Алексей Мелия - Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР"
Описание и краткое содержание "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР" читать бесплатно онлайн.
Тема Великой Отечественной войны необычайно важна и эмоционально значима для каждого гражданина России. И как любая тема, вызывающая общественный интерес, она обрастает множеством мифов. Нам хорошо известен один из самых «популярных»: советское руководство готовилось к легким победам, собиралось вести войну исключительно на территории противника, а подготовки к длительной и тяжелой войне не велось. Понятно, что возникновение подобных мифов обусловлено, прежде всего, отсутствием достоверной информации.
В последние годы значительная часть важных архивных документов была рассекречена, и появилась возможность представить тот «образ будущей войны», каким его видело советское руководство и исходя из которого на самом деле шло строительство вооруженных сил, определялись перспективы развития народного хозяйства. Анализ архивных материалов позволяет определить конкретные направления комплексной и всесторонней подготовки страны к длительной и тяжелой войне.
Автор, анализируя фактический материал, показывает лишь часть той огромной работы, которая проводилась в предвоенные годы для подготовки страны к суровым испытаниям. Каждый город, каждый завод, каждое учреждение готовились к войне, их мобилизационные планы, наряду с мобилизационными планами воинских частей и соединений, являлись составной частью общей мобилизационной подготовки страны. В ее основе лежал системный подход — страна рассматривалась, как единый организм, который должен развивать максимальные военные усилия на фронте и одновременно сохранять социально-политическую и экономическую устойчивость. Книга помогает не только лучше понять события Великой Отечественной войны, но и увидеть новые грани многих процессов, развивавшихся в нашей стране в те годы.
С началом мобилизации НКПС должен был сформировать специальные поезда для обеспечения оперативного ремонта железнодорожных путей.
Помимо ремонтных поездов, НКПС должен был сформировать значительное количество поездов санитарного назначения.
Ремонтные поезда, формируемые НКПС по плану мобилизации[234]
1930 г. 1931 г. 1932 г. Головные ремонтные поезда 32 33 33 Подвижные ремонтные поезда 15 15 16 Поезда для восстановления водоснабжения 9 9 11 Поезда для восстановления связи 8 9 11 Подвижные пневматические станции 12 12 14 Всего 76 78 85Санитарные поезда, формируемые НКПС по плану мобилизации[235]
1930 г. 1931 г. 1932 г. Тыловые санитарные поезда 34 41 101 Полевые санитарные поезда 32 47 47 Временные санитарные поезда 100 112 112 Упрощенные санитарные поезда — — 34Значительный объем формирований специальных поездов в ходе мобилизации значительно ухудшал кадровое обеспечение мобилизационных перевозок. Развертывание формирований НКПС по мобилизационному плану 1932 г. требовало отвлечения от работы по обеспечению перевозок 35 500 человек[236]. По объявлению мобилизации в вооруженные силы уходило 4 тыс. человек комсостава запаса[237], в большинстве своем являвшихся руководителями среднего звена. Призывались в армию и неквалифицированные работники железнодорожного транспорта. Вместе с тем увеличение объемов движения на прифронтовых дорогах усиливало потребность в численности персонала этих дорог. В результате образовывался значительный кадровый дефицит.
Кадровая обеспеченность железных дорог по 29 ведущим профессиям после ввода в действие плана войсковой мобилизации 1932 г. с учетом удлинения рабочего дня до 12 часов[238]
Прифронтовые дороги Дороги центральной полосы Дороги восточной полосы Вся сеть Постоянная рабочая сила: Недостаток 52 875 19 215 8238 80 238 избыток 2432 55 850 25 298 83 580 Временная рабочая сила: Недостаток 50 213 26 236 2029 78 568 избыток 8316 4890 10 710 23 916Для преодоления недостатка кадров за счет внутренних ресурсов НКПС производилась перекомандировка специалистов с одной дороги на другую. Всего должны были быть откомандированы 11 585 человек, из них 2 298 в предмобилизационный период. Недостаток покрывался также за счет кадровых перемещений внутри дорог и привлечения рабочей силы со стороны.
Ситуация с кадровым обеспечением мобилизационных перевозок дополнительно осложнялась напряженной социальной обстановкой внутри страны и вызванными ею мероприятиями органов государственной безопасности по обеспечению мобилизации[239].
Напряженный график войсковых перевозок приводил к необходимости снижения народнохозяйственных транспортировок в мобилизационный период, прежде всего, за счет снижения объемов железнодорожных перевозок сырья и материалов.
Кадровые перемещения внутри дорог и привлечение дополнительной рабочей силы по мобилизационному плану 1932 г.[240]
По всей сети Прифронтовые дороги постоянных временных постоянных временных Перемещение на вышестоящие должности 38 800 3805 17 102 1143 Поступление из военкоматов 15 900 301 7445 226 Использование на мобпериод учащихся вузов, техникумов, школ ФЗУ 6481 223 5536 123 Из райисполкомов и горсоветов по трудповинности 28 835 96 599 26 849 68 683 По вольному найму 2739 256 378 252Для обеспечения функционирования предприятий народного хозяйства в этих условиях, в том числе и самих железных дорог, предполагалось создавать специальные мобилизационные запасы, за счет которых должен был покрываться дефицит сырья и материалов, образовавшийся вследствие снижения объемов народнохозяйственных перевозок.
Огромные объемы строительства новых предприятий в годы первой пятилетки, которые обеспечивались во многом за счет оборотных фондов действующих предприятий, делали практически невозможным создание мобилизационных запасов в должном объеме.
Практически полное отсутствие мобилизационных запасов вело к необходимости продолжать перевозки топлива в мобилизационный период, что в значительной степени ограничивало другие виды народнохозяйственных перевозок, в том числе эвакуационных.
Мобилизационные запасы топлива железных дорог на декабрь 1932 г.[241]
Потребность (30-дневный запас) Наличие Обеспеченность Донецкий уголь 1 558 200 206 000 13% Уголь других бассейнов 793 800 93 000 12% Нефтетопливо 249 800 — —В целом можно заключить, что перевозки войск по мобилизации, сосредоточению и стратегическому развертыванию должны были производиться по крайне напряженному графику. Обеспечение воинских перевозок являлось первоочередной задачей, и для их проведения в установленный срок и в полном объеме требовалось серьезно ограничить все другие виды транспортировок в мобилизационный период, включая и перевозки по эвакуационному плану.
3
Особенности эвакуационного плана 1929 года
В ходе разработки эвакуационного плана 1928 г. были отработаны основные приемы эвакуационной работы, а также взаимодействие между различными ведомствами. Опыт работы над эвакуационным планом 1928 г. был отражен в принятом 20 июля 1928 г. «Положении о вывозе», законодательно закрепившем порядок разработки эвакуационных планов. Последующие планы вывоза создавались в целом по отработанной схеме.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР"
Книги похожие на "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Мелия - Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР"
Отзывы читателей о книге "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР", комментарии и мнения людей о произведении.