В Степин - Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я"
Описание и краткое содержание "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я" читать бесплатно онлайн.
Новая философская энциклопедия дает обзор мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ, имен, обобщает достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия, является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий. Энциклопедия содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых - специалистов в различных областях философии.
При подготовке данного издания внесены некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная 80-летию Института философии РАН в четвертом - именной указатель по всем томам.
Argumentum internum (лат.) — внутренний аргумент; т. е. указывающий на спорность самого вопроса.
Argumentum nimium probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.
Argumentum primarium (palmarium) (лат.) — решающий (приносящий победу) довод.
Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.
Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логического труда Луллия.
Artes Ubendes (лат.) — свободные искусства; во времена поздней античности и в Средние века семь светских наук; см. Trivium и
Quadrivium. 'Apjpi (феч.) — начало; см. Архе.
Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие); Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Средневековый термин.
Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, к которому прибегают, чтобы избежать дальнейших рассуждений. 'Атарсфа (греч.) — невозмутимость; состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).
Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т.е. его можно повернуть куда угодно); схоластический афоризм.
Aufhebung (нем.) — снятие.
Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций). Атаркаа (греч.) — автаркия, самоудовлетворение; внутренняя самодостаточность, автономность, независимость (Демокрит, киники, стоики, Платон, Аристотель).
Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц).
Aunbc ёфа (греч.) — сам сказал. Так пифагорейцы говорили о своем учителе, признавая непререкаемость его слов. См. также Ipse dixit.
B
Begriffsdichtung (нем.) — поэзия понятий; Ланге о сущности метафизики.
Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).
Bona fide (лат.) — добросовестно.
Bon sens (франц.) — здравый смысл; см. также Common sense.
C
Calculus probabilium (лат.) — исчисление вероятностей.
Casus conscientiae (лат.) — моральный казус (случай). Предмет казуистики.
Causa (лат.) — причина, основание.
Causa activa (лат.) — действующая причина.
Causa corporalis (лат.) — физическая причина.
Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.
Causa efficiens (лат.) — действующая причина.
Causa essendi et fiendi (лат.) — основание существования и возникновения.
Causa exemplaris (лат.) — причина образцовая; порождающая модель вещи.
Causa finaJis (лат.) — целевая (конечная) причина.
Causa formalis (лат.) — формальная причина.
Causa materialis (лат.) — материальная причина.
Causa movens (motiva) (лат.) — движущая причина.
Causa sui (лат.) — причина самого себя; (первопричина; схоластический термин). У Спинозы субстанция — причина самой себя.
Causa vera (лат.) — истинная причина.
Causae occasionales (лат.) — побудит, причины, «случайные» причины: когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого; см. Окказионализм.
Characteristica universalis (лат.) — всеобщее исчисление (Лейбниц). Хардоца (греч.) — милость, дар; см. Харизма.
Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.
Circulus in demonstrando (лат.) — то же, что Circulus in probanda
Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.
Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.
Cogito ergo sum (лат.) — мыслю, следовательно, существую (тезис Декарта). Ср. ел., а также Volo ergo sum.
Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно, существую (тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта).
Coguitio ex datis (лат.) — познание на основе данных.
Coguitio ex principis (лат.) — познание на основе принципов.
Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (средневековая философия, Николай Кузанский).
Common sense (англ.) — здравый смысл; см. также Bon sens.
Complicata) — explicatio (лат.) — свертывание — развертывание (Николай Кузанский).
Conatus (лат.) — напряжение, усилие, стремление.
Concordia discors (лат.) — несогласное согласие, примирение непримиримого, неустойчивое равновесие.
Concursus dei (лат.) — соприсутствие Бога. Участие Бога в деятельности человека по спасению души; постоянная поддержка Богом существования вещей.
Conditio sine qua non (лат.) — условие, без которого нет [чего-либо]; т. е. необходимое условие.
Consensus (лат.) — согласие, общее мнение.
Consensus gentium (лат.) — согласие народов.
Consensus omnium (лат.) — согласие всех.
Consummatum (лат.) — доведенное до конца, свершенное; Иоан. 19, 30: consummatum est.' — Свершилось!
Contradictio in adjecto (лат.) — противоречие в определении (напр., круглый квадрат).
Contrat social (франц.) — общественный договор.
Corpus mysticum (лат.) — мистическое тело; символическое обозначение христианской церкви как тела Христова.
Creatk) continua (лат.) — непрерывное творение.
Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.
Credo (лат.) — верую (первое слово «Символа веры»); убеждения.
Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Парафраза слов Тертуллиана «credibile est quia ineptum»— «вероятно, ибо нелепо».
Credo, ut intelligam (лат.) — верую, чтобы понимать (принцип Августина, принятый Ансельмом Кентерберийским).
Cum prineipia negante non est disputandum (лат.) — с тем, кто отрицает принципы, не должно спорить; т. е. для спора нужна некоторая общность исходных посылок.
