» » » » Елена Левкиевская - Русская народная мифология


Авторские права

Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Левкиевская - Русская народная мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Ломоносовская библиотека, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Левкиевская - Русская народная мифология
Рейтинг:
Название:
Русская народная мифология
Издательство:
Ломоносовская библиотека
Год:
2009
ISBN:
978-5-94282-551-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народная мифология"

Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.



Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.






Кирик Захарыч уничтожил узелок с порчей, потом вернулся к корове. Стал ее лечить, или, как говорят, «ладить», «налаживать». Пошептал над ней заговоры, опрыскал ее наговоренной водой — водой, над которой прочитаны специальные заговоры от порчи. Потом дал немного попить этой воды. Трижды провел рукой по хребту от головы к хвосту. Корова медленно встала на еще нетвердые ноги. Потом напилась воды, понемногу начала жевать корм. Баба Марья только руками всплеснула — только что умирала корова и уже сено ест. Вот так Кирик Захарыч! Недаром про него по всей округе молва идет, что он сильный знахарь. Любую порчу снимет и у людей, и у скотины. Кирик Захарыч оставил бабе Марье наговоренную воду и наказал окроплять корову утром и вечером. Чтобы ведьмы больше ей не вредили.

Знахарь свое магическое, сверхъестественное знание применяет для пользы — для лечения людей и скота, для охраны от колдовства. Он может отвращать градовые тучи с помощью заговоров и прорицать судьбу. Знахарями могут быть как мужчины, так и женщины.

В отличие от колдуна и ведьмы, знахарь, как правило, не имеет дела с чертями и не отрекается от Бога. Он использует силу заговоров, растений, воды и других предметов, наделенных в народной традиции высокой исцеляющей силой. Но знахарское знание, как и знание колдуна, все равно греховно. Оно не дает знахарю умереть, поэтому это знание необходимо перед смертью передать другому.

Знание ведьм и колдунов может быть как врожденным, так и приобретенным. Знахарское мастерство всегда приобретается. Обычно опытный знахарь обучает начинающего, и в этом знахарство сближается с ремеслом. Знахарству может обучиться любой человек, но часто оно передается «по крови», то есть по наследству — от матери к дочери, внучке, правнучке. А если у женщины нет дочерей, знание можно передать снохе. Знахарь передает знание перед смертью или когда перестает лечить. Ведь с передачей знания другому лицу сам знахарь теряет его. Знание передается от старшего к младшему, иначе оно не будет иметь силы.

Названия знахаря и знахарки свидетельствуют об их основном деле — знать и лечить. Знахарь, знаток — это тот, кто обладает магическим знанием. Знахари умеет ворожить, поэтому знахарку зовут ворожейка. Они «ладят», лечат людей, поэтому их зовут: ладильщица, лекарка, лечейка. Они лечат пациента, шепча заговоры, поэтому их называют шептун и шептуха. О знахаре часто говорят, что он знает, бабит, ладит, шепчет. Часто знахарей называют просто: бабка, дед. О таких людях говорят, что они «со знатьем».

В течение многих веков знахарь фактически заменял крестьянам врача, а знахарка-по-витуха — акушерку. В средневековой Руси проповедники — без особого, впрочем, успеха — пытались отучить своих прихожан пользоваться услугами знахарей. В слове св. Кирилла «О злых духах» читаем: «А мы ныне, когда хоть немного заболеем, или жена, или дети, то, оставив Бога, ищем проклятых баб чародей-ниц… и слов прелестных слушаем». «Прелестные» слова — это слова, которыми нас прельщают. Из записок земских врачей XIX в. нам известно настороженное, а часто враждебное отношение крестьян к дипломированным врачам. Народ предпочитал обращаться к знахарям, полагая, что врачи умеют лечить только «господские» болезни, а в болезнях простых людей ничего не смыслят. Известны случаи, когда во время эпидемий крестьяне убивали врачей, обвиняя их в распространении заразы, но полностью доверяли советам знахарей.

Главный «инструмент» знахаря — это заговор, магический текст, с помощью которого можно воздействовать на болезнь, демонов, природу. Заговор основан на обращении к Богу, святым и добрым силам природы. Он произносится или непосредственно над больным, или наговаривается на различные вещества и предметы воду, водку, соль, хлеб. Знахарь дает их съесть или выпить больному. Наговоренной водой он окропляет или обмывает больное место. В лечении знахарь применяет целебные травы, отвары и настои из них. Он использует предметы и вещества, которым приписывается магическая сила: землю, уголь, щепку от дерева, разбитого громом, нож и другие острые орудия; «громовую стрелу» — кремень продолговатой формы, освященные предметы, святую воду, пасхальную скатерть (на которой справляли Пасху) и многое другое. Знахарь лечит все болезни людей и скота, но особенно те, что получены в результате колдовства — порчи, сглаза, оговора, испуга или вселения в человека нечистой силы.

