» » » » Елена Левкиевская - Русская народная мифология


Авторские права

Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Левкиевская - Русская народная мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Ломоносовская библиотека, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Левкиевская - Русская народная мифология
Рейтинг:
Название:
Русская народная мифология
Издательство:
Ломоносовская библиотека
Год:
2009
ISBN:
978-5-94282-551-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народная мифология"

Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.



Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.






***

Раньше ведьмам приписывалась способность воровать с неба звезды, вызывать град, наводнения, пожары, дожди, моровое поветрие. Древнерусские документы свидетельствуют, что во время эпидемий и стихийных бедствий их причину видели в деятельности ведьм и сжигали женщин, заподозренных в ведовстве. В Уставе князя Владимира о церковных судах была отдельная статья, по которой судили за «ведьмовство и зелейничество» (то есть приготовление волшебных напитков из трав). В первой половине XV в. во время моровой язвы во Пскове сожгли живыми двенадцать женщин, обвиненных в чародействе. Во времена царя Алексея Михайловича некую старицу Олену сожгли в срубе вместе с обнаруженными у нее чародейскими бумагами и кореньями за то, что она портила людей и некоторых учила ведовству. В Тотьме в 1674 г. по сходному обвинению была сожжена женщина Федосья. В 1730 г. сенат издал указ, подтверждающий, что за волшебство закон определяет сожжение, а еще через сорок лет после этого епископ Устюжский доносил правительству о появлении колдунов и волшебников мужского и женского пола, которые портят людей, насылая на них червей.

Один из наиболее известных мотивов в славянских поверьях о ведьмах — их полеты на шабаш. Сборища ведьм бывают накануне больших церковных праздников, обычно перед Пасхой и Воздвиженьем. Начинаются они, когда все люди уснут, и продолжаются до первых петухов. Этот мотив больше характерен для западнославянской мифологии, заимствовавшей этот сюжет из средневековых поверий. Среди восточных славян рассказы о полетах ведьм известны преимущественно у украинцев. В русской традиции они встречаются гораздо реже.

***

У нас солдатик со службы шел. Переночевать зашел к старушке. А она сама-то летала. Вот солдатик-то спать лег, но не заснул, а из-под одеяла выглядывал одним глазом. Вот старуха подошла к печи, горшочек поставила на шесток, руки помочила и фырк! — в трубу. А солдатику интересно. Он возьми да так же и сделай. И в бане очутился! А там старух полно. Хозяйка его увидела и говорит: — А ты зачем здесь? Давай домой! Дали ему коня красивого, быстрого. Солдатик сел на коня — и вмиг очутился в хате. Глядь: а под ним вместо коня помело оказалось! (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 176)

***

Уметь вовремя распознать ведьму — жизненно важно для человека. Поэтому известно множество способов, как это делать. Как и колдуна, ведьму можно «запереть» в доме, в который она придет в гости. Если воткнешь иголку, нож или ножницы в порог или в стол с нижней стороны, ведьма так и не выйдет из дома, пока этот острый предмет не уберешь. Будет сидеть, как привязанная.

***

У нас механиком здесь Миша Димов. Он как-то ко мне забегает и смеется, значит.

— Данила, ты знаешь у нас Розаниху-то?

— Знаю. — Старуха.

— Она колдунья.

— Откуда ты знаешь?

— Испытал, — говорит.

— Да чем ее испытать-то надо?

— А мне, — говорит, — там один старичок: «Вот если кто колдун придет гостить, ты, говорит, возьми ножницы в порог воткни. И он не уйдет, пока эти ножницы не вытащишь». А я, — говорит, — захожу домой, на обед приехал. Ага, Розаниха сидит. А слыхал, что она колдунья-то. Я, — говорит, — потихоньку у жены там ножницы взял и в порог воткнул. Воткнул и забыл. Уехал опять на работу. Это в четыре часа. Он до шести часов работал. Приезжаю, она, сидит. Жена-то говорит:

— Старуха-то сдурела ли, что ли? Одно ревет: «Отпустите меня!» — да и только. А я ее что, привязала, что ли?

Он потом:

— Я, — говорит, — вспомнил: да ведь я ножницы-то не убрал. Только, — говорит, — их вынул, так она — только задница мелькнула — убежала (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 183).

***

Есть проверенный, но жестокий способ, чтобы распознать ведьму, если она обернулась каким-нибудь животным — кошкой или жабой, например. Повстречавшись с подозрительной кошкой, жабой или лягушкой, ее стараются искалечить — перебить лапу или выколоть глаз. Если на следующий день окажется, что одна из женщин в селе захромала или окривела, значит, она и есть ведьма.

***

В одной деревне одна бабка жила, она такая старая. Дом у нее стоял далеко от других, ниже от деревни. Говорили люди, что ведьма. Ну вот, раз с танцев шел парень с девушкой, ночь уже, за полночь. Вдруг бежит на них большая свинья, такая здоровая. Девчонка-то испугалась, а парень и ударь ее пряжкой от ремня прямо в лоб. Ну, испугалась свинья, захрюкала и убежала. На другой день парень-то в магазине это и рассказал. Вдруг входит туда эта ведьма-то, а у нее на лбу сияет отпечаток от пряжки (Новгородская обл., Черепанова 1987, 83).

