» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Государственное издательство политической литературы., год 1956. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1956
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах.

Год: 1929-1959






Здесь надо рассмотреть, то простое понятие познания, которое выступает против слишком общей точки зрения в только что упомянутом вопросе, — именно в вопросе о возможности вообще подвергнуть сомнению истинность познания и считать допустимым по произволу заниматься познанием или его забросить. Понятие познания раскрылось для нас как сама интеллигенция, как достоверность разума: действительность интеллигенции есть само познание. Отсюда следует, что нелепо говорить об интеллигенции и в то же время признавать, что она может по произволу познавать или не познавать. Но познание является истинным именно постольку, поскольку интеллигенция его осуществляет, т. е. полагает для себя понятие его. Это формальное определение имеет свой конкретный смысл в том же, в чем его имеет познание. Моменты его реализующей деятельности суть созерцание, представление, воспоминание и т. д.; эти деятельности не имеют никакого другого

{241}

имманентного смысла; их цель есть исключительно понятие познания (см. примечание к

{§ 445}

). Только если они изолируются, то возникает условие для представления, что они отчасти могут быть полезны еще и для чего-то другого, чем только для познания, отчасти же сами по себе дают удовлетворение, причем обыкновенно восхваляют большое наслаждение, которое дает нам деятельность созерцания, воспоминания, фантазии и т. д. И изолированное, т. е. лишенное духа созерцание, фантазирование и т. д.

также может, конечно, доставлять удовлетворение. Основное определение физической природы составляет внеположность моментов имманентного разума, взятых как внешние друг относительно друга; то же самое в интеллигенции отчасти может быть осуществлено произвольно, отчасти же происходит в ней, поскольку сама она является еще только природной, еще необразованной. Но истинное удовлетворение — в этом с нами согласятся все — дает только созерцание, проникнутое рассудком и духом, только разумное представление, порождение продуктов фантазии, проникнутых разумом и изображающих собой идеи, и т. д., т. е. только познающее созерцание, представление и т. д. То истинное, что приписывается такому удовлетворению, заключается в том, что созерцание, представление и т. д. даны налицо не изолированно, но лишь как момент целокупности, как момент самого познания.

Прибавление. Как уже было указано в прибавлении к

{§ 441}

, даже и дух, опосредствованный отрицанием души и сознания, сам первоначально имеет еще форму непосредственности, — следовательно, видимость быть внешним по отношению к самому себе — подобно сознанию, относиться к разумному, как к чему-то вне его сущему, только заранее данному, а не им самим опосредствованному. Однако через снятие обеих упомянутых, предшествовавших ему, главных ступеней развития, этих, им самим для себя сделанных предположений, дух раскрылся уже перед нами как нечто само-себя-с-самим-собой опосредствующее, как нечто такое, что из своего другого возвращается к самому себе, — как единство субъективного и объективного. Деятельность духа, возвратившегося к самому себе, содержащего внутри себя объект уже как снятый в себе, с необходимостью сводится поэтому к тому, чтобы снять также и упомянутую видимость непосредственности его самого и его предмета, — форму простого нахождения объекта. — Деятельность интеллигенции проявляется поэтому сначала, правда, как формальная, ненаполненная, — дух же, следовательно, как нечто еще не обладающее знанием; и дело идет прежде всего о том, чтобы устранить это незнание. В конце концов интеллигенция заполняет себя непосредственно данным ей объектом, который, — как раз вследствие своей непосредственности, — отмечен всеми чертами случайности, ничтожества и неистинности внешнего наличного бытия. На этом принятии непосредственно раскрывающегося содержания предметов интеллигенция, однако, не останавливается;