Особенно часто знахарей приглашают к маленьким детям. Не в каждом селе есть свой врач-педиатр. А с ребенком мало ли что может случится! Испугает ребенка собака — тот начинает заикаться, плохо спит по ночам, кричит. Эта болезнь в народе называется испуг. Или посмотрит на ребенка соседка со «злым» глазом, позавидует. И ну нахваливать ребенка с недобрым умыслом: «Ах, какой он у Вас хороший, красивый, здоровый!» И все. Ребенок кричит, не ест, не спит, успокоить его невозможно. Или начинает без причины худеть и бледнеть на глазах. Такая болезнь по-народному называется сглаз, потому что происходит от злого глаза. А еще есть болезнь ночницы, или криксы, — это детская бессонница, переполох, щетинки и многое другое. В народной медицине все болезни называются по-своему. И лечатся по-своему. Врачи в такие болезни не верят и их не лечат. Тогда и приходит на помощь бабка-знахарка. На вечерней заре, когда куры устраиваются спать, она относит ребенка в курятник под насест. Ведь куры засыпают рано — чтобы и ребенок засыпал рано. Затем знахарка опрыскивает его водой. А воду берет не простую, а наговоренную на трех угольках. Делается она так: знахарка наливает в миску воды, лучше святой, читает над ней молитву или заговор и бросает в воду три горячих уголька из печки. Если угольки при этом сильно шипят, знахарка ставит диагноз: ребенка сглазили. Этой водой она обмывает лицо, ручки, грудь больному и шепчет тихонько: «Курам — ревота, а Маше (Пете, Ване) — дремота». Или:

Заря-зареница,
Красная девица,
Возьми криксы-плаксы
Ночные, дневные, полуденные.
Дай рабе Божьей Маше покой
По сей день, по сей час, по мой приговор.

Обмоет знахарка ребенка, прочитает над ним заговоры, а воду, которой обмывала, выльет под забор — туда, где никто не ходит. И ребенок перестает плакать, успокаивается и крепко засыпает.

***

Дети маленькие так не перестанут спать — ревут и ревут, плохо спят. Надо идти старушку искать. Старушка придет, что-то пошепчет на растительное масло. У печки стоит, что-то шепчет и сплевывает, а потом этим маслом мазали ребенка. Или на свеклу шепчут, на свекольный сок. А если слова не подойдут, так ребенок еще больше ревет. Тут скорее вымыть его надо, и пойдут другую старушку искать. А слова могут не подойти. Кровь не такая. Если к светлому ребенку — нужно, чтобы шептала светлая женщина, а если темный ребенок, то темноволосая женщина (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 468).

***

Знахари берутся лечить и серьезные, тяжелые болезни — грыжу, лишай, воспаление раны, змеиный укус и даже эпилепсию, которая в народе называется падучей, потому что больной падает на пол и бьется в припадке.

***

Падучую болезнь у нас называли припадошной. Детей-то лечили тоже бабки. Вот один случай я знаю такой. Один ребенок упал на пол, и его вот как трясет. Бабка пришла, рубашку разорвала с него, в подпол сходила, деревянным клином забила в землю. Надо забивать в такое место, чтобы больше не шевелить. И все. Больше ни разу не было. Вот уже сейчас за семьдесят ему, а больше ни разу не было (Архангельская обл., Левкиевская 2001,432).

***

Знахарь. Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Начало XX в.

Знахарь незаменим в обыденной сельской жизни. Ведь он обладает определенным ясновиденьем — может знать и видеть то, что не могут знать и видеть обычные люди. Знахарь, как и колдун, предсказывает будущее, гадая на картах, на бобах, воде. Отчасти он даже заменяет собой милицию. Ведь он способен находить пропавшие или украденные вещи, заблудившийся и уворованный скот. Может он указать на вора и даже наказать его.

***

Сосед, значит, у соседа все украл. Они тогда уехали, а Петро-то с женой подошли, поискали вот так, где ключи лежат, нашли, открыли сундук — раньше-то сундуки были — и все унесли. Хозяева вернулись, <…> глядят — пусто-то в сундуке-то. Тогда хозяйка пошла к одной старухе в Путёж. Только она на порог, а старуха-то ей: «Что, Мариша, ограбили?» Она ей ни слова не сказала, а та уже все знала: и имя, и что случилось тоже. Взяла она, значит, блюдо такое большое, налила воды и пустила туда зеркальце маленькое. Хозяйку-то на улицу прогнала, а было окошечко маленькое, так она на него блюдо поставила и говорит: «Смотри!» А та смотрит в зеркальце-то и видит: едут Петро с женой-то, привязывают лошадь, подходят, ключи ищут — все так было, — заходят, ищут ключи от сундука — он под сундуком лежал-то, — нашли, открывают сундук, расстилают простынь и все-то на нее сложили и унесли. <…> Старуха предупредила, что как только приедешь домой, так она [жена вора] к тебе придет. И правда, она пришла, только села чай пить — приходит Петрова жена. «Простите, — говорит, — Христа ради» (Нижегородская обл., Корепова 2007, 234).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народная мифология"

Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Левкиевская

Елена Левкиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"

Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.