» » » » В Степин - Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я


Авторские права

В Степин - Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я

Здесь можно скачать бесплатно "В Степин - Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство МЫСЛЬ, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я
Автор:
Издательство:
МЫСЛЬ
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-2-244-01115-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я"

Описание и краткое содержание "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я" читать бесплатно онлайн.



Новая философская энциклопедия дает обзор мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ, имен, обобщает достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия, является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий. Энциклопедия содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых - специалистов в различных областях философии.

При подготовке данного издания внесены некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная 80-летию Института философии РАН в четвертом - именной указатель по всем томам.






Elan vital (франц.) — жизненный порыв (категория философии Бергсона). 'Evapyeia (греч.) — непосредственная очевидность; по Эпикуру, свойство чувств, восприятия; критерий истины. 'EvepyEia (греч.) — деятельность, активность, действительность (ср.

Aovoauc); см. Энергия, Энтелехия.

Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому.

Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.

Ens entium (лат.) — сущее сущих (Бог).

Ens in actu (лат.) — сущее в действительности.

Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности.

Ens rationis (лат.) — мыслимое (мысленное) сущее.

Ens reale (лат.) — реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее (Бог). 'EvreXexeia (греч.) — осуществленность; см. Энтелехия.

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама»; см. также Principia non sunt multiplicanda. 'Еяогуюу^ (греч.) — приведение, индукция. 'Еяекшю (греч.) — по ту сторону, запредельное. Термин Платона, обозначающий верховенство идеи блага. 'Е*юттцт| (греч.) — знание, наука, достоверное знание; см. Мнение и Знание. 'Етслрофч (греч.) — см. Movfj. 'Ежюхч (греч.) — воздержание от суждения; см. Эпохе.

Erga (лат.) — по отношению к [чему-либо].

Ergo (лат.) — следовательно. "Epyov (греч.) — дело, деяние, содеянное, как результат деятельности — evepyeia (см.). Это различение принадлежит В. Гумбольдту: по его мнению, язык не продукт деятельности (epyov), а деятельность (evep/Eia).

Erlebniss (нем.) — переживание; термин «понимающей психологии» Дильтея. Еггаге humanuni est (лат.) — человеку свойственно ошибаться (Сенека-старший).

Esprit de finesse — esprit de geometrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. Выражение Паскаля, различающего интуицию (интуитивное проникновение в суть вещей) и научное познание.

Esse (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).

Essentia (лат.) — сущность.

Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.

Evoluta (лат.) — выявленное, раскрытое.

Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное; женственное начало в мире, мировая душа. Выражение из «Фауста» Гете.

Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

Exclus« tertii principium (лат.) — принцип (закон) исключенного третьего.

Exempli causa (лат.) — например.

Ex fontibus (лат.) — из первоисточников.

Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии и вслед за ним Лукреций и др.).

Experimenta fructifera (лат.) — опыты плодоносные, т. е. приносящие практическую пользу (Ф. Бэкон).

Experimenta lucifera (лат.) — опыты светоносные, т. е. расширяющие знания (Ф. Бэкон).

Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрестка), т. е. решающий эксперимент (Ф. Бэкон).

Explicite (лат.) — в развернутом виде, явно; ср. Implicite.

F

Fallacia (лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате [смешения существенного] со случайным.

Fallacia a sensu composite ad sensum dhisum (лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu dhiso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum (лат.) — ошибка высказывания; неправильное умозаключение.

Fallacia falsi medii (лат.) — ошибка из-за ложного посредствующего суждения (ложного среднего термина).

Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка из-за ложной необходимости; т. е. вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia fictae universalitatis (лат.) — ошибка из-за ложной всеобщности; т. е. из-за придания большей посылке всеобщего характера, которого она не имеет.

Fallacia incerti medii (лат.) — ошибка из-за неопределенного среднего термина.

Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения нескольких вопросов в одном.

525

Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка самого высказывания; т. е. из-за неправильного словесного выражения.

Fallacia suppositions (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.

Kdsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всем.

Enta volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьбы ведут покорного и волокут упирающегося. Выражение Клеанфа, переведено на латынь Сенекой.

Ficta universalitatis (лат.) — см. Fallacia fictae universalitatis.

Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

Figura dictionis (лат.) — оборот речи, способ выражения.