***

Чтобы отогнать от себя ведьму, нужно бить не по ней самой, а по ее тени, потому что ведьма может «отводить глаза» — на самом деле она находится на том месте, где ее тень, а не там, где кажется. Бить ее, как и любую нечистую силу, нужно только один раз и наотмашь, потому что от второго удара любая нечисть приобретает еще большую силу. По другим представлениям, нечистой силе можно наносить много ударов, но при каждом следует говорить: «Раз!» Ведьма будет просить: «Скажи „два"!» Но этого делать не следует, так как она приобретет прежнюю силу и погубит человека.

Ведьма за свои грехи и связь с нечистой силой наказывается тяжелой смертью. Она не может умереть, пока не передаст кому-нибудь свои знания, или пока не разберут в доме потолок, или не выломают одну доску из крыши. После смерти тело ведьмы распухает так, что не вмещается в гроб, а изо рта или из одежды у нее течет молоко. Хоронить ведьму необходимо вниз лицом. Гроб с ее телом нельзя нести дорогой, а следует двигаться к кладбищу в обход — задворками и огородами. После смерти ведьмы не знают покоя на том свете и выходят из могил вредить людям. Как и колдуны, ведьмы превращаются в нечистых покойников, опасных для человека, — упыриц и еретиц.


Притча из "Зерцала вельми страшна и ужасна" о девушке, певшей бесовские песни. Гравюра XVII в.

ЗНАХАРЬ


Знахарка лечит припадочную. С. Увяз Касимовского уезда Рязанской губернии, 1914 г.

Заболела у бабы Марьи корова. Ни с того ни с сего заболела. Слегла, корм не ест, грустными глазами на всех смотрит. А вчера с пастбища пришла здоровая, веселая. Баба Марья ее подоила — корова дала много молока, почти целое ведро. Она всегда столько давала — ведро молока. Поэтому ее в шутку звали ведёрницей. Многие завидовали бабе Марье: иметь такую корову в семье — счастье. Тут тебе и молочко парное, и сметанка густая, домашняя, и сливки, и масло, и простокваша. Никакой магазин не нужен. На деревне без коровы жить тяжело. Она первая кормилица и поилица. А если еще внучата на лето приезжают, так без коровы и вовсе не обойдешься.

И вот беда какая! Лежит корова, умирает. Баба Марья бегом к ветеринару. Он пришел, посмотрел. Что за болезнь — ничего понять не может. На всякий случай выписал лекарство. Баба Марья лекарство купила, корове дала. Только все без толку. И тут она вспомнила, что вчера около ее двора Василисиха крутилась. А Василисиха — первая на деревне ведьма. Все знают, что испортить корову, отнять молоко — ей ничего не стоит. Василисиха только этим и живет, что у других все портит. Недаром она около двора крутилась — что-нибудь дурное натворила. А раз так, то тут, ясное дело, никакой ветеринар не поможет. Нужно идти на поклон к знахарю. Только он может спасти корову от смерти и снять порчу.

Знахарь Кирик Захарыч, суровый с виду старик с седой бородой, живет на другом конце деревни. Баба Марья бросилась к нему со всех ног. Вошла в избу. А в избе стоит запах сушеных целебных трав. Сами травы по всем углам и стенам висят. Собирает их Кирик Захарыч на заре, со специальными заговорами, от того их лечебная сила только увеличивается. Сидит Кирик Захарыч за столом, степенно пьет чай с медом. Мед у него свой — густой и душистый. Ведь знахарь еще и пасеку держит, и пчелы у него хорошо ведутся. Значит, и здесь он знает тайные слова. Бабка Марья к нему со слезами: «Беда у меня, Кирик Захарыч, выручай! Корова слегла. А вчера я около двора Василисиху видела — не иначе как она навредила!» — «Ну, что же, приду, посмотрю твою корову», — Кирик Захарыч неспешно поднялся. Пришел, обошел двор бабы Марьи, осмотрел корову. И заключил: «Да, сделано твоей корове. И сделано крепко. Еще бы немного — и корова бы умерла. Василисиха это сделала. Она тебе порчу под левый угол хлева подложила, под тот, что ближе к забору. Но мы это сейчас наладим. Давай сюда лопату, будем копать». Как он узнал — загадка. На то он и знахарь. Копнул он под углом хлева и вытащил небольшой тряпичный узелок. Развязал, а там яичная скорлупа, спутанные волосы, куриные кости — в общем, всякая гадость, с помощью которой ведьмы и колдуны наводят порчу. Знахарь взял узелок, отнес на ближайший перекресток и там сжег, прочитав предварительно заговор. Ведь предметы, на которых навели порчу, всегда уничтожают на перекрестках, межах, границах нолей. Эти места в народной традиции мыслятся как пограничье между своим и «иным» миром. Поэтому все плохое — порчу, заломы, одежду больных людей — уничтожают в таких пограничных местах, чтобы вернее отослать их в «иной» мир.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народная мифология"

Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Левкиевская

Елена Левкиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"

Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.