» » » » Елена Левкиевская - Русская народная мифология


Авторские права

Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Левкиевская - Русская народная мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Ломоносовская библиотека, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Левкиевская - Русская народная мифология
Рейтинг:
Название:
Русская народная мифология
Издательство:
Ломоносовская библиотека
Год:
2009
ISBN:
978-5-94282-551-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народная мифология"

Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.



Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.






***

А кто, как не знахарь, предохранит скот от порчи на весь пастбищный сезон, остановит падеж скота да и просто вылечит корову, заболевшую от дурного глаза.

***

Есть такие старухи, что ладят. А как они ладят, кто их знает, слова они не скажут. Вот у нас две коровы пропало, овцы гибли, коровы — кто-то портил. А потом мы разговорились с племянницей, она говорит: «Есть старушка, она хорошо ладит». Ну, мы с ней пошли к этой старушке. Она мне и говорит: «Знаешь, Яковлевна, я тебе ничего не скажу, ты только хозяйке скажи, пусть она положит по двадцать копеек в хлеву в каждый угол. А слов я тебе не скажу. Я спущу их по ветру, и слова эти придут к вам». Я пришла и сказала дочери, она так и сделала. Коровы перестали гибнуть (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 449).

***

Одно из важных дел, которое умеют делать знахари, — обезвреживание залома, закрученного в поле злыми колдунами и ведьмами. Ведь от этого зависит не только урожай, но и здоровье хозяина поля. Попробуй сжать заломленные со злым умыслом колосья или даже тронуть их — в лучшем случае скрутит руки, в худшем — может парализовать. Вся надежда на знахаря. Он умеет обращаться с заломом. Не только уничтожит его, но еще и укажет, кто этот залом заломил, и отомстит обидчику.

***

Дед Шваркун был. Он такой дед, что его вся деревня знает. Ему Паша, жена кузнеца, холстину дала да водку ставила, чтобы он ей залом заговорил. А то Васиха, вдова солдатская, Паше залом заломила. Заломила, а сама померла. А все Шваркун, ей-богу! Пашина кума за грибами ходила. По утру идет она по меже около Пашиной десятины, а рожь сама ходуном ходит. Она подошла, глянула — а Васиха там сидит и волосы распустила, в одной рубахе, она залом так и ломит, и смотрит быстрым глазом. А девушка как побежит к Паше: «Кумонька моя родная, не ходи жать, тебе Васиха залом заломила». Так Паша аж взвыла, ведь жать время. А Шваркун заговорил рожь, да и ничего. А Васиха недельку пожила, померла, да и все тут. А он не дурным делом, а все святым словом заговаривает. Со слов Шваркуна залом нужно заговаривать так: возьми образ Николы Чудотворца, ступай в рожь, рано, до солнца, а как солнце взойдет, ты к закату встань, да на образ гляди и заговор говори: «Николай Чудотворец и Святой Божий! И помилуй нас от худого, от лихого, от злого. Николай святой по межам ходит да рожь растит по теплым ночам, по утренним зорям, а лихой человек по межам ходил да залом ломил по теплым ночам, по холодным росам. А пошли ему, Боже, на смерть, на болезнь, на куту лежать, ему хлеба не есть, воды не пить, а в могиле быть. А рабе Прасковье здоровой быть, Николаю святому молебен служить» (Смоленская губ., Шейн II, 529).

***

Вот и подошло к концу наше путешествие по краю непуганых леших. Но не думайте, что вы уже все в нем увидели и все о нем узнали. Мы с вами прошли по нему самыми проторенными тропами и заглянули в самые основные места. Пробрались в чащу леса, где живет хитроумный и насмешливый леший. Прокатились по озеру, где под корягами притаился агрессивный водяной. Зашли в крестьянскую избу, где хозяйничает рачительный домовой, но может поселиться и зловредная кикимора. Попарились в баньке, которой управляет грозный банник. Встретились по пути с ведьмой и колдуном. Счастливо избежали козней обольстительной русалки. Можно сказать, что мы прошли по этому краю туристическим, экскурсионным маршрутом, и многое из того, что таится в его заповедных уголках, осталось неохваченным и незамеченным. Этот край велик и обширен, как велики и обширны запасы русского фольклора. Чтобы прийти в этот край не туристом, а настоящим знатоком и завсегдатаем, нужно еще очень многое о нем узнать и прочитать. А где же об этом крае можно узнать подробнее?

Существует целая наука, которая изучает традиционную культуру. Эта наука — фольклористика. Более полутора веков фольклористы записывают и исследуют не только мифологические поверья и предания, но и другие пласты народной традиции — волшебные сказки, былины о древнерусских богатырях, исторические песни, народный календарь, семейные обряды, медицинскую магию, любовные заклинания и многое другое, что накопила за века своего существования русская традиционная культура. Несколько поколений замечательных ученых собирали для нас эти богатства. На память приходят и «Русские народные сказки» А. Н. Афанасьева, и «Онежские былины» А. Ф. Гильфердин-га, и «Пословицы русского народа» В. И. Даля, и «Великорусские заклинания» Л. Н. Майкова, и многие другие книжки о русском и славянском фольклоре. Когда вы их прочтете, то станете не случайными туристами, а полноправными хозяевами в краю домовых и леших.


СЛОВАРЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ

Амбарник — мифологический хозяин амбара.

Бабка — см. Знахарь/Знахарка.

Банник — мифологический хозяин бани.

Банная хозяйка — женский дух, мифологическая хозяйка бани.

Банница — см. Банная хозяйка.

Батамушка — домашний дух, разновидность Домового (см.).

Болотник — мифологический хозяин болота.

Болотный — см. Болотник. Болотный дедко — см. Болотник.

Болотяник — см. Болотник.

Боровики — младшие лешие в большом лесу, подчиняющиеся Лесному царю или Мусаил-лесу (см.).

Ведьма — женщина, обладающая демоническими свойствами, связанная с нечистой силой и способная вредить людям и скоту.

Ведьмин Иван — см. Иван Ведьмарский.

Вештица — см. Ведьма.

Водян царь — см. Водяной.

Водяная чертовка — см. Русалка.

Водяненки — дети Водяного.

Водяниха — жена Водяного, мифологическая хозяйка водоема, или Русалка (см.).

Водяница — см. Водяниха.

Водяной — мифологический хозяин и покровитель водоема.

Водяной хозяин — см. Водяной.

Водяной царь — см. Водяной.

Вовкулак — см. Оборотень.

Волкодлак — см. Оборотень.

Волос — один из высших древнерусских богов, покровитель скота и торговли.

Волховник — см. Колдун.

Волшебница — см. Ведьма.

Ворожейка — см. Знахарь/Знахарка.

Гуменник — мифологический хозяин гумна — места, где складывали привезенные с поля снопы.

Гуменной хозяин — см. Гуменник.

Дажьбог — один из высших древнерусских богов, олицетворяющий солнце.

Дедко полевой — см. Полевой.

Дедушка водяной — см. Водяной.

Дедушко овинный — см. Овинник.

Дедушко-полевушко — см. Полевой.

Деды — души предков, всех умерших, принадлежащих определенному роду.

Дикари — а) лешие (см. Леший); б) люди, проклятые своими родителями.

Диконькие мужички — см. Дикари.

Диконький — см. Леший.

Домовиха/Домовилиха — а) жена домового; б) женский дух, мифологическая хозяйка и покровительница дома, в котором живут одни женщины.

Домовой — мифологический покровитель и хозяин дома, происходит из предков данного рода. Другая половина — см. Домовой.

Дуня ригачница — см. Рижная баба.

Еретик — «нечистый покойник», умерший колдун, встающий после смерти из могилы и вредящий людям. См. Упырь.

Еретник — см. Еретик.

Еретица — «нечистая покойница», умершая ведьма, встающая по ночам из могилы и вредящая людям. См. Упырица.

Жареница — см. Овинница.

Закликиватъ молоко — отнимать молоко у чужих коров, выкликая их имена.

Закликуха — см. Ведьма. Закрутка — см. Залом.

Заложный покойник — «нечистый» покойник, умерший неестественной смертью и возвращающийся с «того света» после смерти. См. Ходячий покойник.

Залом — пучок сломанных или спутанных колосьев в поле, форма вредоносной магии, которой занимаются ведьмы и колдуны.

Знаток — см. Знахарь.

Знахарь/Знахарка — человек, обладающий магическим знанием и сверхъестественными способностями, лечащий людей и скот.

Иван Ведьмарский — Иван Купала (24.06/7.07), праздник Рождества Иоанна Предтечи, время наибольшей активизации нечистой силы.

Кикимора — женский беспокойный дух, живущий в доме и причиняющий мелкий вред хозяйству.

Кикимора одноглазый — см. Куриный бог.

Кикиморка/Кикимра/Кукимора — см. Кикимора.

Килятник — см. Колдун.

Кладенец — дух, сторожащий клады.

Кладовик — см. Кладенец.

Кладовые бесы — бесы, сторожащие клады.

Колдун — человек, обладающий демоническими свойствами, связанный с нечистой сплои и вредящий людям и скоту. Колдунья — см. Ведьма.

Коловерти — демоны, находящиеся в услужении у колдуна или ведьмы.

Колотовка — см. Русалка.

Колтун — спутанные плотным комом волосы, болезнь, имеющая демоническое происхождение.

Копша — дух, сторожащий клады.

Красные шапочки — см. Кузутики.

Кудельница — см. Полудница.

Кузутики — демоны, находящиеся в услужении у колдуна, выполняющие его приказания и приносящие ему богатство.

Кулешата — см. Шуликуны.

Кулеши — см. Шуликуны.

Куриный бог — камень с естественной дыркой, вывешивается в хлеву и курятнике как оберег от Кикиморы (см.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народная мифология"

Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Левкиевская

Елена Левкиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"

Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.