{242}

напротив, она скорее очищает предмет от того, что в нем оказывается чисто внешним, случайным и ничтожным. Тогда как у сознания, таким образом, дальнейшее его развитие, как мы видели, кажется начинающимся от самого по себе происходящего изменения определений его объекта, — интеллигенция, напротив, положена как та форма духа, в которой сам он изменяет предмет и посредством его развития развивает и себя самого дальше в направлении к истине. Интеллигенция, превращая предмет из внешнего во внутренний, и самое себя делает внутренней. Эти два факта— превращение предмета во внутренний предмет и сосредоточение духа в самом себе — есть одно и то же. То самое, о чем дух имеет разумное знание, становится именно в силу того, что оно познается разумно, разумным содержанием. — Интеллигенция отнимает, следовательно, у предмета форму случайности, постигает его разумную природу, полагает ее тем самым субъективно и преобразует таким путем одновременно и субъективность до формы объективной разумности. — Так первоначально абстрактное, формальное знание превращается в конкретное, заполненное истинным содержанием, следовательно, объективное знание. Когда интеллигенция достигает этой ее собственным приятием поставленной цели, тогда она поистине является тем, чем она первоначально только должна была быть, именно — познанием. Это последнее должно быть хорошо отличаемо от чистого знания. Ибо уже сознание есть знание. Свободный дух не удовлетворяется, однако, чистым знанием; он стремится познавать, т. е. он хочет не только знать то, что предмет существует и что он вообще собой представляет, равно как и то, чем он является по своим случайным, внешним определениям, но он хочет знать также, в чем состоит определенная субстанциальная природа предмета. Это различие знания и познания есть для развитого мышления нечто совершенно обычное.

Так, например, говорят: мы знаем, правда, что бог существует, но мы не в состоянии познать его. Смысл этого утверждения состоит в том, что об абстрактном существе бога мы, правда, имеем некоторое неопределенное представление, но тем не менее не в состоянии будто бы понять его определенной, конкретной природы. Те, кто так говорит, могут быть, говоря от своего лица, совершенно правы, В самом деле, хотя та теология, которая объявляет бога непознаваемым, тоже усердно занимается им экзегетически, критически и исторически, разрастаясь, таким образом, до очень пространной науки, — она все же достигает знания только о внешней стороне и, напротив, отстраняет от себя субстанциальное содержание своего предмета как нечто для ее слабого духа непереваримое.

Тем самым она отказывается от познания бога, ибо, как мы видели выше, для познания недостаточно знания только внешних опреде- ленностей; для этого необходимо понимание субстанциальной определенности предмета. Такая наука, как только что названная, стоит на точке зрения сознания, а не на точке зрения подлинной

{243}

интеллигенции, которую иногда справедливо называли также способностью познания, с той лишь оговоркой, что выражение способность имеет несколько неправильное значение чистой возможности.

Для удобства обозрения мы заранее наметим теперь формальный ход развития интеллигенции до познания. Ход этот таков:' Первоначально интеллигенция имеет непосредственный объект.

Далее, во-вторых, некоторый внутри себя рефлектированный, приобретший внутренний характер материал.

Наконец, в-третьих, некоторый столько же субъективный, сколько и объективный, предмет.

Так возникают три ступени: а) знание, относящееся к непосредственно единичному объекту, имеющее как бы материальный характер, — или созерцание;?) интеллигенция, которая перестает относиться к единичности объекта, сосредоточивается внутри самой себя и относит объект к всеобщему, — или представление;?) интеллигенция, понимающая конкретно-всеобщее предметов, или мышление, в том определенном смысле, что то, что мы мыслим, также и есть, — также имеет объективность.

а) Ступень созерцания, непосредственного познания, или сознания, положенного с определением разумности и проникнутого достоверностью духа, в свою очередь распадается на три подразделения: 1) Интеллигенция начинает здесь с ощущения непосредственного вещества; 2) развивается затем далее до внимания, столь же отделяющего от себя объект, сколько и фиксирующего его, 3) и на этом пути становится подлинным созерцанием, полагающим объект как нечто самому себе внешнее.

?) Что касается второй главной ступени интеллигенции — представления, то она включает в себя три ступени:??) воспоминание,??) силу воображения,??) память.

?) Наконец, третья главная ступень в этой области, мышление, имеет своим содержанием: 1) рассудок, 2) суждение и 3) разум.

а) СОЗЕРЦАНИЕ

{§ 446}

Дух, который в качестве души определен чертами природы, в качестве сознания существует в отношении к этой определенности, как к внешнему объекту, — в качестве же интеллигенции сам себя


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.