Filioque (лат.) — «и сына»; догмат римско-католической Церкви, согласно которому Св. дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

Flatus vocis (лат.) — колебание голоса: по Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae (лат.) — «источник жизни» (Бог); лат. название философского трактата Ибн Гебироля (Авицеброна).

Formaliter (лат.) — по форме, формально.

Fuga vacui (лат.) — избегание пустоты; см. также Horror vacui.

Fundamentum dfrisionis (лат.) — основание разделения.

Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Fur sich (нем.) — для себя; «для-себя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая бытие, развернутое осознанием (ср. An sich).

G

Geistesgeschichte (нем.) — история духа; термин Дильтея, понимающего историю культуры как историю духовных образований.

Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

Gemeinschaft und Gesellschaft (нем.) — «общность и общество»; название работы Ф. Тенниса.

Genus (лат.) — род.

Genus proxhmim (лат.) — ближайший род (для данного вида).

Genus remotum (лат.) — отдаленный род.

Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальт- психологии.

Globus intellectualis (лат.) — универсум мышления. ГубИН geoutov (греч.) — познай самого себя. Гуооц (греч.) — знание; также — учение гностицизма.

Gotheit (сред.-верх.-нем.) — божество; Экхарт обозначает этим термином божество как абсолют в отличие от Got — бога как личности.

Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Так в Марбургской школе неокантианства истолковывается «вещь в себе» — как задача и предельное понятие процесса логического определения объекта.

Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация; см. Ясперс; Экзистенциализм.

H

Habitus (лат.) — внешний облик; состояние, положение, свойство, обыкновение.

Habitus naturae (лат.) — природное свойство.

Habitus animi (лат.) — душевный склад, характер.

Haecceitas (лат.) — «этость»; термин Дунса Скота, означающий единичность существования и ее несводимость к сущности. Ср.

Quidditas.

Harmonia praestabilita (лат.) — предустановленная гармония.

Harmonie preetablie (франц.) — предустановленная гармония.

wEv Kcd Kfifcv (греч.) — всё и единое; см. Всеединство. "ExEpov (греч.) — иное. "OXoc (греч.) — целый, весь.

Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный — человек цивилизованный (противопоставление, принадлежащее Руссо).

Homo (лат.) — человек.

Homo creator (лат.) — человек-творец.

Homo faber (лат.) — человек-ремесленник, человек-созидатель.

Homo homini hipus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).

Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).

Homo ludens (лат.) — человек играющий (Хёйзинга).

Homo mensura omnium rerum (лат.) — человек — мера всех вещей (принцип, восходящий к Протагору).

Homo pictor (лат.) — человек-художник.

Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линней).

Homo sum, humani nihil a me alienum puto (лат.) — я — человек и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).

Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).

Horror vacui (лат.) — боязнь пустоты; см. также Fuga vacui.

Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.

Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура. ~Ykr\ — материя, вещество, материал.

I

Ichheit (нем.) — «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте).

Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»), принадлежит философии Бёме.

Id (лат.) — оно; бессознательное в психике. См. Фрейду Психоанализ.

I8ea (греч.) — идея; см. Эйдос. 'Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.

Ideae mnatae (лат.) — врожденные идеи.

Idem per idem (лат.) — то же через то же; логическая ошибка в определении.

To4ov (греч.) — собственное, свойственное; неотделимый признак.

Idola fori (лат.) — идолы площади; заблуждения, вызванные неточностью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).

Idola specus (лат.) — идолы пещеры; заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Idola theatri (лат.) — идолы театра; заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон).

Idola tribus (лат.) — идолы племени; заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Ignorabimus (лат.) — см. Ignoramus et ignorabimus.

Ignoramus et ignorabimus (лат.) — мы не знаем и [никогда] не узнаем.

Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание не аргумент.

Ignoratio elenchi (лат.) — случайность довода; логическая ошибка, при которой доказывается не то, что должно доказываться, или опровергается не то, что должно опровергаться.

Ignotum per ignotius (лат.) — неизвестное через более неизвестное; логическая ошибка в определении.

niiquidum (лат.) — неочевидное.

Impetus (лат.) — побуждение, стремление.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я"

Книги похожие на "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В Степин

В Степин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В Степин - Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я"

Отзывы читателей о книге "Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т—Я", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.