли кулаки. Но вот прошел дождь, и поля покрылись густой, ровной порослью. Техника и Наука победили. Целые деревни ринулись в совхоз с просьбой запахать машинами их землю. Кто теперь боится трактора, комбайна?
Сельскохозяйственные машины, агрономия быстро стали вытеснять старые поверья, умирать стала религия. Укрепляющаяся Советская власть ставила все больше науку и технику на службу массам.
Стала расти у крестьян, особенно у крестьянской молодежи, жажда знания, и чем дальше, тем сильнее. Миллионы обучились за последние годы грамоте, стали читать газеты, но до последнего времени библиотека не входила в быт. Сейчас библиотека на селе становится самым популярным учреждением. Сельские библиотекари в своей массе близки стали к населению, живут тем, чем живут колхозы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Книги похожие на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Отзывы читателей о книге "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи", комментарии и мнения людей о произведении.