Curriculum vitae (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.
D
Aonjioviov (греч.) — демон, божество. Так называл Сократ свой «внутренний голос», предостерегавший его от неправильных поступков.
Dasein (нем.) — существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.
De facto (лат.) — фактически, наделе.
Definitio essentialis (лат.) — существенное определение, т. е. относящееся к существу.
De jure (лат.) — по закону, юридически.
De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать все сомнению (принцип философии Декарта).
Desideria carnis (лат.) — плотские желания.
Determinatk) est negatio (лат.) — см. Omnis detenninatio est negatio.
Deus absconditus (лат.) — сокровенный Бог.
Deus ex machina (лат.) — бог из машины; неожиданная развязка. В греческих трагедиях неожиданное явление бога при помощи театрального механического приспособления.
Deus sive natura (лат.) — Бог, или природа; т. е. Бог и природа тождественны. Положение Спинозы.
Dictum sapienti sat est (лат.) — для умного сказано достаточно.
Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластический термин).
Ding an sich (нем.) — вещь в себе (Кант).
Distinctio (лат.) — различение.
Distinctio formalis (лат.) — различение формальное.
Distinctio rationis (лат.) — различение рациональное.
Distinctio realis (лат.) — различение реальное.
Dhisio logica (лат.) — логическое деление.
Docta ignorantia (лат.) — ученое незнание; наука незнания (Николай Кузанский).
Doctor angelicus (лат.) — учитель ангелический; почетный титул Фомы Аквинского.
Doctor christianissimus (лат.) — учитель христианнейший; почетный титул философа-схоласта Иоанна Герсона (1363—1429).
524
Doctor communis (лат.) — учитель всеобщий; почетный титул Фомы Аквинского.
Doctor dukifluus (лат.) — учитель сладкоструйный. Почетный титул схоласта-скотиста Антуана Андре.
Doctor eximius (лат.) — учитель преизрядный; почетный титул Суареса.
Doctor extatkus (лат) — учитель изумительный; почетный титул философа-схоластика Дионисия Картезианца (1402/3—1471).
Doctor facundus (лат.) — учитель красноречивый; почетный титул философа-схоласта Пьера Ореоля (кон. 14 в.), ученика Иоанна Дун- са Скота.
Doctor fundatissimus (лат.) — учитель основательнейший; почетный титул философа-схоласта Эгидия Римского (1247—1316).
Doctor Uluminatus (лат.) — учитель озаренный; почетный титул Рай- мунда Луллия.
Doctor urefragabilis (лат.) — учитель неоспоримый; почетный титул Александра из Гэльса.
Doctor mirabilis (лат.) — учитель предивный; почетный титул Р. Бэкона.
Doctor profundus (лат.) — учитель глубокомудрый; почетный титул схоласта-скотиста и математика Томаса Брадвардина (кон. 13— 14 в.).
Doctor resolutissimus (лат.) — учитель всеразрешающий; почетный титул французского номиналиста Дюрана из Сен-Пурсена.
Doctor seraphkus (лат.) — учитель серафический; почетный титул Бо- навентуры.
Doctor solemnis (лат.) — учитель общепризнанный; почетный титул философа-схоласта Генриха Гентского (1217—1293).
Doctor subtilis (лат.) — учитель проницательный; почетный титул Иоанна Дунса Скота.
Doctor universalis (лат.) — учитель всеведущий; почетный титул Альберта Великого.
AoCa (греч.) — мнение; представление; вероятное суждение; см. Мнение и Знание.
Du kannst, denn du sollst (нем.) — ты можешь, ибо ты должен. Так Шиллер формулирует основную идею кантовской этики в стихотворении «Философы».
Auvcqiic (греч.) — сила, способность, свойство, возможность (ср. 'EvepyEia).
Duplex negatio affirmat (лат.) — двойное отрицание равно утверждению.
Duree (франц.) — длительность (понятие философии Бергсона).
E
Ecclesia spiritualis (лат.) — духовная церковь; церковь как духовное единство верующих.
Ego (лат.) — Я.
Efoffl&a (греч.) — отображения, подобия; по Демокриту, тонкие исте- _ чения, отделяющиеся от вещей.
EISoc (греч.) — вид, наружность, идея; см. Эйдос.
Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает (одно из положений римского права).
Emergent (англ.) — неожиданно возникающее новое; ср. Resultant; см. Эмерджентная эволюция.
Elan vital (франц.) — жизненный порыв (категория философии Бергсона). 'Evapyeia (греч.) — непосредственная очевидность; по Эпикуру, свойство чувств, восприятия; критерий истины. 'EvepyEia (греч.) — деятельность, активность, действительность (ср.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я"
Книги похожие на "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Степин - Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я"
Отзывы читателей о книге "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я", комментарии и мнения людей о произведении.